Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        совокупность решений церковных соборов и постановлений римских пап. В К. п. нашло отражение положение, «... которое занимала церковь в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Первая кодификация К. п. была предпринята в 12 в. болонским монахом Грацианом, написавшим трактат «Согласование разноречивых канонов», который получил значение источника права (См. Источники права). В 1582 в правление папы Григория XIII был издан «Свод канонического права» (Corpus juris canonici), представлявший собой дополненное и переработанное издание трактата Грациана. Особенно широкой компетенция церковных судов была в средние века, характеризовавшиеся укреплением связи между церковью и государством. К церковной юрисдикции относилась значительная часть внецерковных (главным образом гражданских) правоотношений: брачно-семейные, имущественные и даже уголовные. Соответственно и нормы К. п. не ограничивались внутрицерковной организацией и отношениями, захватывая различные отрасли права.
         Развитие абсолютизма и повышение роли светских судов привели к постепенному сужению сферы действия К. п., окончательно закрепленному при буржуазном строе. Например, «Кодекс канонического права 1917», изданный папой Бенедиктом XV, регулирует только внутрицерковные дела. Содержащиеся в этом кодексе нормы можно рассматривать как правовые лишь в той мере, в какой они признаются обязательными тем или иным государством.
         В православной церкви К. п. именуется совокупность канонических правил, установленных главным образом на церковных соборах. Значительная часть этих правил включалась в Церковное право, действовавшее в царской России.
         П. С. Грацианский.
Большой юридический словарь
совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни верующих. Наибольшее развитие К.п. получило в средневековой Западной Европе. После победы буржуазных революций в Европе роль К. п. значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства - потеряло значение действующего права. “Кодекс канонического права 1917 г.”, изданный папой Бенедиктом XV, регулирует только внутрицерковные дела.
Энциклопедия Юриста
совокупность законов религиозного правопорядка (канонов), обычаев и правил, установленных главным образом на Вселенском и других соборах и определяющих преимущественно организацию церковных епархий. К.п. является лишь частью церковного права, так как не содержит многих позднейших церковных правил. Вместе с тем К.п. шире церковного права - оно не ограничивается нормами внутренней церковной организации, формулируя правоотношения частного гражданского, уголовного, судебного и процессуального права. В Византии во время Исаврийской династии был составлен на основе Свода Юстиниана законодательный сборник - Еклога 726 г., который охватывал основы К.п.. семейных, наследственных и гражданских правоотношений.
В католических конфессиях К.п. включает совокупность решений церковных соборов и Постановлений римских пап. Первая кодификация К.п. была проведена в XII в.болонским монахом Гра-цианом в Трактате "Согласование разносторонних канонов", который получил значение источника права. В 1582 г. в правление папы Григория XIII был издан "Свод канонического права" (лат. Сог-puc Juris Canonic), представляющий переработанное издание трактата Грациа-на. К церковной юрисдикции относились и внецерковные правоотношения, такие. как гражданские, брачно-семейные,.имущественные и др.
Нормы К.п., принятые в начале XX в., определяют внутренние отношения католической церкви. Они систематизированы в Кодексах К.п., изданных папой Бенедиктом XV в 1917 г. и дополненных II Ватиканским собором об апостолате мирянам. !
Церковная юрисдикция в XII и XIII вв. имела очень широкую компетенцию в ряде стран. Когда впоследствии она была сужена благодаря централизации. развитию светских судов, а также Реформации, заменившая ее система восприняла в общих чертах К.п. Моральное влияние церкви и системы К.п., которую она выработала, дает себя чувствовать в различной степени во всем христианском мире.
В Великобритании и Северной Ирландии. Лвс/прйй. Португалии, распределение наследственного имущества осуществляется под судебным контролем на основе К.п.
К.п. не проявляется как самостоятельное право и не претендует на регулирование всего комплекса отношений между людьми. Оно весьма фрагментарно и выступает главным образом как публичное право особого общества, образуемого церковью.
Лит.: Большая Советская Энциклопедия. Т. 20. М.. 1953. С. 18; Мчед-лов М.П. Католицизм. М.. 1974: Религиозные традиции народов мира. М.. 1974;
Л у к а ш у к И. И. Международное право. Общая часть. М.. 1996. С. 37: Мартене Ф.Ф. Международное право цивилизованных народов. М., 1996. Т. I; Андреев М.Н. Римское частное право. София., 1962;3аозерс кий И.А.Отношениесв. Православной церкви к миру и войне по учению ея канонического права//Богословский Вестник. 1896. № IV. С. Ю.Давид Ре не. Основные правовые системы
современности. М., 1967; Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандри-да Никифора. М., 1990: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения.М., 1996.
Борисов К.Г.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО


будет выглядеть так: Что такое КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО