Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАРПЕНКО-КАРЫЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(псевдоним; настоящая фамилия Тобилевич)
        Иван Карпович [17 (29).9.1845, с. Арсеньевка, ныне Кировоградской области, — 2(15).9.1907, Берлин], украинский драматург, актёр, театральный деятель, один из основоположников реалистического народного театра на Украине. Родился в семье управляющего помещичьим имением. Свыше 20 лет служил чиновником в канцеляриях. С 1863 принимал участие в любительских спектаклях, позже, с 1883, в труппах М. П. Старицкого, М. Л. Кропивницкого и своего брата М. К. Садовского. Участвовал в нелегальных кружках, был уволен в 1883 со службы как политически неблагонадёжный. В 1884—87 политический ссыльный (Новочеркасск). Вернувшись в Киев, К.-К. вместе с П. К. Саксаганским в 1890 организовал труппу, получившую название «Товарищество русско-украинских артистов». Играл роли в пьесах собственного соч.: Пузырь («Хозяин»), Иван («Бесталанная»), Шмигельский («Савва Чалый»), Терешка Сурма («Суета»), а также в пьесах Т. Г. Шевченко, М. П. Старицкого, И. П. Котляревского.
         Мировоззрение К.-К. формировалось в условиях общественной жизни 60—70-х гг. под влиянием Т. Г. Шевченко и русских революционных демократов. К.-К. начал печататься в середине 70-х гг. как театральный критик. Первый рассказ «Новобранец» (1883) рисует тяжёлое положение крестьян. Пьесы К.-К. составляют классическое наследие украинской драматургии. Автор драм «Бурлака» (написана 1883, опубликована 1895), «Наймичка» (1885, опубликована 1887), «Бесталанная» (1886), трагедии «Савва Чалый» (1899). Социальные сатирические комедии «Мартын Боруля» (1886, опубликована 1891), «Хозяин» (1900, опубликована 1902), «Суета» (1903, опубликована 1905) — вершина критического реализма в украинской дооктябрьской драматургии. В них отразилось обострение классовых противоречий внутри украинского общества 2-й половины 19 в., рост сельской буржуазии. К.-К. создал галерею образов, раскрывающих глубокие социальные конфликты его времени. Драматургию К.-К. отличают широта жизненных наблюдений, богатство драматических ситуаций, динамичность действия, красочный язык. Некоторые произведения К.-К. экранизированы («Наймичка», «Мартын Боруля», «Сто тысяч», «Суета»). Похоронен К.-К. на хуторе Надежда около с. Кардашово Кировоградской обл.
         Соч.: Твори, т. 1–6, Хар. — К., 1929—1931; Твори, т. 1—3, К., 1960—61.
         Лит.: Рильський М., Гордiсть ykpaiнмькоi драматургii, в сборнике: Наша кровна справа. К., 1959; Стеценко Л., I. Карпенко-Карий (I. К. Тобiлевич). Життя i творча дiяльнicть, К., 1957; Icторiя украiнськоi лiтератури, т. 1, К., 1959; Скрипник I., Iван Карпенко-Карий (Iван Карпович Тобiлевич). Лiтературний портрет, К., 1960.
         В. И. Мазной.
        И. К. Карпенко-Карый.
