КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ |
Новый философский словарь |
(греч. kataphatikos - утвердительный)
парадигмальная установка теологии на позитивное богопознание. По критерию своей рационалистической ориентации противостоит апофатической теологии с ее программным иррационализмом. Исходные принципы К.Т. были заложены в рамках патристики (Иоанн Дамаскин и Григорий Нисский). К.Т. фундирована принципом "аналогии бытия" (analogia entus), согласно которому постижение Творца возможно посредством познания творения. Ориентация на позитивное и интерсубъективное знание относительно Абсолюта в условиях остро-личностной диалогической персонификации Бога в рамках теизма означает артикуляцию сакрального диалога в категориях субъект-объектной процедуры, очевидная кощунственность чего снимается в К.Т. идеей о метафоричности получаемого знания. Основываясь на содержании христианского Символа веры, с одной стороны, и операциональном мыслительном инструментарии античной философии, с другой, К.Т. представляет собою попытку концептуализации феноменов, по определению неконцептуализируемых в рамках парадигмы веры. В этом отношении имманентная парадоксальность К.Т. рефлексивно эксплицирована уже Тертуллианом: "Что общего между Афинами и Иерусалимом? У Академии и Церкви?". В семантическо-аксиологической напряженности К.Т. находит свое яркое выражение свойственный европейской культуре фундаментальный дуализм ее глубинных мировоззренческих оснований. (См. также Теология, Дуализм, Схоластика).
М.А. Можейко |
Философский энциклопедический словарь |
КАТАФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (от греч. – утвердительный) – теология, стремившаяся посредством позитивных понятий, представлений и атрибутов, связанных с Богом, а также с помощью метафорических аналогий представить оправданным его существование (см. также АПОФАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ). |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(от греч. — утвердительный), теология, описывающая бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений, употребление которых в силу трансцендентности бога мыслится неизбежно метафорическим, но в силу т. н. аналогии бытия (см. Аналогия) признаётся оправданным.
см. Апофатическая теология. |
|
|