Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАРЛЕЙЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Карлейль
        Карлайл (Carlisle) Джордж Уильям Фредерик Хоуард (Howard) (18.4.1802, Лондон, — 5.12.1864, там же), граф, политический деятель Великобритании, виг. Был активным сторонником парламентской реформы 1832. В 1835—41 секретарь по делам Ирландии (с 1839 с правами члена кабинета). Первый среди вигских аристократов, занимавших официальные посты, выступил в поддержку Лиги против хлебных законов.
II
Карлейль
        Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан — 5.2.1881, Лондон), английский публицист, историк, философ. Окончил Эдинбургский университет (1814). Мировоззрение К. сложилось под сильным влиянием немецкого Романтизма и классического идеализма (И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг), в духе которого К. написал философский роман «Сартор Резартус» (1833—34; рус. пер. 1902, буквально — «Заштопанный портной»). Согласно развитой им здесь «философии одежды», весь мир, вся история представляются в виде ряда внешних, преходящих одеяний, эмблем, за которыми пребывает вечная божественная сущность — единственная реальность. В ряде произведений К. 30 — начале 40-х гг. сочувствие трудящимся и подчас радикальная критика капитализма сочетались с идеализацией средневековья и призывами к восстановлению феодально-иерархических общественных отношений, что сближало взгляды К. с так называемым феодальным социализмом (См. Феодальный социализм). В соч. К. «Французская революция» (1837; рус. пер. 1907), наряду с оправданием свержения народными массами абсолютистского строя, уже намечается крайне субъективистская идеалистическая концепция «культа героев», развёрнутая в цикле лекций «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1842; рус. пер., 3 изд., 1908), читанном в 1837—40. По К., определяемые провидением законы мира открываются лишь «избранным», «героям» — единственным действительным творцам истории («история мира — биография великих людей»), а массы — «толпа, орудие в их руках»; героическое начало в обществе периодически ослабевает, и тогда скрытые в толпе слепые разрушительные силы вырываются наружу, пока общество снова не обнаружит в себе «истинных героев» (например, Кромвель, Наполеон). Таков, по мнению К., замкнутый круг истории. Концепция «культа героев» была широко подхвачена буржуазной историографией. С развитием классовой борьбы пролетариата мелкобуржуазная философско-историческая концепция К. становилась всё более реакционной.
         Соч.: The works, V. 1—30, L., 1896—1905; Letters, V. 1—2, L. — N. Y., 1888.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, 7 (см. Указат. имен); Неманов И. Н., Субъективистско-идеалистическая сущность воззрений Т. Карлейля на историю общества, «Вопросы истории», 1956, № 4.
         И. Н. Неманов.
1000 кратких биографических данных
Томас (1795 - 1881) - английский историк, критик и публицист. Начал свою литературную деятельность с восторженных статей о классической поэзии и идеалистической философии немцев. На историю Карлейль смотрел как на продукт творчества великих людей. В своих социальных памфлетах Карлейль подвергал резкой критике буржуазное общество с его механической культурой и утилитарной философией, культом естественных наук и политической экономии. Он восставал против бездушного своекорыстия буржуазии и против принципов манчестерского либерализма. Это не мешало ему, однако, еще ожесточеннее нападать на рабочий класс, который он обвинял в стремлении захватить в свои руки политическую власть путем всеобщего избирательного права ("Чартизм", 1840 г.): великое движение рабочего класса, стремящегося к власти для освобождения самого себя и всего человечества, Карлейль отвергал с той точки зрения, что "бог создал вселенную на началах равенства, а не на началах подчинения и господства"! Работа Карлейля о чартизме смутила даже наиболее горячих его поклонников. Карлейль проповедывал создание новой аристократии из верхов капиталистического класса и интеллигенции, считая, что она одна способна спасти Англию от надвигающегося социального хаоса и пересоздать ее по образцу средневекового общества на основе патриархальных отношений.
