Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЛЕАНФ

Мультимедийная энциклопедия
(331-232 до н.э.), греческий философ, уроженец города Асс в Троаде. По приезде в Афины слушал лекции киника Кратета и стоика Зенона. После смерти Зенона в 264 до н.э. сделался вторым главой Стои и оставался им до конца жизни. Более всего Клеанфа интересовала религиозная сторона стоицизма, что отразилось в его стихах. В Гимне к Зевсу Клеанф превозносит самодержавную власть творца природы и утверждает, что Зевс предводительствует вселенским разумом, проницающим мир, и что в отдалении от Зевса возможны лишь безрассудные поступки грешных людей. Последнее плохо согласуется с положениями ортодоксального стоицизма, и в другом своем стихотворении Клеанф вносит некоторые корррективы. Здесь утверждается, что человек должен следовать предначертаниям судьбы. Лучше всего, если он станет это делать без страха, но даже если он сделается дурным и мятежным, ему все равно придется подчиниться судьбе. См. также <<СТОИЦИЗМ>>. ЛИТЕРАТУРА Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979 Античные гимны. М., 1988 Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995
Античные писатели
    Клеанф, Kleanthes, из Асс в Троаде, 331-232 гг. до н. э., греческий философ. В зрелом возрасте прибыл в Афины, где сделался учеником Зенона Кифеонского. Происходил из бедной семьи, и даже будучи философом, зарабатывал себе на жизнь физическим трудом. В 262-232 гг. был руководителем Стои. В учении Зенона развивал в основном религиозное направление. К. считал мир единством, душой и разумом которого является Бог, традиционно называемый Зевсом, а сердцем — Солнце. Гармония мира непостижима для людей, жаждущих богатства, славы, развлечений — вещей, недостойных философа. В высокой степени литературно одаренный, он заботился о форме своих произведений, которых написал всего 50 (сохранились только фрагменты). Наиболее известен сохранившийся целиком гекзаметрический Гимн Зевсу.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов
    Клеанф, сын Фания из Леса. В молодости он был кулачный боец (говорит Антисфен в "Преемствах"); но, приехав в Афины с четырьмя только драхмами (уверяют некоторые), он примкнул к Зенону, стал достойнейшим образом заниматься философией и остался верен его учениям.
    Он славился трудолюбием: так как был он очень беден, то ему приходилось работать поденщиком – по ночам он таскал воду для поливки садов, а днем упражнялся в рассуждениях; за это его прозвали Водоносом. Есть рассказ, что однажды его привлекли к суду – дать ответ, на какие доходы он живет в столь добром здравии; но он избежал суда, призвав в свидетели садовника, которому он таскал воду, и хлеботорговку, для которой он пек хлеб. Ареопаг признал эти свидетельства и постановил выдать Клеанфу десять мин, но Зенон запретил ему их принимать. Антигон, говорят, тоже давал ему 3000 драхм. А однажды, когда он вел молодых людей смотреть на зрелища, ветер сорвал с него плащ и все увидели, что на нем даже нет рубахи; за это афиняне наградили его рукоплесканиями и стали дивиться ему еще больше (так сообщает Деметрий Магнесийский в "Соименниках"). Говорят, что однажды Антигон, оказавшись его слушателем, задал ему вопрос, зачем он носил воду, а тот.ответил: "Разве я только воду ношу? разве я не копаю землю? разве не поливаю сад? разве не готов на что угодно ради философии?" И сам Зенон упражнял его в этом и требовал с него по оболу в виде оброка. А однажды, заработавши горсть мелочи, он высыпал ее перед товарищами и сказал: "Клеанф мог бы прокормить второго Клеанфа, если бы захотел; а вот иные, хоть у них и есть, чем кормиться, ищут средств у других, да и то философствуют лишь кое-как". За это Клеанфа стали звать вторым Гераклом.
    Был он трудолюбив, но недаровит, а вдобавок крайне медлителен. За это и Тимон пишет о нем так:
        Кто сей дебелый баран, дозирающий сонмы людские?
        Ассосский вялый любитель словес, оробелый булыжник7-73.
    Соученики над ним смеялись, но он это сносил; и даже когда его обозвали ослом, он ответил: "Да, только мне и под силу таскать Зеноновы вьюки". А когда его попрекали робостью, он отвечал: "Робость меня и уберегает от ошибок". Он считал, что живет лучше, чем богачи, и говорил: "Они играют в мяч на земле, твердой и бесплодной, а я эту землю вскапываю". Нередко он вслух бранил самого себя; однажды Аристон, услышав это, спросил: "Кого это ты бранишь?", а он с улыбкой ответил: "Одного такого старика, который до седины дожил, а ума не нажил".
