Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАРМАТЫ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        приверженцы одной из двух ветвей (подсект) мусульманской шиитской секты исмаилитов (См. Исмаилиты). Подсекта К. возникла в 9 в. в Южной Месопотамии. Основную массу К. составляли крестьяне, кочевники-бедуины, ремесленники. С конца 9 в. К. возглавляли ряд антифеодальных восстаний против Аббасидов (См. Аббасиды) (наиболее крупные в Южной Месопотамии, около 890—906; в Бахрейне, 894—899; в Сирии, 900—902). Социальный идеал К. — восстановление общинной собственности на землю, всеобщее равенство, которое, однако, не распространялось на рабов, — они должны были принадлежать не отдельным лицам, а общине в целом. О религиозно-философских взглядах К. см. в ст. Исмаилиты. К 899 К. овладели Бахрейном и создали своё государство в Эль-Ахсе (Восточная Аравия), которое просуществовало до конце 11 в. В государстве К. преобладали свободные земледельцы и ремесленники; они не платили налогов. Государство владело 30 тыс. рабов (работали на полях, в садах, на ремонте мельниц и др.). Нападения К., непримиримых противников суннизма, на суннитские области (например, в 930 на Мекку) сопровождались грабежами, резнёй, угоном в рабство мирных жителей. Это оттолкнуло от К. широкие народные массы, сочувствовавшие социальному идеалу К., но не разделявшие их религиозных верований. Подавление восстаний К., жестокое их преследование Газневидами (См. Газневиды), внутренние распри ослабили К. В конце 11 — начале 12 вв. подсекта К. фактически прекратила существование.
         Лит.: Беляев Е. А., Мусульманское сектантство, М., 1957; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Петрушевский И. П., Ислам в Иране VII—XV вв., Л., 1966, гл. XI (подробная библ.).
         И. П. Петрушевский.
Мультимедийная энциклопедия
(араб. "аль-карамита"), исламская секта, основанная в Ираке в 880-х годах Хамданом Карматом, воспринявшим учение исмаилитской ветви в шиитском исламе. Шииты верили, что божественным правом на власть обладают потомки Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. Они создали учение об имамате, согласно которому имам является воплощением Божества и единственным религиозным и духовным авторитетом. По мнению сторонников исмаилитской ветви, было всего семь имамов, последним из которых был Исмаил; они полагали, что остальные шииты пребывают в заблуждении на этот счет. Хамдан Кармат принадлежал к числу исмаилитских миссионеров, исповедовавших эзотерическое учение о скрытом имаме, который однажды явится как наследник Исмаила. Исмаилиты- "семеричники" составляли хорошо организованное тайное общество, рассылавшее по всем направлениям эмиссаров с целью объединить силы против багдадских халифов. Карматы разработали сложную богословскую систему, в основе которой лежали неоплатонические и гностические учения исмаилитов. Приверженцев этой секты посвящали в ее тайны поэтапно с помощью особой системы обучения. На шестой ступени кармат должен был признать учение о временном характере мусульманских доктрин и практик. В 890 карматы восстали; они действовали в Аравии, Ираке и Сирии вплоть до подавления восстания в 906. Мекка была осквернена, священный Черный камень увезен из Каабы и возвращен на свое место лишь спустя 20 лет. К середине 11 в. следы деятельности карматов исчезают, однако вскоре на смену им пришла другая исмаилитская секта - ассасины.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАРМАТЫ


будет выглядеть так: Что такое КАРМАТЫ