Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАСАТКИН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Касаткин
        Виктор Иванович [16 (28).9.1831, Москва, — 16 (28).12.1867, Женева], русский революционер, литератор. Из купцов. Сотрудник и издатель журнала «Библиографические записки» (1858—62). С 1859 был корреспондентом Вольной русской типографии (См. Вольная русская типография) (ВРТ) в Лондоне. Участник московских революционных кружков и «Земли и воли» (См. Земля и воля) 1860-х гг. С июня 1862 один из руководителей землевольческой типографии в Берне (1862—63) и организатор транспортировки революционных изданий в Россию. Заочно привлекался по «процессу 32-х» (См. Процесс 32-х) (1862—65), приговорён к изгнанию из России.
         Лит.: Герцен А. И., Собр. соч. в 30 тт., М., 1954—66 (см. указатель); Эйдельман Н. Я., Тайные корреспонденты «Полярной звезды», М., 1966.
II
Касаткин
        Иван Михайлович [30.3(11.4).1880 — 13.5.1938], русский советский писатель. Родился в деревне Барановицы (ныне Кологривского района Костромской области) в бедной крестьянской семье. Начал публиковаться в 1907. Первая книга рассказов — «Лесная быль» (1916). В 20—30-х гг. был редактором журнала «Красная нива», «Земля советская» и др. Основная тема рассказов К. — жизнь русского крестьянства.
         Соч.: Собр. соч.,[Предисл. И. Кубико ва], т. 1—3, М., 1928—29; Избранные рассказы. [Предисл. В. Иванова], М.,1957; Деревенские рассказы. [Вступ. ст. Вл. Лидина], М., 1967.
         Лит.: История русской литературы конца XIX — нач. XX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1963.
III
Касаткин
        Николай Алексеевич [13(25).12.1859, Москва, — 17.12.1930, там же], русский живописец, народный художник Республики (1923). Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873—83) у В. Г. Перова, преподавал там же (1894—1917). Ученики: Б. В. Иогансон, В. В. Мешков и др. Действительный член петербургской АХ (1903). Член Товарищества передвижных художественных выставок (см. Передвижники; с 1891) и АХРР (с 1922). В ранний период творчества (конец 1880-х — начало 1890-х гг.) выполнял позднепередвижнические жанровые картины («Соперницы», 1890, Третьяковская галерея; «Клевета», 1893, Русский музей, Ленинград). В 1890-е гг. К. после поездок в Донбасс (1894 и 1895) создаёт свои наиболее значительные произведения, одним из первых среди рус. художников обратившись к теме быта и труда пролетариата. В этюдах и картинах с простой, но выразительной композицией, выдержанной в общей землисто-серой гамме, К. с горячей симпатией воплотил яркие характеры рус. рабочих, правдиво передал не только изнурительный труд и нищету пролетариата, но и зреющий в нём дух протеста и борьбы («Шахтёрка», 1894, «Углекопы. Смена», 1895, — обе в Третьяковской галерее). К. создал также ряд произведений, посвященных Революции 1905—07 («Рабочий-боевик», 1905, «Атака завода работницами», 1906, — оба в Музее Революции СССР, Москва). В советское время К. работал над картинами на историко-революционную тему, стремился создать образ нового, советского человека («За учёбу. Пионерка с книгами», 1926, «Селькорка», 1927, — обе в Музее Революции СССР).
         Лит.: Н. А. Касаткин (1859—1930). Каталог выставки, М., 1953; Ситник К. А., Н. А. Касаткин, М., 1955.
         В. М. Петюшенко.
        Н. А. Касаткин. «Шахтёрка». 1894. Третьяковская галерея. Москва.
        Н. А. Касаткин.
Ономастикон
Касатка - деревенская ласточка; отсюда и ласковое наименование девушки, женщины. (Ф)
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КАСАТКИН Андрей Георгиевич (1903-1963), химик-технолог, профессор (1939) Московского химико-технологического института. Организатор отечественной химической промышленности. Разработал методы расчёта массообменных аппаратов. Учебник химической технологии. Государственная премия СССР (1951).
2.
