Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от позднелат. camera — комната)
        специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения К. м. предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, «комнатного» музицирования (отсюда и название). Сочинения К. м. пишутся для небольших инструментальных составов (от одного исполнителя-солиста до камерного ансамбля (См. Ансамбль)). Для К. м. характерна экономия и тончайшая детализация выразительных средств; она обладает большими возможностями передачи лирических эмоций и тонких градаций душевных состояний человека. Истоки К. м. восходят к эпохе средневековья. До конца 16 в. это наименование относили лишь к вокальным жанрам; с 17 в. оно было распространено и на инструментальную музыку. В 16—18 вв. термином «К. м.» стали обозначать светскую музыку, в отличие от церковной (камерная Соната, в отличие от церковной сонаты).
         Современные виды камерного инструментального ансамбля — соната, трио, квартет, квинтет и т.д. — сформировались в творчестве представителей венской классической школы И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, создавших глубокие по содержанию и совершенные по форме образцы. Обладающий богатыми выразительными возможностями, инструментальный ансамбль (особенно смычковый квартет) привлек внимание почти всех композиторов, в нём получили отражение все основные направления музыкального искусства 18—20 вв. Ему отдали дань романтики (Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон, Р. Шуман) и композиторы последующего времени (И. Брамс, А. Дворжак и др.); высоким художественным уровнем отличаются камерные ансамбли рус. композиторов (П. И. Чайковский, А. П. Бородин, А. К. Глазунов и др.), традиции которых нашли продолжение у советских композиторов (Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович и др.).
         С конца 18 в. и особенно в 19 в. видное место в музыкальном искусстве заняла вокальная К. м. В творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана и др. композиторов-романтиков сформировался новый для того времени и обладающий многообразными выразительными возможностями жанр художественной песни (См. Песня). Богатое развитие жанры песни и романса получили в России (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, П. И. Чайковский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов и др.). В это же время большое значение приобретает жанр инструментальной миниатюры (характерные пьесы, пьесы в танцевальных формах и т.п.).
         В 19 в. стали устраиваться публичные концерты К. м., главным образом в небольших концертных залах, возникли организации любителей К. м., сформировались многочисленные камерные ансамбли исполнителей.
         Лит.: Васина-Гроссман В. А., Русский классический романс, М., 1956; её же, Романтическая песня XIX века, М., 1967; её же, Мастера советского романса, М., 1968; Раабен Л., Инструментальный ансамбль в русской музыке, М., 1961; его же, Советская камерно-инструментальная музыка, Л., 1963; Walthew R. Н., The development of chamber music, L. — N. Y., [1909]; Mersmann Н., Die Kammermusik, Bd 1—4, Lpz., 1930—33; Kilburn N., Chamber music and its masters, L., 1932; Ulrich Н., Chamber music, 2 ed., N. Y. — L., 1966; Coeuray A., La musique de chambre, P., 1953; Richter J. Fr., Kammermusik-Katalog, Lpz., 1960; Cobbett W. W., Cyclopedic survey of chamber music, 2 ed., v. 1—3, L., 1963.
         Л. Н. Раабен.
Мультимедийная энциклопедия
в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях - в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в. выражение "камерная музыка" прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом). Настоящая камерная музыка, в соответствии с современным взглядом, носит сосредоточенный, углубленный характер, и камерные жанры лучше воспринимаются в небольших помещениях, в свободной обстановке, нежели в обычных концертах и в неподходящей для подобной музыки акустической среде больших залов. В истории камерной музыки просматриваются три периода: 1. Период с 1450 по 1650, для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, - фантазии Орландо Гиббонса (1610) и канцоны и сонаты Джованни Габриели (1615). 2. Период с 1650 по 1750 отмечен распространением жанра трио-сонаты (обычно они сочинялись для двух скрипок и виолончели с клавиром, который обеспечивал гармоническую основу) и других ансамблей, как инструментальных, так и с участием голосов, которые обязательно сопровождались т.н. цифрованным басом (аккордами) клавишного инструмента. Среди мастеров трио-сонаты этого периода - Арканджело Корелли, Генри Перселл и Гендель. 3. Период с 1750 до современности, в котором доминирует струнный квартет, состоящий из двух скрипок, альта и виолончели. Основная структура современной камерной музыки - почти всегда трех- или четырехчастный сонатный цикл; свободные, часто программные формы, пристрастием к которым отмечена оркестровая музыка в 19 в., мало повлияли на камерные жанры, поскольку ограниченные тембровые возможности камерных ансамблей не предоставляли больших возможностей для создания оригинального колорита и сильных драматических эффектов. Современный камерно- инструментальный репертуар до сих пор имеет в своей основе сочинения классиков: струнные трио и квартеты Гайдна и Моцарта, струнные квинтеты Моцарта и Боккерини, а также квартеты Бетховена и Шуберта. В послеклассический период большинство крупных композиторов, принадлежавших к разным направлениям (романтизм, импрессионизм и экспрессионизм), писали камерную музыку, но все же в общераспространенном репертуаре закрепились лишь отдельные ее образцы: например, фортепианный квинтет Шумана, трио, квартеты, квинтеты и секстеты Брамса, струнные квартеты Дебюсси и Равеля. По принятой классификации, в понятие "камерная музыка" включаются дуэты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты, септеты, октеты, нонеты и дециметы, при самых разнообразных составах инструментов. К камерным относятся также некоторые жанры для соло с аккомпанементом: например, романсы (камерно- вокальный жанр) или инструментальные сонаты (камерно-инструментальный жанр). Существует "камерная опера" (например, Ариадна на Наксосе Р.Штрауса, 1925), подразумевающая небольшое число исполнителей и камерную атмосферу действия. Термин "камерный оркестр" прилагается к оркестру, насчитывающему не более 25 исполнителей (т.е. типичному оркестру эпохи Гайдна и Моцарта); однако следует различать "малый оркестр", который есть не что иное, как несколько уменьшенный "большой оркестр", и "камерный оркестр", который предполагает лишь по одному исполнителю на партию (возможно, по два исполнителя на первых и вторых скрипках и альтах) и достаточную самостоятельность каждой партии. ЛИТЕРАТУРА Раабен Л. Камерная инструментальная музыка 1-й половины ХХ в. Страны Европы и Америки. Л., 1986
Современная Энциклопедия
КАМЕРНАЯ музыка, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином, духовыми, ныне также ударными).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАМЕРНАЯ МУЗЫКА


будет выглядеть так: Что такое КАМЕРНАЯ МУЗЫКА