|
|
|
|
|
КАТАКОМБЫ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(итал. catacomba, от позднелат. catacumba — подземная гробница)
подземные помещения искусственного или естественного происхождения, использовавшиеся в древности для совершения религиозных обрядов и для погребения умерших. Известны К. в окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сицилия, Мальта, в Египте (Александрия), Северной Африке, Передней и Малой Азии, на Балканах и др. Наиболее обширны римские К. (особенно широко использовались ранними христианскими общинами во 2—4 вв.) — разветвленные лабиринты узких галерей и небольших залов; некоторые из них украшены богатыми росписями позднеантичного и частично раннесредневекового времени. Сохранились сходные с К. сооружения Древней Руси в Киево-Печерской лавре (См. Киево-Печерская лавра). К. иногда называют большие заброшенные подземные выработки — бывшие каменоломни и т.п.
Знамениты К. Одессы и Аджимушкая (См. Аджимушкай), использовавшиеся в партизанской борьбе.
Одно из помещений катакомб Петра и Марцеллина в Риме. 3 в. н. э. Так называемая «Крипта мадонны».
|
Мультимедийная энциклопедия |
(лат. catacumba, итал. catacomba), подземные гробницы, которые
сооружали язычники, иудеи, христиане и сарацины; они состояли из коридоров
и камер (крипт) для погребения. Христианские катакомбы известны в
окрестностях Рима, в Неаполе, на островах Сардиния и Сицилия (Италия), в
Александрии (Египет), на Мальте, а также в других областях Средиземноморья
- в Передней и Малой Азии, на Балканах. Наиболее важны катакомбы,
обнаруженные в Риме, вне черты древнего города. Термин "катакомбы"
(происхождение слова неясно) применялся в древности к находившейся менее
чем в 3 км к югу от Рима низине вдоль Аппиевой дороги между церковью св.
Себастьяна и цирком Максенция. Христианское кладбище близ этого места с 4
в. называлось Coemeterium ad Catacumbas, и впоследствии катакомбами стали
называть все гробницы такого типа.
В настоящее время в окрестностях Рима известно более 40 катакомб,
большинство из которых были заново обнаружены с начала 1800-х годов либо
случайно, либо на основе данных древних Itineraria, или Путеводителей для
первых паломников, посещавших гробницы мучеников. Некоторые катакомбы
(например, обнаруженная в 1956 на Виа Латина, менее чем в километре от
Порта Латина) относительно невелики, другие весьма обширны. Так, катакомба
Домициллы на Виа Ардеатина представляет собой настоящий лабиринт коридоров
длиной в 13 км, которые пересекают друг друга под разными углами и на
нескольких уровнях. Протяженность ambulacra, т.е. галерей, в римских
катакомбах, по скромным оценкам, составляет от 100 до 150 км, а возможно,
превышает 500 км. В этих галереях и многочисленных соединенных с ними
cubicula, т.е. отдельных погребальных камерах, насчитывается от 600 000 до
800 000 захоронений. Все они вырублены в пористом вулканическом туфе, на
котором лежит римская Кампанья.
Простейший тип погребального сооружения в катакомбах - loculus,
прямоугольная ниша, вырубленная перепендикулярно стене коридора или
склепа. После захоронения тела в одну из таких ниш вход в нее закладывали
крупной черепицей или мраморными плитами. Для идентификации погребенного
на закрывающих могилу плитах вырезали или наносили краской надпись либо
запечатывали могилу оттиском монеты или какого-нибудь другого мелкого
предмета на скрепляющем плиты свежем растворе. Иногда тело умершего
помещали в углубление, выкопанное в полу коридора или склепа. Такой тип
могил носит название forma. Более сложный тип погребального сооружения -
sepulcrum a mensa, или "столовая гробница", представляющая собой
вырубленную в стене прямоугольную нишу. В полу такой ниши делалось
углубление, подобное гробу. Иногда встречаются гробницы с входом в виде
арки - arcosolium. Самыми дорогостоящими были погребения в мраморных
саркофагах.
Стены катакомб, и особенно стены склепов, покрыты тысячами фресковых
изображений на сюжеты Ветхого и Нового Завета. Они, а также бесчисленные
обнаруженные здесь надписи служат источником ценных сведений о верованиях
и обрядах римских общин христиан в первые века нашей эры.