Литературная энциклопедия
Томас (правильнее Карлайль) [Thomas Carlyle, 1795—1881] — английский критик, романист, философ, историк и публицист. В 20-х гг. XIX в., когда Карлейль вступил в лит-ру, промышленный переворот в основном был закончен, крупная буржуазия закладывала фундамент своей эстетической культуры. Сын каменщика, сельский учитель, профессиональный литератор, под конец жизни ректор honoris causa Эдинбургского университета, Карлейль соединял буржуазный культ сильной личности, «героя», с аристократическим пантеизмом ранне-шеллингианского типа; выдвигал теорию избранных, аристократии духа, которой надлежит править миром; в той же книге, в к-рой поддерживал справедливость требований чартистов, нападал одновременно и на буржуазию и на аристократию. Политико-исторические и философские теории К. легли в основу дальнейшего развития английской общественной мысли: известно его влияние на Диккенса, Дизраэли, Дж. С. Милля. К. же первый заговорил о «бо?льшей Британии» (greater Britain), — формула, к-рая в 80-х гг. была развита его учеником и биографом Фраудом и наново повторена Дэльком — двумя первыми идеологами британского империализма. Общеевропейская лит-ая заслуга К. — в создании методов «органической критики» (см. «Критика»). Тэн неоднократно называет К. своим учителем и удивляется, что у К. отсутствует последний решающий момент анализа — социология. Задачей критики, по мнению К., является установление в исторической среде, взрастившей данного «героя», тех положительных идеалов, к-рые осуществляло его жизнетворчество. Иными словами,
130 жизнь и творчество суть неразъединимые части единого исторического конструктивного процесса. В этом признании разумности и телеологичности исторического процесса — идеализм К. и ключ к его теории «героев», возрождающейся ныне в Англии в критических высказываниях и при той же философской концепции у Честертона. «Герой» воплощает «разумный», т. е. положительный, конструктивный момент исторического процесса. Ни Вольтер, ни Руссо, ни даже Дидро не являются по К. «героями», т. к. их деятельность привела к революции. «Героями» являются создатели систематических построений — полицейского государства (Кромвель, Фридрих II), волевой эстетики (Шиллер), философии приятия мира (Гёте). Анализ художественной практики автора (Гёте, Шиллер, Бернс, Стерлинг и т. д.) ведет к раскрытию в лит-ом творчестве все тех же положительных идеалов сильной воли. Отсюда чрезвычайно характерные для взглядов К. переоценка С. Джонсона (см.) и полное непонимание всей французской буржуазной литературы середины века — Бальзака, Сю, Жорж Санд и др.
Иллюстрация: E. Sullivan. Илл. к «Sartor Resartus» Карлейля [XX в.]
Другая заслуга К. — создание философского романа-памфлета «Sartor Resartus, жизнь и замечания проф. фон Тейфельсдрека из Вейснихтво» (1831; в досл. перев.: «заштопанный портной» и «проф. Чертоводерьмо из Нивестьгде») — романа в большой степени автобиографического, построенного не без влияния Рихтера (см.) и целиком посвященного проблеме «философии одежды», т. е. по существу
131 философской проблеме о несходстве видимой личины, к-рую надевают на себя люди, с их внутренней сущностью. Проблема эта была поставлена в плане не столько психологическом, сколько социальном. Особое значение К. для Англии заключается в том, что он пропагандировал мало до него известную англичанам немецкую романтическую литературу: Рихтера, Гофмана, Музеуса, Фуке («Образцы немецкого романтизма», 4 тт., 1827). Сюда же относится его перевод романов Гёте, книга о Шиллере, публичные лекции о немецкой лит-ре и т. д. В настоящее время в Англии возрождается интерес к К. со стороны реакционных кругов. Новые английские исследователи (Честертон и др.) акцентируют в К. поиски единого положительного воззрения, к-рое К. называл религией, не находя иного, более точного термина. Библиография: I. Изданий К. очень много. Наиболее доступное собр. сочин., Chapman Hall. L., 1895, в 37 тт.; сюда не входят воспоминания (лучшее изд. под ред. Портона) и переписка с Эмерсоном [1883] и Гете [1887]; Песнь о Нибелунгах, «Биб-ка для чтения», 1857, II; Нибелунги, «Современник», 1841, XXIV; 1842, XXV; Герои и героическое в истории, «Современник», 1856, и отд. изд. в перев. В. И. Яковенко, СПБ., 1891 (изд. 2-е, СПБ., 1898); Алмазное ожерелье, «Заря», 1869, VII; История французской революции, перев. под ред. Н. Ляпидевского, т. I, Бастилия, М., 1866 (изд. 2-е, В. И. Яковенко, СПБ., 1907); Исторические и критические опыты, М., 1878; Загадка сфинкса, М., 1900 (из «Past and Prespnt»); Новалис, перев. Лазурского, М., 1901; Sartor Resartus, перев. Н. Горбова, М., 1902 (изд. 2-е, М., 1904); Теперь и прежде, перев. Н. Горбова, М., 1906; Этика жизни, перев. Е. Синеруковой, под ред. и с предисл. В. В. Битнера, СПБ., 1906. II. Лучшая биография написана лит-ым душеприказчиком Карлейля Фраудом — 4 тт., Лондон, 1890. Очень важны автобиография Дж. С. Милля и письма жены Карлейля; в настоящее время выходит многотомная биография D. A. Wilson’а. Маркс К. и Энгельс Ф., Собр. сочин., т. VIII, О «Latterday pamphletes»; Энгельс Ф., Положение в Англии (о «Past and Present»); Лавров П. А., Этюды о западной литературе, П., 1923; Тэн И., Новейшая английская литература, СПБ., 1876; Гензель П., Томас Карлейль, СПБ., 1903; Дауге, Т. Карлейль, М., 1916; Кареев Н., Томас Карлейль, П., 1923; Chesterton G. K., Carlyle, L., 1926; Lehman B. H., Carlyle’s theory of the hero, its sources, development, history and influence on Carlyle’s work, 1929; Dunn W. H., Froude and Carlyle. A study of the controversy, N.-Y., 1930. Карлейль и немецкая литература: Streul W., T. Carlyle als Vermittler d utscher Literatur und deutschen Geistes, Zurich, 1895; Schoder B., Carlyle’s erster Faustaufsatz, Braunschweig, 1896; Neff C., Mill of Carlyle, 1924. Т. Левит
Философский словарь
Томас (1795 — 1881) — англ. буржуазный философ и историк. Пропагандировал нем. идеалистическую философию и реакционный романтизм, близок к пантеизму. Учение Фихте об активной деятельности субъекта как творческом начале мира К. применил к об-ву, обосновывая “культ героев”. История об-ва, по К., — это биография великих людей. К. — сторонник исторического круговорота теории. Его критика капитализма близка к “феодальному социализму”. Совр. буржуазные философы и социологи используют наследие К. для борьбы с марксизмом-ленинизмом. Осн. соч.: “Сартор Ревар-тус” (1834), “Герои, почитание героев и героическое в истории” (1840), “Прошлое и настоящее” (1843), “История французской революции” (1 — 3 т., 1837), “Современные памфлеты” (1850).