Литературная энциклопедия
Иван Карпович [1845—1907] (настоящая фамилия Тобилевич) — украинский драматург и артист. Отец его — обедневший шляхтич-чиншевик, мать до замужества — крепостная. Образование К.-К. получил в уездном училище. В 14 лет поступил на службу писцом. В течение 23 лет был чиновником и долгое время состоял секретарем городской полиции в Елисаветграде, откуда был уволен и сослан [1883] за снабжение паспортами революционеров. В 70-х гг. К.-К. примыкает к украинскому народническому течению, чуждому радикальных социальных идей, занимающемуся изучением истории и этнографии, не шедшему дальше задач вполне легального культурничества. Рано развивается у К.-К. любовь к театру. Обладая незаурядным актерским талантом, он долгое время однако предпочитал бродячей актерской жизни устойчивое положение чиновника и владельца солидного хутора (полученного в приданое за женой). Только под влиянием семейных потрясений и увольнения в 1883 К.-К. поступил на сцену, но в том же году был сослан (вторую половину ссылки он отбывал на своем хуторе). С 1889 до конца жизни он не покидает уже сцены и является выдающимся артистом. Писать К.-К. начал поздно: его первая пьеса появилась в 1883, а до нее был напечатан лишь один его рассказ. К.-К. жил в эпоху, когда под натиском ломавшего все преграды капитализма изживались остатки феодализма, гибло дворянско-помещичье землевладение и шло быстрое расслоение деревни. С одной стороны, вырос и укрепился предприимчивый «хозяйственный мужик», не только весьма искусно грабящий односельчан, но и перехватывающий земли у разорившихся помещиков («баре горят, а мужики с пожара таскают» — говорит карпенковский
138 персонаж); с другой стороны, быстро пролетаризировалось малоземельное крестьянство. Господство рынка, власть денег углубляли классовые противоречия, формируя новые социальные взаимоотношения. Процесс капитализации и пауперизации деревни и является основной темой творчества К.-К. Его возмущают бедствия, к-рые, как ему кажется, «город несет селу», но о радикальной борьбе с ними он не задумывается. В своем творчестве К.-К. выражает лишь настроение и психологию вполне обеспеченного и лойяльно настроенного хуторянина-собственника, обеспокоенного надвигающимися бедствиями и растущими хозяйственными затруднениями. Реакция 80-х гг. привела писателя к полной аполитичности. Произведения К.-К. этого периода проникнуты идеями самоусовершенствования и своеобразным морализмом. Центральной фигурой его пьес становится жадный кулак-приобретатель. К.-К. великолепно изучил этот персонаж и ярко обнажает, заостряя карикатурной штриховкой, его грубую хищническую природу. Интересно проследить в ряде его комедий и драм последовательный рост «приобретателя». К. дает яркую художественную историю этого персонажа. В первых его произведениях — драме «Бурлак» [1883] и комедии «Розумний і дурень» [1885] — кулаки действуют пока еще в сравнительно скромных масштабах, применяют примитивные формы грабежа; здесь кулак — в стадии «первоначального накопления». В комедии «Сто тысяч» [1890] дан кулак-ростовщик — Калитка, — жадно сгребающий вокруг себя земельные пространства («Ах, святая землица... приобрел бы тебя без счету»). В пьесе «Хазяін» [1900] изображен могущественный аграрий, миллионер Терентий Пузырь. Не в пример предшественникам, вынужденным еще приспособляться к крестьянину, Пузырь находится в состоянии открытой классовой войны с средним крестьянством и батраками. К
139 услугам Пузыря государственный аппарат и вооруженная сила. На мужицкой земле изворотливый хозяйчик, мелкий кулак, постепенно превращается в крупного хищника-агрария, напролом идущего к своей единственной цели — наживе. Формы эксплоатации, им применяемые, соответственно разнообразятся и становятся все жестче в зависимости от изменения социально-экономической обстановки и обострения классовой борьбы. Чутьем художника угадывая социальную природу и значение Калиток, Пузырей и Окуней, К.-К. все же был далек от понимания подлинной их классовой сущности и не сумел противопоставить им сколько-нибудь убедительных положительных героев. Через всю свою жизнь К.-К. пронес идеалистическую, «от дедов унаследованную» веру в то, что «правда там, где святая природа, где землю орошают трудовым кровавым потом»; характерно, что город навсегда остался ему чуждым, в нем он видел лишь средоточие зла и общественных недугов. Неудивительно после этого, что рецепты справедливой, разумной жизни, данные К.-К., реакционны даже для своего времени: его положительные герои рекомендуют напр. «священное писание» в качестве весьма радикального средства для усовершенствования людей. Не понимая движущих сил общественной жизни, К.-К. склонен рассматривать кулаков-потовыжимателей как моральных уродов. Наряду с типами «приобретателей» К.-К. дал фигуры всевозможных посредников (факторов, сутяг-писарей, дельцов-«аблакатов»), появляющихся в период закрепления капитализма на Украине. Под конец жизни К.-К. становится типичным либералом, ратующим за «прогресс». В канун крестьянских восстаний на Украине в 1899 он пишет «Саву Чалого», где проводит мысль о возможности классового мира между шляхтой и крестьянством, об их «общем интересе», выводя на первый план героев «приобретательства», гибель к-рых он предчувствует. Однако бедноту, эксплоатируемых, К.-К. рисует пассивной, лишенной инициативы толпою. В одной из последних своих пьес «Хазяін» К.-К. вскользь упоминает о крестьянском бунте и высказывает полное непонимание и растерянность перед событиями 1905. Кроме уже упомянутых пьес, К.-К. принадлежит ряд исторических и историко-бытовых пьес («Гандзя», «Чумаки»), а также ряд пьес психологически-бытового характера; в противовес предшествовавшей украинофильско-народнической традиции, культивировавшей «народную» драму «с пением и танцами», они отличаются целеустремленным действием («Безталанна» — о раздвоении психики, «Батькова казка» — о ревности). Особо следует еще упомянуть комедию, точнее трагикомедию, «Мартин Боруля», обнажающую общественно-психологические корни честолюбия. Драматург-артист, К.-К. отдал некоторую дань и эффектной театральности.
