Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Кареев Николай Иванович (1850-1931) - историк, философ, социолог. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879-84), затем Санкт-Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899-1906 в связи с увольнением по подозрению в политической неблагонадежности). С 1910 - чл.-корр. Российской АН, с 1929 - почетный член АН СССР.
Кареев - историк по преимуществу. Его перу принадлежат фундаментальные труды по истории крестьянского вопроса во Франции в конце 18 в. (магистерская диссертация 1879), многотомный труд по истории Зап. Европы Нового времени (1892-1917), а также трехтомная история французской революции (1924-28). Кареев даже упрекали за то, что он хотел якобы сделать из истории царицу мира, вытеснить теоретизм историзмом. Вне теоретико-познавательных философско-исторических и социологических подходов Кареев не мыслил предметы своих исследований. Самые первые работы Кареева - философско-исторические. "Основные вопросы философии истории" - тема его докторской диссертации (1883).
Специфический интерес к культурному процессу как стороне исторического процесса, к проблемам взаимодействия культуры и форм социальной жизни, прогресса в культуре и культурного упадка, роли личности в культурной истории, к истории культуры России, Зап. Европы и всего человечества - еще одна характерная черта творчества Кареева. Отталкиваясь от трудов историков Бурдо, Лакомба, Бернгейма, Кереев делил исторические факты на прагматические (исторические события, действия людей, их поступки и т.д.) и культурные. Критикуя излишний, по его мнению, крен в сторону "прагматизма", его преобладания над культурой, равно как сосредоточенность только на культурных процессах, на изучении безличной эволюции одних надорганических форм, ценой понижения личного начала в историческом процессе (на этом основании Кереев отрицал существование особой "истории культуры", отличной от общей исторической науки), Кареев ратовал за изучение истории как переплетающихся и взаимовлияющих прагматических и культурного процессов, как взаимодействия личностей и культурных форм.
С другой стороны, Кареев выделял в истории "вечное взаимодействие" культурных и социальных отношений, полагая, что на культуре отражается социальное устройство, а на изменении социальных форм - состояние культуры. Культурное и социальное развитие Кареев изучал одновременно, и в этой связи он отвергал чисто духовное объяснение культурного развития безотносительно к социально-экономическим условиям и настаивал на обусловленности культурными причинами "экономического быта", что позволяло Карееву, в частности, не только отвергать монизм "экономического материализма" Маркса, который он понимал как требование выводить все из одного начала, но и признавать его частичную правоту. Наиболее общей методологической основой всего научного творчества Кереева, в том числе его культурологии, является концепция "положитнльной", "критической" философии. Это - не материалистическая и не спиритуалистическая философия. Антропология, философия истории и этика - основные составные части философии. Иногда Кареев пользовался термином "философия общества", обращался и к древним филоским дисциплинам.
Поскольку Кареев полагал, что философия - наука только о явлениях и управляющих ими законах, а не о сущности этих явлений, и отвергал "нуменологию", т.е. метафизику, своим феноменализмом философия Кареева примыкала к позитивизму в широком смысле этого слова. На позитивизм ориентировали и установки Кареев на научность в духе конкретных позитивных дисциплин. Однако чистым позитивистом-сциентистом Кареев не был. Свою философию он считал идейной, пронизанной жизненными мотивами, отвергал философию как простую совокупность отвлеченных логических понятий, простую наукообразную диалектику. Философия, по Кареву, - это мировоззрение с ясными моральными и социальными идеалами, в котором теоретическое согласовано с этическим, объективное с субъективным. Кареев никогда не называл свой метод субъективным, признавал законным только один метод - объективный, но в то же время защищал "законный субъективизм", субъективизм этический, в отличие от "субъективизма незаконного" (национального, конфессионального, партийного и классового).
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Кареев Николай Иванович (1850-1931) - историк, философ, социолог. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербург, университета (1873); проф. Варшавского (1879-84), затем Санкт-Петербург, университетов (с 1886, с перерывом между 1899-1906 в связи с увольнением по подозрению в политической неблагонадежности). С 1910 - чл.-корр. Российской АН, с 1929 - почетный член АН СССР.
Кареев - историк по преимуществу. Его перу принадлежат фундаментальные труды по истории крестьянского вопроса во Франции в конце 18 в. (магистерская диссертация 1879), многотомный труд по истории Зап. Европы Нового времени (1892-1917), а также трехтомная история французской революции (1924-28). Кареев даже упрекали за то, что он хотел якобы сделать из истории царицу мира, вытеснить теоретизм историзмом. Вне теоретико-познавательных философско-исторических и социологических подходов Кареев не мыслил предметы своих исследований. Самые первые работы Кареева - философско-исторические. "Основные вопросы философии истории" - тема его докторской диссертации (1883).
Специфический интерес к культурному процессу как стороне исторического процесса, к проблемам взаимодействия культуры и форм социальной жизни, прогресса в культуре и культурного упадка, роли личности в культурной истории, к истории культуры России, Зап. Европы и всего человечества - еще одна характерная черта творчества Кареева. Отталкиваясь от трудов историков Бурдо, Лакомба, Бернгейма, Кереев делил исторические факты на прагматические (исторические события, действия людей, их поступки и т.д.) и культурные. Критикуя излишний, по его мнению, крен в сторону "прагматизма", его преобладания над культурой, равно как сосредоточенность только на культурных процессах, на изучении безличной эволюции одних надорганических форм, ценой понижения личного начала в историческом процессе (на этом основании Кереев отрицал существование особой "истории культуры", отличной от общей исторической науки), Кареев ратовал за изучение истории как переплетающихся и взаимовлияющих прагматических и культурного процессов, как взаимодействия личностей и культурных форм.