Философский энциклопедический словарь
КАРЛЕЙЛЬ (Carlyle) Томас (род. 4 дек. 1795, Эклфехан, Шотландия – ум. 4 февр. 1881, Лондон) – англ, философ, моралист и историк, противник франц. материализма и шотл. утилитаризма. В центре его многочисленных произв., рассматривающих проблемы истории, находится понятие гениальной исторической личности, которая, возвышаясь над «средней массой», делает историю («On heroes and hero-worship», 1841; «Герои, почитание героев и героическое в истории», СПб., 1891). Некоторые черты социологии Карлейля дают основание сравнивать ее с идеологией «сверхчеловека» Ницше.
Философский энциклопедический словарь 2
        Карлайл (Carlyle) Томас (4.12.1795, Эклфехан, Шотландия, — 5.2.1881, Лондон), англ. философ, писатель и историк. Мировоззрение К. сформировалось под влиянием Гёте, Фихте, Шеллинга и нем. романтиков. Противник франц. материализма и шотл. утилитаризма.
        В филос. романе «Сартор Резартус» (1833—34, рус. пер. 1902) в традиционном для романтизма мифологич. духе создал филос. картину мира, «одетого» в своеобразные символич. покрывала-эмблемы, скрывающие трансцендентную реальность природы и общества. Вслед за Фихте рассматривал пространство и время как иллюзию чувств. которая скрывает от человека божеств. строй мироздания. Философия, согласно К., призвана «разгадать» по символам-эмблемам присутствие панте-истич. духа в видимых формах воспринимаемого мира. Романтич. натурализму К. присущ космизм — стремление объединить микрокосм «являющейся» природы со вселенской природой и вечностью, тождественными духу. Субъективизм К. подчас приводил его к солипсизму. Спиритуалистич. философия К. использовалась представителями теософии.
        Пантеистич. символизм К. распространял на общество и культуру. Он резко критиковал англиканскую церковь и весь строй бурж. духовных ценностей. В философии истории К. выступил глашатаем «культа героев» — носителей божеств. предначертания и духовных творцов историч. процесса, возвышающихся над «средней» массой. Некоторые черты социологии К. дают основание сравнивать её с идеологией «сверхчеловека» Ницше. Развивая концепцию «родственных отношений» между земельными собственниками и низшими классами феод. общества, он идеализировал корпоративную структуру феодализма, выдавая его за социализм. Феод. социализм К. был подвергнут критике в «Манифесте Коммунистич. партии» К. Маркса и Ф. Энгельса.
        Works..., v. 1—30, L., 1899—1923; в рус. пер. — Историч. и критич. опыты, М., 1878; Этика жизни, СПБ, 1906; Франц. революция, СПБ, 1907; Герои, почитание героев и героическое в истории, СПБ, 1908».
        Энгельс Ф., Положение Англии. Т. К., «Прошлое и настоящее», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; Маркс К. и ЭнгельсФ., Т. К., «Совр. памфлеты. ,№ 1. Совр. эпоха. JM5 2. Образцовые тюрьмы», там же, т. 7; Я к о в е н-к о В. И., Т. К., его жизнь и лит. деятельность, СПБ, 1891; К а р е е в Н. И., Т. К. Его жизнь, его личность, его произв., его идеи, П., 1923; Трахтенберг О. В., Очерки по истории философии и социологии Англии 19 в., М., 1959; Саймоне Д., К., пер. с англ., М., 1981; В a seh V.,{ Carlyle, l'horame et l'oeuvre, P., 19388; LaValley A. J., Carlyle and the idea of the modern, New Haven — L., 1968; Hood E. P., T. Carlyle. Philosophic thinker, theologian, historian and poet, N. Y., 1970; Campbell I., T. Carlyle, L., 1974.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАРЛЕЙЛЬ


будет выглядеть так: Что такое КАРЛЕЙЛЬ