Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КИРИЛЛОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Кириллов
        Аверкий Степанович (1622 — 16.5.1682), русский государственный деятель и крупный купец-предприниматель. К. принадлежали многочисленные лавки в Москве и других городах, соляные варницы в Соли-Камской, земли и деревни с крестьянами. В 1677 правительство привлекло К. на службу, пожаловав ему чин думного дьяка. В 1677—82 К. возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и др. В ведении К. были главным образом вопросы, связанные с финансами, торговлей и промышленностью России. Во время Московского восстания 1682 (См. Московское восстание 1682) К. был убит восставшими стрельцами, обвинившими его во взяточничестве и различных злоупотреблениях. Сохранился дом К. в Москве на Берсеневской набережной — памятник гражданской архитектуры 17 в.
         Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.—Л., 1946.
         В. А. Кучкин.
II
Кириллов
        Владимир Тимофеевич [2(14).10.1890 — 18.12.1943], русский советский поэт. Родился в деревне Харино Духовщинского уезда, ныне Смоленской области, в крестьянской семье. Участник Февральской и Великой Октябрьской социалистической революций. В печати выступил в 1913. Деятель Пролеткульта и «Кузницы» (См. Кузница). В 1918 опубликовал сборник «Стихотворения». Стихи К. «Я подслушал эти песни близких, радостных веков» (1917), «Железный мессия» (1918), «Матросам» (1918), «25 Октября» (1922) и др. проникнуты пафосом революционной борьбы, коллективизма и пролетарского интернационализма. Им присущи гиперболизм, абстрактная символика, некоторая архаистичность языка.
         Соч.: Лирический вечер, М., 1927 (совм. с М. П. Герасимовым); Стихотворения. [Вступ. ст. К. Зелинского], М., 1958; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Ал. Суркова], М., 1970.
         Лит.: Паперный З., Пролетарская поэзия первых лет советской эпохи, в сборнике: Пролетарские поэты первых лет советской эпохи, Л., 1959; Трофимов И. Т., Писатели Смоленщины. Биобиблиографич. справочник, Смоленск, 1959.
         И. Т. Трофимов.
III
Кириллов
        Михаил Александрович (8.11.1900, Томск, — 12.4.1971, Ашхабад), русский советский актёр, народный артист СССР (1971). Член КПСС с 1941. С 1924 актёр и режиссёр театров Томска, Прокопьевска (Кузбасс), Омска, Новосибирска, Иркутска. С 1937 работал в Ашхабадском русском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Играл роли: Полежаев («Беспокойная старость» Рахманова), Лир («Король Лир» Шекспира), Лука, Егор Булычев («На дне», «Егор Булычев и другие» Горького), Чебутыкин («Три сестры» Чехова), Аллан («Семья Аллана» Мухтарова), Забелин («Кремлёвские куранты» Погодина) и др. Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами. Премия им. Махтумкули (1970).
IV
Кириллов
        Петр Семенович (Петр Эрьке) [8(21).7.1910, Малый Толкай, ныне Подбельского района Куйбышевской области, — 24.11.1955, Москва], мордовский советский писатель. Член КПСС с 1942. Участник Великой Отечественной войны 1941—45. Начал печататься в 1929. Автор сборников лирических стихов «Без межи» (1932), «По дорогам войны» (1945) и др., повестей «В Спасском монастыре» (1935) и «Первый урок» (1940), исторической драмы «Литова» (1940), пьес «Свет над дальним углом» (1950) и «Учительница» (1953; рус. пер. 1956). Награжден 4 орденами, а также медалями.
         Соч. в рус. пер.: Избранное. Стихи и поэмы, М., 1958.
         Лит.: Бассаргин Б., Путь писателя, Саранск, 1958; Писатели Советской Мордовии. Биобиблиографический справочник, Саранск, 1970.