    Кто-то сказал ему, будто Аркесилай не делает того, что нужно делать. "Перестань, не ругайся, – сказал Клеанф, – на словах он отвергает надлежащее, а на деле утверждает". "Лестью меня не возьмешь", – сказал на это Аркесилай. "А я и не льщу, – ответил Клеанф, – я ведь говорю, что ты твердишь одно, а делаешь другое".
    Кто-то спрашивал его, какое напутствие лучше дать сыну; Клеанф ответил: "Из "Электры"7-74: Тише, тише! легкой ступай стопой..."
    Один спартанец заявил, что труд – хорошая вещь; Клеанф в восторге сказал ему: – Вижу, дитя, по словам, что твоя благородна порода!..7-75
    Гекатон в "Изречениях" сообщает, что когда один хорошенький мальчик стал рассуждать, что слово "лягаться" происходит от слова "ляжка", Клеанф сказал ему: "Потише со своими ляжками, мальчик: не всегда похожие слова означают похожие вещи". Другого мальчика он спросил в разговоре: "Чувствуешь?" Тот кивнул, а Клеанф на это сказал: "Почему же я не чувствую, что ты чувствуешь?"
    Когда поэт Сосифей в театре воскликнул в его присутствии: ...Погонщик их – Клеанфово безумие!..7-76
    Клеанф даже не пошевелился, так что народ за это стал ему в восторге рукоплескать, а Сосифея выгнал из театра. Потом Сосифей просил у него прощения за эту хулу, и Клеанф простил, сказав: "Раз уж Дионис и Геракл не гневаются на насмешки поэтов, то нелепо было бы и мне сердиться на случайную брань".
    О перипатетиках он говорил, что они похожи на лиры: звучат прекрасно, а сами себя слушать не умеют. Вслед за Зеноном, говорят, он утверждал однажды, что по виду можно постичь нрав; тогда несколько молодых насмешников привели к нему одного женоподобного развратника, загрубевшего в деревне, и стали допрашивать, какого нрава этот человек; Клеанф был в затруднении и уже велел было мужику уходить, как вдруг тот, уходя, чихнул. "Понял! – воскликнул Клеанф, – это бабень!"
    Одному нелюдиму, который разговаривал сам с собой, он сказал: "У тебя совсем неплохой собеседник!" Кто-то попрекал его старостью – Клеанф ответил: "Я и сам бы рад помереть, но пока чувствую себя в полном здравии, пока пишу, пока читаю, то могу и подождать".
    Это он, говорят, записывал уроки Зенона на черепках и бычьих лопатках, потому что у него не было денег на бумагу. Вот каков он был; и хотя у Зенона было много достойных учеников, именно он стал его преемником во главе школы.
    Он оставил такие прекрасные книги: "О времени", "О естественной науке Зенона" 2 книги, "Толкования к Гераклиту" – 4 книги, "О чувстве", "Об искусстве", "К Демокриту", "К Аристарху", "К Эриллу", "О побуждении" 2 книги, "Древности", "О богах", "О гигантах", "О браке", "О поэте", "О надлежащем" 3 книги, "О добром совете", "О милости", "Поощрение", "О добродетелях", "О даровании", "О Горгиппе", "О зависти", "О любви", "О свободе", "Наука любви", "О чести", "О славе", "Политик", "О воле", "О законах", "О судействе", "О воспитании", "О рассуждении" 3 книги, "О конечной цели", "О прекрасном", "О поступках", "О науке", "О царской власти", "О дружбе", "О пире", "О том, что добродетель одна для мужчин и женщин", "О мудрствовании мудрого", "Об изречениях", "Беседы" – 2 книги, "О наслаждении", "О свойствах", "О неразрешимых вопросах", "О диалектике", "Об оборотах", "О сказуемых". Таковы его книги.
    Скончался он вот каким образом. У него сильно болели десны, и врачи предписали ему три дня воздерживаться от пищи. От этого ему стало легче, и тогда врач разрешил ему вернуться к обычной еде, но он отказался, заявив, что зашел уже слишком далеко, и продолжал воздержание, пока не умер, достигнув того же (восьмидесятилетнего)7-77 возраста, что и Зенон, и пробыв учеником Зенона 19 лет.
    Мы и о нем сложили такие шутливые стихи:
        Хвала Клеанфу, но Аиду – вящая,
        За то, что, пожалев года преклонные,
        Он в смерти дал ему успокоение
        За все труды земные водоносные7-78.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней
    См. <<стоицизм>>.
Философский энциклопедический словарь
КЛЕАНФ (род. 331- ум. 232 до Р. X., Троада, Малая Азия) – древнегреч. философ; учитель Хрисиппа, вместе с ним и Зеноном – основатель Стой. Из его многочисл. соч., кроме гимна Зевсу, являющемуся ценным памятником древ, стоической теологии, сохранились лишь отдельные отрывки.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЛЕАНФ


будет выглядеть так: Что такое КЛЕАНФ