С другой стороны, Кареев выделял в истории "вечное взаимодействие" культурных и социальных отношений, полагая, что на культуре отражается социальное устройство, а на изменении социальных форм - состояние культуры. Культурное и социальное развитие Кареев изучал одновременно, и в этой связи он отвергал чисто духовное объяснение культурного развития безотносительно к социально-экономическим условиям и настаивал на обусловленности культурными причинами "экономического быта", что позволяло Карееву, в частности, не только отвергать монизм "экономического материализма" Маркса, который он понимал как требование выводить все из одного начала, но и признавать его частичную правоту. Наиболее общей методологической основой всего научного творчества Кереева, в том числе его культурологии, является концепция "положитнльной", "критической" философии. Это - не материалистическая и не спиритуалистическая философия. Антропология, философия истории и этика - основные составные части философии. Иногда Кареев пользовался термином "философия общества", обращался и к древним филоским дисциплинам.
Поскольку Кареев полагал, что философия - наука только о явлениях и управляющих ими законах, а не о сущности этих явлений, и отвергал "нуменологию", т.е. метафизику, своим феноменализмом философия Кареева примыкала к позитивизму в широком смысле этого слова. На позитивизм ориентировали и установки Кареев на научность в духе конкретных позитивных дисциплин. Однако чистым позитивистом-сциентистом Кареев не был. Свою философию он считал идейной, пронизанной жизненными мотивами, отвергал философию как простую совокупность отвлеченных логических понятий, простую наукообразную диалектику. Философия, по Кареву, - это мировоззрение с ясными моральными и социальными идеалами, в котором теоретическое согласовано с этическим, объективное с субъективным. Кареев никогда не называл свой метод субъективным, признавал законным только один метод - объективный, но в то же время защищал "законный субъективизм", субъективизм этический, в отличие от "субъективизма незаконного" (национального, конфессионального, партийного и классового).
Новый философский словарь
(1850-1931)
русский историк, социолог, гимназический товарищ и биограф B.C. Соловьева. Закончил историко-филологический факультет Московского университета. Профессор Варшавского (1879-1884) и Петербургского (1886-1899 и с 1906) университетов (в 1899 был уволен из Петербургского университета за "неблагонадежность" в связи со студенческим движением). Активный член партии кадетов, депутат I Государственной Думы. Член-корреспондент Российской Академии наук (1910), почетный академик АН СССР (1929). В области истории - работы по античной, средневековой, новой и новейшей истории. Основные работы по социологии и теории истории: "Основные вопросы философии истории. Критика историософических идей и опыт научной теории исторического прогресса" (тт. 1-3, 1883-1890); "Сущность исторического процесса и роль личности в истории" (1889); "Историко-философские и социологические этюды" (1895); "Старые и новые этюды об экономическом материализме (1896); "Введение в изучение социологии" (1897); "Историка. Теория исторического знания" (1913); "Историология. Теория исторического процесса" (1915); "Общие основы социологии" (1919) и др. К. создал собственную версию этико-субъективной социологии, в которой прослеживается сильное влияние "первого" позитивизма, Лаврова и Михайловского. Пытался осуществить синтез социального и исторического знания, в связи с чем подверг методологической критике за односторонность подхода все известные ему концепции знания. В качестве синтетической дисциплины К. рассматривал философию истории, включающую в себя теоретическую и конкретно-историческую части. Теория истории занимается проблемами гносеологии (теория исторического знания, или "историка") и социологии (социальная статистика и социальная динамика), изучающей морфологию и механизмы развития общества. Взгляд на социум как на процесс дает историология. Как и у других представителей этико-субъективной школы, в центре внимания у К. находится идея социального прогресса, исследуемая с разных сторон историей (феноменологическая наука) и социологией (помологическая наука). В согласии с идеями школы, резко выступил против фаталистически-детерминистской трактовки прогресса. В центре социокультурной жизни, по К., находятся человеческие индивиды - личности, активно относящиеся к происходящему с ними и вокруг них. Все общественные явления суть проявления духовного взаимодействия между людьми. Поэтому истории и социальной жизни всегда присуща как социально-психологическая, так и нравственно-этическая компонента, которые и должны фиксироваться средствами философии и науки. Происходящее в действительности должно быть оценено с точки зрения идеалов высшей правды; в любых исторических и социальных изменениях должен быть схвачен их смысл для человека. Ни одно общественное явление, по мнению К., не может быть понято без выявления отношения к нему со стороны тех или иных субъектов. Важно смотреть на историю и на социум глазами живой личности, включенной в социокультурную среду и исторические контексты, но ведущую себя в них заинтересованно, т.е. необходимо встать на этико-субъек-тивную точку зрения (философия истории есть суд над историей). Соответственно в истории и социуме одновременно действует много детерминирующих факторов, задающих разные векторы изменений. Принципиально нельзя свести вариативность социальной и культурной жизни к действию какой-либо одной причины, например, экономики, как это делает марксизм. Общество конституируется во взаимодействии "культурных групп" и "социальной организации". Культурные группы формируются в процессах социализации и взаимодействия индивидов. Социальная организация фиксирует положение индивидов в экономическом, политическом и правовом пространстве, задающих пределы индивидуальной свободы. Мера свободы, допустимой в данном обществе, фиксируется в общественном идеале, движение к которому и задает критерии социального прогресса, в ходе которого все большее количество людей перестает быть орудиями чужой воли. Средство достижения идеала - критическое переопределение и переделка культуры, социальной организации и быта.
В.Л. Абушенко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое КАРЕЕВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