V
Кириллов
        город, центр Кирилловского района Вологодской области РСФСР. Расположен на озёрах Сиверское и Долгое, в 8 км от пристани Горицы (на Волго-Балтийском водном пути), в 100 км к С.-В. от железнодорожной станции Череповец. Основан в 14 в. вокруг Кирилло-Белозерского монастыря (См. Кирилло-Белозерский монастырь) как подмонастырская слобода. В 1775 слобода переименована в город; с 1776 К. — уездный город. В К. — маслодельный завод. Культурно-просветильное училище. На территории бывшего Кирилло-Белозерского монастыря находится Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (филиал музея — бывший Ферапонтов монастырь в с. Ферапонтове Кирилловского района).
         Лит.: Бочаров Г. и Вы голов В., Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, [М., 1966].
Ономастикон
см. КИРИЛЕНКО
Русская цивилизация
город в Вологодской обл. Расположен на берегах озер Сиверское (пристань) и Долгое, соединенных протоками, в 8 км от пристани Горицы на Волго-Балтийском водном пути. Население 8,9 тыс. чел.
Возник как слобода при Кирилло-Белозерском монастыре, основанном в 1397 и названном по имени основателя — св. Кирилла Белозерского. В XV—XVII вв. Кирилло-Белозерский монастырь был важным религиозным и культурным центром Русского Севера; в монастыре была одна из крупнейших библиотек России, в 1601 насчитывавшая 1065 рукописных и старопечатных книг, действовали оружейная и иконописная мастерские. В годы польско-шведской интервенции в декабре 1612 выдержал штурм многочисленного польского отряда. Город Кириллов с 1776.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КИРИЛЛОВ Игорь Леонидович (род. 1932), диктор телевидения (с 1957), народный артист СССР (1988). Государственная премия СССР (1977).
2.
КИРИЛЛОВ Пётр Семёнович (1910-1955), мордовский писатель. Сборники стихов "Без межи" (1932), "По дорогам войны" (1945), повесть "Первый урок" (1940), пьеса "Учительница" (опубликована в 1956).
3.
КИРИЛЛОВ, город (с 1776) в Вологодской обл., на озерах Сивсрскос (пристань) и Долгое, в 8 км от пристани Горицы (на Волго-Балтийском водном пути), в 100 км от ж.-д. ст. Череповец. 8,8 тыс. жителей (1998). Пищевая, деревообрабатывающая промышленность. Возник в конце 14 в. как слобода Кирилло-Белозерского монастыря.
Топонимический словарь
город, р.ц., Вологодская обл. В 1397 г. преподобный Кирилл (1337-1427) основал монастырь, получивший известность как Кирилло-Белозерский по имени основателя и расположению в Белозерском крае. Выросшая при монастыре сл. в 1776 г. преобразована в гор. Кириллов.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Владимир Тимофеевич (1890-1943) - рус. поэт) От зевоты / скулы / разворачивает аж! / Дорогойченко, / Герасимов, / Кириллов, / Родов - / какой / однаробразный пейзаж! Ирон. М924 (123)
Литературная энциклопедия
Владимир Тимофеевич [1889—] — современный поэт. Р. в крестьянской семье, в течение года учился в начальной школе, с 10 лет — ученик сапожной мастерской, с 1903 — матросский ученик на пароходе торгового флота, плавал в Турцию, Грецию, Египет. В революцию 1905—1906 участвовал в революционном движении черноморских моряков, за что был сослан на 3 года в Усть-Сысольск. В 1911 уехал в Америку, через год вернулся. В войну 1914 мобилизован в армию. Активный участник Февральской и Октябрьской революций. В 1918—1920 работал в ленинградском,
218 московском и тамбовском пролеткультах. В 1920—1923 — один из руководителей группы «Кузница» (см.). К. начал писать стихи и рассказы в ссылке в 1910; первое стихотворение напечатано в 1913 в «Народном журнале». В дореволюционных стихах К. о придавленных нуждой жильцах городских подвалов, бедняках-одиночках, «не видно классовой борьбы» (Вал. Полянский). К. то приходит в отчаяние от нужды и одиночества, то стремится уснуть и забыться от больных тревог на лоне природы, то — уйти в «голубые мечты». Стихи периода империалистической войны проникнуты мечтательным, расплывчатым пацифизмом. Революция 1917 совершенно перестраивает поэзию К. Наряду с М. Герасимовым (см.) он — один из самых характерных и выдающихся пролетарских поэтов эпохи военного коммунизма. Его лучшие стихи — «Железный мессия», «Мы», «Матросам», «25 Октября», «Я подслушал эти песни», «К нам, кто сердцем молод» — представляют собой яркие