Самые ранние гробницы, судя по сохранившимся на них именам, располагались
на территории частных кладбищ состоятельных римских семей. Две из самых
древних, датированные первыми десятилетиями 2 в., - это катакомбы
Домициллы и Присциллы. Первая катакомба возникла, возможно, в связи с тем,
что Флавия Домицилла, принявшая христианство внучка императора Веспасиана,
выделила своим вольноотпущенникам участок земли под кладбище. Вторая была
так или иначе связана с богатым семейством Ацилиев, один из членов
которого, Ацилий Глабрион, консул в 91 н.э., был казнен Домицианом,
возможно, за свою приверженность христианству. Со временем эти частные
кладбища перешли к христианской церкви.
Вопреки распространенному представлению, римские катакомбы, как правило,
не служили христианам убежищем в эпохи гонений, так как они были слишком
хорошо известны римским властям. Не были катакомбы и местом богослужений
христиан. Семьи могли посещать могилы своих родственников в годовщину их
смерти, но в первые столетия в катакомбах не было помещений, пригодных для
сколько-нибудь значительных собраний.
Стремительнее всего катакомбы разрастались в 4 в., после того как
Константин Великий положил конец гонениям на христиан. Для восстановления
и украшения гробниц римских мучеников много сделал папа Дамас (366-384), и
эти захоронения стали излюбленным местом паломничества. После разграбления
Рима готами при Аларихе в 410, а затем вандалами в 455 катакомбы в
значительной мере утратили свое назначение как место для захоронений.
Чтобы положить конец осквернению и разграблению их мародерами, Павел I
(757-767) и Пасхалий I (817-829) перенесли большинство останков из
катакомб к церквам в границах города. Оживление интереса к катакомбам
наблюдалось на протяжении 15 и 16 вв., однако лишь в 19 в., после
новаторских работ Джузеппе Марки и великих открытий его ученика Джованни
Баттиста де Росси началось научное изучение древнеримских кладбищ. Эту
одну из важнейших отраслей археологии, занимающейся изучением раннего
христианства, продолжает развивать ряд ученых, в частности сотрудники
учрежденного папой Пием XI в 1925 Института христианской археологии при
Понтифике. |
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь |
КАТАКОМБЫ — подзем. помещения искусств. или естеств. происхождения, использовавш. для погребения христиан и иудеев. В период гонений на христиан в К. собирались члены общин. К. обнаружены в Александрии, Сиракузах, Неаполе, в Риме и Пече. Технически К. разрабатывались, как рудники: высота штреков, устройство вертикал. опор, система вентиляции — все это говорит о высоком мастерстве их создателей. Согл. имеющ. данным, это были т.н. фоссоры (землекопы), составлявшие коллегию; фоссоры занимали самую низшую ступень в иерархич. структуре общины. Сохран. изображения, на к-рых фоссоры представлены облач. в особую одежду, с рабочим инструментом в руках. Для захоронения в К. использовались стенные ниши; их закрывали плитами или замуровывали. Ниши, располагавш. в неск. ярусов, составляли разветвл. систему галерей. В рим. К., обнаруж. в 15 в., сохран. мн. фресок 1 — 5 вв., их сюжеты связаны не только с христ. и иуд., но и с антич. верованиями. |
Орфографический словарь Лопатина |
катак`омбы, катак`омбы, -`омб, ед. -`омба, -ы |
Словарь Даля |
жен., мн. подземные своды или погребальные пещеры. |
Словарь Ожегова |
КАТАК’ОМБЫ, -омб, ед. -а, -ы, жен. Подземные галереи, коридоры [первонач. те, в к-рых спасались христиане от преследований в Древнем Риме].
прил. катакомбный, -ая, -ое. Катакомбная церковь. |
Толковый словарь Ефремовой |
[катакомбы]
мн.
Система подземных помещений естественного или искусственного происхождения в виде разветвленных узких галерей (первоначально - место, где спасались от преследований христиане Древнего Рима). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КАТАКОМБЫ
будет выглядеть так: Что такое КАТАКОМБЫ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|