КАСАТКИН Николай Алексеевич (1859-1930), живописец, народный художник Республики (1923). Одним из первых среди художников России обратился к жизни рабочих, воплотив яркие характеры в созданной в результате поездок в Донбасс и на Урал т. н. шахтёрской серии картин и этюдов ("Шахтёрка", 1894).
Литературная энциклопедия
Иван Михайлович [1880—] — современный писатель. Р. в бедной крестьянской семье. «В детстве и юности прошел очень много специальностей», был в ученьи «у серебряных дел мастера», «служил в трактирах, торговал в разнос книжками, гребешками, карандашами и прочей мелочью» (из автобиографии). Работал слесарем на Сормовском и Путиловском заводах, был машинистом, сплавщиком леса, помощником лесничего и т. д. Член ВКП(б) с 1902. После Октября — партийно-советская, литературно-редакционная работа (редактор «Красной нивы»). Первый рассказ, написанный в нижегородской тюрьме в 1904, был напечатан в волжской газете «Судоход» в 1907. После этого К. печатался в сб. «Знание» и в ряде журналов. Основная тема К. — жизнь деревни первых двух десятилетий XX в. К. изображает бедняка, надрывающегося и затравленного кулаком. «Куриный надел», беспощадность во взимании подушного налога понуждают бедняков бросать деревню и уходить навсегда в город, на промыслы. Это отражено в рассказах «Петрунькина жизнь», «Тюли-люли», «С. Микульское», где на фоне северной приречной деревни рисуется быт бедняков, попавших в лапы хищных лесопромышленников Колокольниковых и пароходчиков Подлунниковых.
145 В новых социальных условиях бедняк только озлобляется, однако на высоту социального протеста против эксплоатации он подняться еще не может. Свое отчаяние и гнев он способен лишь излить в форме «замысловатой» ругани («Путь-дорога», «Осенний ветер»). Жажда мести толкает его на кражи («Тимоха Жваха»); он поджигает имущество своего поработителя («Волчья песня»); или в пьяном исступлении избивает приятеля («Как это было»). Бедняки К., не видя впереди выхода, считают себя обреченными на тяжелую жизнь. И только наиболее передовые связывают свою личную судьбу со строем общества, коренное изменение которого должно освободить их от эксплоатации. «К-рого сословия больше, тому и правеж в руки. Вот бы как надо...», рассуждает деревенский любомудр («С докукой»). Если бедняк представлен в произведениях К. во всем его своеобразии, с большим знанием его психологии, то кулак дан поверхностно и художественно неубедительно. Не удались К. и интеллигенты и рабочие-кустари. Сознавая руководящую роль рабочего класса, К. находится однако во власти либерально-демократических настроений («Из жизни странника»). У него сильна тенденция к жалости и желание бежать от социальной несправедливости, а иногда и от людей на лоно природы («Лесовица», «Унжаки», «Лоси»). Свойственные К. созерцательно-индивидуалистические настроения и обусловливают выбор им жанра психологической новеллы, к-рая преобладает в его творчестве. После Октября К. написано всего несколько рассказов. В них те же герои: малыши-бедняки Гришка («Райпросвет и Гришка»), Силашка («Тюли-люли»), бедняк и интеллигент-учитель на фронте гражданской войны («Вражья сила», «Летучий Осип»). От старых, дореволюционных героев они однако отличаются своей бодростью и верой в светлое будущее. Библиография: I. Собр. сочин. с литературно-критическим очерком И. Кубикова, «ЗИФ», М. — Л., 1928—
146 1929 (т. I. Мужик и др. рассказы; т. II. Волчья песня и др. рассказы; т. III. Кузькина мать и др. рассказы), и многочисленные отд. изд. сборников рассказов. II. Клейнборт Л., Очерки народной литературы, Л., 1924; Лидин В., Писатели, М., 1926; Ревякин А., И. М. Касаткин, «Крестьянский журнал», 1927, VIII, X; Кубиков И., Иван Касаткин, вступит. ст. к Собр. сочин. Касаткина. III. Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия (1917—1927), т. I, Гиз, М., 1928. А. Ревякин
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАСАТКИН


будет выглядеть так: Что такое КАСАТКИН