поэтические памятники эпохи гражданской войны. В лучших стихотворениях этого времени Кириллов поднялся до высокой и волнующей гражданской патетики. К. сумел запечатлеть специфическую атмосферу первых дней Октябрьского восстания: бурный Смольный с жужжаньем улья, пламя слов и костер патруля, открытые лица и широкие плечи матросов, наконец самое настроение тех дней, когда каждый был на голову выше и было новое даже в походке. Однако эта патетика не смогла заглушить вскормленной подвальным прошлым грустной мечтательности. В одном из самых удачных стихотворений К. «Юность» не случайно сплетаются темы революции и мечты. Стиль поэзии К. времен гражданской войны отражает все особенности поэзии того времени. Революционные и урбанистические мотивы разработаны абстрактно-романтически. Господствует гиперболизм, часто проявляющийся в космических образах («нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь», «звезды в ряды построим, в вожжи
219 впряжем луну»). Чувствуется сильнейшее влияние символистской поэтики, особенно Бальмонта: напевные ритмы, эпитеты «бесконечный» и «сказочный», нередкие — даже в лучших стихах — мистические образы. К. не выдержал перехода от гражданской войны к нэпу и не сумел справиться с новыми задачами, вставшими перед пролетарской поэзией. Порвав в 1923 с организованным пролетарским лит-ым движением, К. и в творчестве все дальше отходит от позиций пролетарской поэзии. Его творчество времен нэпа — сплошное отречение от основных мотивов предшествующего периода. Свои лучшие стихи он называет «пустыми сочиненьями, где все мечты, мечты и ложь». Когда-то любимый город стал «злым вассалом». К. ратует за розы, против стали, доходя до реакционнейших нападок на индустриальную культуру, якобы заменившую сердце бездушным механизмом («Современность»), перекликаясь так. обр. с С. Клычковым (см.). За последнее время выступает со стихами очень редко. Библиография: I. Автобиографию К. см. в антологии С. Родова, Пролетарские писатели, М., 1925. Книги К.: Стихотворения, П., 1918; Зори грядущего, П., 1919; Паруса, М., 1921; Железный мессия, М., 1921; Отплытие, М., 1923; Стихотворения, кн. I, М., 1924; Рабочие шаги, М., 1924; Море, М., 1925; Кровь и снег, М., 1925; Праздник жизни, Рассказы (совместно с М. Герасимовым), М., 1925; Избранные стихи, М., 1926; О детстве, море и красном знамени, М., 1926; Голубая страна, Вторая книга стихов, Л., 1927; Вечерние ритмы, М., 1928; Весенний свет, Стих., кн. I, 1913—1922, изд. 2-е, М., 1928. II. Бессалько П., Пролетарские поэты, в кн. Бессалько и Ф. Калинина, Проблемы пролетарской культуры, П., 1919; Фриче В. М., Пролетарская поэзия, М., 1919; Ингулов С., На ущербе, «На посту», 1923, № 1; Его же, О живом человеке, там же, 1923, № 4; Лелевич Г., Под знаком декаданса, в кн. «На лит-ом посту», Тверь, 1924; Воронский А. К., О группе писателей «Кузница», в кн. «Искусство и жизнь», М., 1924; Коган П. С., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926; Лелевич Г., О формальных влияниях в пролетарской поэзии, «Печать и революция», 1927, № 5; Полянский Вал., Этапы творчества В. Кириллова, в кн. «Вопросы современной критики», М. — Л., 1927. III. Мандельштам Р. С., Художественная лит-ра в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, под ред. Б. П. Козьмина, т. I, изд. ГАХН, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928. Г. Лелевич
Энциклопедия литературных героев
КИРИЛЛОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). По предположению Л.П.Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец К.И.Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в «Бесах»: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи - все это отмечает одного из выдающихся героев Достоевского резкими чертами его исторического прототипа» (Л.П.Гроссман). На допросах следственной комиссии Тимковский признавался, что впал в бездну неверия и злочестия, будучи доведен до нее всеми тонкостями самой хитрой и лукавой диалектики; искусителем же, по вине которого он впал в атеистический соблазн, был назван Спешнев. Достоевский, давая показания комиссии о Тим-ковском, сказал: «Это... один из тех исключительных умов, которые если принимают какую-нибудь идею, то принимают ее так, что она первенствует над всеми другими, в ущерб другим».
