|
|
|
|
|
КИЦБЕРГ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
Аугуст [17(29).12.1855, Лаатре, ныне Вильяндиского района, — 10.10.1927, Тарту], эстонский писатель, драматург. Родился в семье батрака. Работал волостным писарем и служащим в банке (до 1920). Рассказы 80-х гг. окрашены романтическим мироощущением. В 90-е гг. К. выступил как реалист в рассказах из сельской жизни: «Проделки Петра из Пюве» (1897), «Братец Хенн» (1901) и др. К. — один из зачинателей эстонской драматургии. Лучшие его пьесы — трагедия «Оборотень» (1912), драма «Бог мошны» (1915). Автор драм «В вихре ветров» (1906), «Красный петух» (1919), комедии «Проклятый хутор» (1923). Основная тема — власть денег. Писатель осуждает социальную несправедливость, выступает в защиту простых людей и в то же время проповедует идею морального совершенствования.
Соч.: Valitud teosed, k. 1—2, Tallinn, 1956; Libahunt, Tallinn, 1969; в рус. пер.— Пьесы, Таллин, 1959; Пьесы. [Вступ. ст. и примеч. В. Алттоа], М., 1962.
Лит.: A I t to а V., August Kitzberg, Tallinn, 1960.
|
Литературная энциклопедия |
Август [August Kitzberg, 1855—1927] — эстонский писатель. Его первые произведения относятся к 70-м и 80-м гг. — эпохе национального пробуждения — и носят печать явственного романтизма. В начале 90-х гг. в эстонской лит-ре происходит перелом в сторону реализма, и К. пишет ряд небольших рассказов из деревенской жизни, а также несколько пьес для деревенских любительских трупп, сюжеты к-рых часто заимствуются К. из немецкой лит-ры. Все они — картинки из крестьянского быта, не чуждые идеализации. Третий период развития творчества писателя проходит под влиянием революционного движения 1905. Острая классовая борьба захватывает также К. В 1906 он пишет свою первую драму «Tuulte poorises» (В вихре ветров), в первый раз в эстонской драматической литературе отражающую классовый антагонизм между батраками и зажиточным крестьянством. Драма эта, резко осуждающая идею революции и защищающая мелкобуржуазные идеалы, несмотря на свою художественную малоценность, встречает чрезвычайно восторженный прием со стороны буржуазной прессы Эстонии, Латвии и Финляндии. Однако, подвергнувшись заслуженной критике слева, К. в дальнейшем уже отказывается затрагивать политические темы. Темой его последующих драм («Kaika jumal», «Laurits») становится бичевание выскочек, выходящих из рамок мелкобуржуазных приличий. Наиболее удачной в художественном отношении является его драма «Libahunt» (Оборотень). Все его прозаические и драматические произведения отличаются нечеткой композицией и недостаточной психологической обоснованностью, хотя и дают ряд художественных типов. Лучше всего ему удаются типы зажиточных и разбогатевших крестьян — «серых баронов». К. является также одним из виднейших фельетонистов в эстонской буржуазной прессе. Начав в молодые годы с мелкобуржуазного радикализма, он в начале XX в. борется уже на стороне клерикально умеренной группы националистов против радикальных буржуа и кончает как идеолог мелкобуржуазного консерватизма. Г. П. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КИЦБЕРГ
будет выглядеть так: Что такое КИЦБЕРГ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|