Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАМАЛ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Камал
        Галиаскар (псевдоним; настоящее имя и фамилия Галиаскар Камалетдинов) [25.12.1878 (6.1.1879), Казань, — 8.6.1933, там же], татарский советский писатель и общественный деятель. Родился в семье кустаря. В 1901 выпускал газету «Тэраккый» («Прогресс»), организовал издательство «Мэгариф» («Просвещение»). С 1906 работал в газете «Азад» («Свобода»), затем — «Азад халык» («Свободный народ»), где печатались статьи, пропагандирующие идеи марксизма. Был издателем и редактором сатирического журнала «Яшен» («Молния», 1908—09), работал в газете «Юлдуз» («Звезда», 1907—17). Печатался с 1900. Важнейшие произведения — драма «Несчастный юноша» (1907, 2-й вариант), комедии «Из-за подарка» (1908), «Любовница» (1911), «Тайны нашего города» (1911), «Банкрот» (1912, рус. пер. 1944) — резко бичевали пороки буржуазного общества. После Октябрьской революции К. писал сатирические стихи, сотрудничал в газете «Эш» («Труд»), «Кызыл байрак» («Красное знамя»). Перевёл на тат. язык «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозу» А. Н. Островского и «На дне» М. Горького.
         Соч.: Эсэрлэр, (М. Гайнуллиннын суз башы белэн), т. 1—2, Казан, 1950—51.
         Лит.: Гайнуллин М., Татарская литература и публицистика начала XX века, Каз., 1966; Халит Г., Татар Эдэбиятында реализм мэсьэлэлэре, Казан, 1948; Камал Э., Халык драматургы Г. Камал, Казан, 1950; Хисмэтуллин Х., Галиэсгар Камал, Казан, 1969.
        Г. Камал.
II
Камал
        Шариф (псевдоним; настоящая фамилия Байгильдиев) [16(28).2.1884, дер. Пишля, ныне Мордовской АССР, — 22.12.1942, Казань], татарский советский писатель и драматург, заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1940). Член КПСС с 1919. Родился в семье служителя культа. Был чернорабочим и шахтёром. В Петербурге (1905) сотрудничал в газете «Нур» («Луч»), где опубликовал свои статьи и стихи. Первый сборник стихов «Голос» вышел в 1906. В новеллах 1909—12 («Пробуждение», «В поисках счастья», «На чужбине»), в повести «Чайки» (1915) К. реалистически показал жизнь сезонных рабочих, рыбаков и шахтёров. Комедия «Хаджи Эфенди женится» (1915) стала тат. классикой. К. — автор реалистических романов «На заре» (1927), «Когда рождается прекрасное» (1937, рус. пер. 1957). В драматических произведений «Огонь» (1928), «Горы» (1932), «За туманом» (1934) К. изобразил строительство социализма в городе и деревне. Награжден орденом Ленина.
         Соч.: Эсэрлэр, т. 1—4, Казан, 1951—56.
         Лит.: Хисматуллин Х., Шариф Камал, в кн.: История татарской советской литературы, М., 1965; Гайнуллин М., Татарская литература и публицистика начала XX века, Каз., 1966; Нигъмэтуллин Э., Шэриф Камал, Казан, 1964.
         М. Х. Гайнуллин.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
КАМАЛ (Камалетдинов) Галиаскар (1878/79-1933), татарский писатель. Острая социальная критика дореволюционной действительности в пьесах "Несчастный юноша" (2-я редакция, 1907), "Первый спектакль" (1908), "Банкрот" (1912).
2.
КАМАЛ Шариф (настоящая фамилия Байгильдиев) (1884-1942), татарский писатель и драматург, заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1940). Реалистические новеллы, повести ("Чайки", 1915); сатирическая комедия "Хаджи женится" (1915); роман "Когда рождается прекрасное" (1937) о ломке патриархального крестьянского быта; пьесы о современности.