Двадцатисемилетний инженер, строитель мостов, К. познакомился со Ставрогиным за четыре года до начала романного действия и стал одним из объектов его духовного растления («...Вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, К., ядом... Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления», - упрекнет Шатов Ставрогина). Несколько лет, проведенных К. за границей (в Америке, вместе с Шатовым) и в Европе (где он сошелся с Петром Верховенским), превратили его, человека с нежным сердцем и детским смехом, в аскета, нелюдима и фанатика, одержимого «неподвижной идеей». (Зная, что К. не спит по ночам, беспрерывно пьет чай, ходит по комнате и думает, Петр Верховенский говорит ему: «не вы съели идею, а вас съела идея».) Дойдя умом до отрицания Бога, К. пытается освоить мысль до конца: «Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие... Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия - это убить себя самому... Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия... Я хочу высший пункт и себя убью». Согласно логике К., сознать, что нет Бога и в тот же час не сознать, что сам стал Богом, есть нелепость; и тот, кто первый это поймет, непременно должен убить сам себя, чтобы «начать и доказать»: «Я еще только Бог поневоле и я несчастен, ибо обязан заявить своеволие... Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую. Я начну, и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей и в следующем же поколении переродит физически... Я три года искал атрибут божества моего и нашел: атрибут божества моего - Своеволие! Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою». Поведав Петру Верховенскому о своем намерении, К. предложил использовать свое будущее самоубийство в целях, выгодных для общества, - и на этом, как потом станет уверять его предводитель «пятерок», был тогда же основан «некоторый план здешних действий, которого теперь изменить уже никак нельзя» (то есть убийство Шатова). За несколько минут до выстрела и предсмертного письма, в котором К. должен объявить себя убийцей Шатова (чего требует Петр Верховенский), К. зажигает лампадку перед образом Спасителя и фактически признается, что верует в Христа: «Этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека-одно сумасшествие... А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль». КБ.Мочульский отмечал трагическое раздвоение сознания К.: с одной стороны, демоническая мечта о человекобоге, с другой - отчаяние и смертная тоска верующего сердца, бессильного победить неверие разума. ««Человекобожество» К. - гениальнейшее создание Достоевского - философа и художника». М.И.Туган-Барановский, комментируя высказывание К. «меня всю жизнь Бог мучил», утверждал: «Мы имеем перед собой человека огромной душевной силы и с неутолимой жаждой абсолюта». С.Н.Булгаков писал в связи с самоубийством К., носящим характер религиозного эксперимента: «К. пьян почувствованной свободой и сознанной мощью своей, но он и раб ее, ибо не знает и не ощущает ее действительных границ и подлинной природы, раб, ибо утратил смирение, действительный «атрибут» Бога-Любви, раб потому, что видит мощь в вандализме, самоистреблении. Украсть жизнь у Бога, объявив ее своей собственностью, между тем как она нам лишь вверена, это есть дело самозванца... Таков остов религиозной драмы К., подобной которой нет в мировой литературе». В конспекте «Бесов», сделанном Ф.Ницше, логика миропонимания К. подробно проанализирована и рассмотрена под углом зрения начатков нигилизма: по Ницше, суть дела не в избытке нигилизма, а в его недостатке, к тому же в глазах немецкого философа убийство другого - акция, присущая сильному человеку, а самоубийство - слабому (см.: Ю.Давыдов. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982; В.В.Дудкин. Достоевский и Ницше. Петрозаводск, 1994).
Лит. см.. к статьям «СТАВРОГИН», «ПЕТР ВЕРХОВЕНСКИЙ».
Л.И.Сараскина
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КИРИЛЛОВ


будет выглядеть так: Что такое КИРИЛЛОВ