140 Исторические драмы, в основу к-рых К.-К. клал народные думы и песни или подлинные события, менее удачны — они несколько напыщенны и надуманны. На К.-К. значительное влияние оказал Островский, от которого он перенял основные элементы композиции (полная интереса завязка, широкое, плавное течение действия) характеристику образа, речевую полноту и выразительность. Но вместе с тем К.-К. основательно переплавил различные (лит-ые и театральные) влияния и нашел свои творческие пути, особенно в выборе сюжетов пьес. Сюжеты К.-К. брал непосредственно из жизни: в основе каждой бытовой и психологической его пьесы лежит конкретный житейский случай. В такой «документальности» — особенность творчества К.-К., она же обусловила и реализм его пьес. Практик театра, К.-К. серьезно считается с требованиями сцены и часто прибегает к испытанным драматургическим приемам как в разработке отдельных сценических положений, так и в обрисовке характеров. К.-К. является одним из самых сильных драматургов своего времени. Драма его положила начало новым течениям в украинском театре. Предшественники К.-К. насаждали гл. обр. этнографическую пьесу, отражавшую в театре народнические увлечения простонародной речью, песней и фольклором, и подавали весь этот материал в мелодраматической или в комедийно-опереточной форме. К.-К. решительно порывает с этой традицией и переходит к реально-бытовой пьесе, к-рую он строит уже на социальной основе. В соответствии с этим индивидуальная интрига у К.-К. часто отодвигается на второй план, уступая место общественным коллизиям. От К.-К. ведет свое начало в украинском театре также психологическая (буржуазная) драма. Большое общественное значение его заключается в художественном показе расслоения деревни и мастерской обрисовке кулака-эксплоататора, не превзойденных никем из его современников и сохраняющих интерес к его пьесам до сих пор. Библиография: I. Важнейшие издания: Тобілевич Іван (Карпенко-Карий), Драми и комедіі, тт. I—IV. Одеса, 1897—1903; т. V, Полтава, 1905; Тобілевич Іван, Вибрані творі, з переднім словом О. Дорошкевича, «Книгоспілка», Київ, 1925; Тобілевич Іван (Карпенко-Карий), Твори, тт. I—VI, ДВУ, Харків, 1929—1930. II. Огоновський О., Исторія літератури рускої, ч. 2, Львів, 1889; Франко Іван, Іван Тобілевич (Карпенко-Карий), «Літер.-наук. вістник», Київ, 1907, кн. XI; Тобілевич С., Життя Івана Тобілевича, «Літер.-наук. вістник», Київ, 1912, кн. IX; 1913, кн. I—III, VII—VIII, IX—XII; Юноша В., Островський — Карпенко-Карий, Збірник «Січ», Катеринослав, 1919, кн. I; Ефремов С., Карпенко-Карий, Критично-біографічний нарис, Київ, 1924; Коряк В., Нарис історії української літератури, т. II, ДВУ, Харків, 1929. И. Шевченко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАРПЕНКО-КАРЫЙ


будет выглядеть так: Что такое КАРПЕНКО-КАРЫЙ