Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КЛДИАШВИЛИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Клдиашвили
        Давид Самсонович [11(23).9.1862, с. Симонети, ныне Тержольского района, — 24.4.1931, там же, похоронен в Тбилиси], грузинский писатель, представитель грузинского критического реализма конца 19 — начало 20 вв., народный писатель Грузии (1930). Родился в семье бедного дворянина. Учился в Киевской военной гимназии (1872 — 80), в Московском военном училище (1880 —82). В течение 26 лет находился на военной службе. Был связан с революционно настроенной интеллигенцией и рабочими; как политически неблагонадёжный преследовался властями. Приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Выступил в печати в 1885. В повестях 90-х гг. «Соломон Морбеладзе» (1894, русский перевод 1930), «Мачеха Саманишвили» (1897, русский перевод 1947), «Невзгоды семьи Камушадзе» (1897, русский перевод 1939) нарисованы колоритные картины жизни Западной Грузии, упадок дворянства в условиях развития капитализма. В рассказах «Жертва» (1893), «Проклятье» (1894, русский перевод 1950) и др. К. показал тяжёлую жизнь грузинских крестьян, их бесправие, отсталость и суеверия. Автор пьес «Счастье Ирины» (1897), «Невзгоды Дариспана» (1903), которые идут на сценах грузинских театров.
         Соч.: в рус. пер. — Избр. произв., М., 1947; Соч., т. 1—2, Тб., 1950-52.
         Лит.: Жгенти Б., Давид Клдиашвили, Тб., 1962; Барамидзе А., Радиани Ш., Жгенти Б., История грузинской литературы, Тб., 1958.
II
Клдиашвили
        Серго Давидович [р. 6(18).10.1893, с. Симонети, ныне Тержольского района], грузинский советский писатель. Сын Д. С. Клдиашвили. Окончил юридический факультет Московского университета (1917). Был членом литературной группы грузинских символистов «Голубые роги». Автор реалистической повести «Луна провинции», романа «Пепел» (1932, рус. пер. 1934) о жизни грузинской деревни во время 1-й мировой войны 1914— 1918. Во 2-й книге этого романа (1962) отображена жизнь грузинской деревни в период коллективизации. В романе «Тихая обитель» (1958) К. рассказывает о крушении старого мира, об установлении Советской власти в Грузии, изменениях в психологии людей. Высокими художественными достоинствами отличается цикл «Сванские новеллы» (1935). Автор пьес «Поколение героев» (1937), «Оленье ущелье» (1944), «Возвращение» (1952) и др.
         Соч.: в рус. пер. — Повести и рассказы, М., 1957; Ирина Тухарели, Тб., 1958; Пепелище. Повести и рассказы, Тб., 1965; Далекие зарницы. Рассказы. [Вступ. ст. Г. Натрошвилли], М., 1969.
         Лит.: Чхеидзе Н., Серго Кладиашвили, Тб., 1958.
        С. Д. Клдиашвили.
Литературная энциклопедия
Давид [1862—] — грузинский писатель. Представитель дворянской лит-ры. Получив военное образование, Клдиашвили долгое время служил офицером в русской армии, не порывая связи с деревней. Начало лит-ой деятельности К. относится к 80-м гг. XIX в., к периоду усиленного развития капиталистических отношений в Грузии и быстрого разложения поместного хозяйства. Выходец из дворянской среды и талантливый наблюдатель быта своего разоренного сословия, К. широко отразил этот быт и дал яркий образ дворянства, находящегося в тисках капитализма, но всячески старающегося приспособиться к новым условиям. Основным элементом литературного стиля К. является юмор, но в изображении неприглядной обыденщины и общественной никчемности грузинского дворянства, в анализе его тяжелого внутреннего разлада, юмор К. переходит в «горький смех» над жалкой судьбой представителей деградировавшего сословия. В повестях «Соломон Морбаладзе» и «Мачеха Саманишвили» К. в убедительных образах показал конкретные социальные стимулы, руководившие мелкопоместным дворянством Западной Грузии в борьбе за свое существование. Материальная нужда, малоземелье, долги и неспособность к созидательному труду приводят дворян к моральному разложению и вопреки былым «великосветским» традициям заставляют их прибегнуть к разным «унижающим» и «позорящим» их «достоинство» промыслам. В рассказе «Горе Дариспана» К. кроме того дал рельефную картину дворянского лицемерия, лживости и полного духовного банкротства, вызванного тем же экономическим крахом помещичьего мира. Вместе с тем К. видел, как в результате обеднения дворян постепенно растет их материальная зависимость от нарождающегося
299 кулачества; на этом фоне экономической зависимости дворян от своих бывших крепостных К. развернул широкую психологическую драму поместной среды. Дальнейшее развитие творчества К. соответствовало эволюции помещика в сторону перерождения его в горожанина; в поздних своих произведениях К. стремился изобразить новый городской быт. Но это не удалось ему. Грузинский дворянин в городе, в окружении русского чиновничества, долго не мог найти своего места. К. этот новый круг социальных отношений был знаком мало; неудивительно, что его творческая фантазия оказалась бессильной изобразить с характерными для его стиля бытовыми подробностями жизнь дворянства в городе. Однако и сам автор скоро вернулся к деревне, но уже не к дворянству, к-рое в последнее время для писателя не представляло особого интереса, а к крестьянству. Но этот запоздалый переход к совершенно новой теме сопровождался таким же кризисом творчества К., как и его попытка перейти к быту города. К. задался целью понять новые условия жизни послереволюционного крестьянства и вскрыть его отношение к социализму («Кимоте Мешваладзе»); но современного крестьянина К. рисует как человека, ничего не понявшего в происходящих вокруг него событиях, инертного и пассивного. Впрочем таково отношение самого автора к современности; он так же воспринял революцию. Заслуги К. в истории грузинской лит-ры — в том, что он в своих ранних произведениях дал яркий, образный показ разложения мелкопоместной дворянской среды и утвердил натурализм в грузинской прозе. Библиография: I. Избранные сочин. Клдиашвили переизданы Гизом Грузии в двух томах, Тифлис, 1926; Свиньи Бакулы, Тифлис, 1926; Необычайный переход дворян Лахундарельцев, Тифлис, 1927. Г. Тавзарашвили
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КЛДИАШВИЛИ


будет выглядеть так: Что такое КЛДИАШВИЛИ