Литературная энциклопедия
1. Галиаскар Галиаскарович [1879—] — татарский драматург и публицист. Р. в Казани, в семье кустаря. До 1900 учился в духовной школе (медрессе) муллы Варуди в Казани. Самоучкой изучил русский яз. и увлекся русской драматической лит-рой и театром. Общее реформаторское движение среди шакирдов (учащейся молодежи), движение протеста против влияния феодального Востока захватило и К. Он выступает в своих драматических произведениях против старых полуфеодальных пережитков в татарской жизни. Первая драма К. «Бахетсез егет» (Несчастный юноша) написана в 1898 и издана в 1899. Так. обр. К. начал свою литературно-драматическую деятельность еще задолго до зарождения татарского театра [1906] и вполне заслуженно считается отцом татарской драматургии. К. — чрезвычайно плодовитый литератор; он написал 15 оригинальных драматических
78 произведений и перевел с русского и турецкого яз. около 100 произведений, в числе которых следует указать переводы русских и иностранных классиков: «Ревизор» Гоголя, «Гроза» Островского, «На дне» М. Горького, «Скупой» Мольера и др. К. — представитель реалистического театра в татарской драматургии; он дает своих героев в окружающей их обстановке, мастерски изображая фанатичных невежественных татарских купцов, купчих, характерных для тогдашней татарской жизни бабок-знахарок и тому подобные типы. Классическими образцами тупоумия и консерватизма татарской реакционной буржуазии в произведениях К. являются — купец Хамза (комедия «Бренче театр» — «Первый спектакль»), для к-рого «сам господин пристав» — все на свете, и лавочник Ахметзян (пьеса «Безнен шахар серляре» — «Тайны нашего города») — вождь духовного центра татарской буржуазии Казани, Сенного базара, ярый противник всего нового и прогрессивного, и в то же время пошляк и развратник. К. бичует и молодую либеральствующую татарскую буржуазию. Велики заслуги К. как создателя современного татарского лит-ого яз. на основе казанского народного говора. В период, когда К. выступил на лит-ую арену, в татарской лит-ре господствовало влияние турецкого и арабского яз., и сторонники татаризации лит-ого яз. были малочисленны и слабы. К. с первых же шагов своей лит-ой деятельности [1899] выступил смелым сторонником этой демократизации. В предисловии к «Бахетсез егет» он ратует за введение в литературу «уличного языка» и бросает вызов приверженцам «высокого» стиля. И до сих пор яз. К. является классическим образцом татарского лит-ого языка. Бичуя старое, К. не сумел достаточно четко показать силы нового класса, идущего на смену старому. Но как публицист К. чрезвычайно близок нам. Публицистическую деятельность К. начал в 1905, когда в Казани стали выходить татарские газеты. Был сотрудником либерально-буржуазной газеты «Казан Мухбире» (Казанский вестник), но разошелся с руководившими газетой кадетами и в 1906 издавал газету «Азат Халк» (Свободный народ), в к-рой сотрудничал большевик Кулахметов. В «Азат Халк» печатались статьи против пантюркистской газеты «Терджеман», против национал-кадетской — «Мусульманский союз» и за пролетарскую диктатуру. Газета после 14-го номера была закрыта. В 1908—1909 совместно с популярнейшим татарским поэтом А. Тукаевым К. редактировал юмористический журнал «Яшен» (Молния); до Октябрьской революции Камал сотрудничал в газете «Юлдуз». С первых же дней Октябрьской революции К. без колебаний перешел на сторону пролетариата и до настоящего времени сотрудничает в партийно-советской печати. В годы гражданской войны под псевдонимом
79 «Аулиа и компания» К. пишет сатирические произведения, очень популярные среди рабочих и крестьян Татарии, и работает в драмкружках частей Красной армии. Советская общественность достойно оценила плодотворную деятельность К. В 1923 ему присуждено звание героя труда, в 1926 (20-летний юбилей татарского театра) — звание народного драматурга Татарии; в 1929 К. отпраздновал 30-летний юбилей своей лит-ой деятельности. Библиография: I. Оч бадбахет, Казань, 1902; Бахетсез егет, Казань, 1907; Бренче театр, Буляк учен, Казань, 1907; Банкрот, Деджал, Казань, 1912; Безнен шахар серляре, Кайныш, Казань, 1913; Ойляням, Кондяш, Казань, 1918; Собр. сочин. (Буляк учюн, Бренче театр, Бахетсезегет), Казань, 1925; Хафизалау-иркям, Казань, 1928. II. Абдрахман Саади, История татарской литературы (на татарском яз.), Казань, 1926, стр. 114 и сл. С. Файзуллин
2. Шериф (Байгельдиев) [1884—] — татарский писатель-беллетрист. Р. в д. Печлы, Пензенской губернии; до 17 лет воспитывался в деревне в семье муллы, затем два года провел в Константинополе, куда попал в качестве переводчика с татарскими купцами. В 1903—1904 скитался в Донбассе и на рыбных промыслах Каспийского моря между Дербентом и Баку, работал в шахтах и на промыслах. В 1905—1910 жил в деревне, учительствовал и занимался сельским хозяйством; в 1910—1920 в Оренбурге работал в редакции татарской буржуазной газ. «Вакт» (Время) последовательно счетоводом, корректором и лит-ым сотрудником, печатался в большевистск. газ. «Эшчеляр Дунясы» (Рабочий мир). В 1919 вступил в ВКП (б). 1923—1925 К. снова в Оренбурге, сотрудничает в газетах «Юл» (Путь) и «Сабан» (Плуг). С 1925 работает в Казани в редакциях газет, в Доме татарской культуры и в настоящее время — в Главлите Татарии и в ТАПП. Лит-ую деятельность К. начал с 1909 рассказом из жизни рабочих Донбасса «Козгыннар Оясында» (В гнезде коршунов), которым он сразу завоевал себе место в татарской литературе. Дальнейшая серия рассказов выявила К. как писателя-реалиста, описывающего жизнь трудящихся. Наиболее показательны в этом отношении его повести «Акчарлаклар» (Чайки), из жизни рабочих рыбных промыслов, и «Танг Атканда» (На рассвете) — из эпохи гражданской войны. Буржуазные типы, доминировавшие в старой татарской лит-ре, у К. появляются лишь как отрицательные [«Джимерлгян звонок» (Испорченный звонок) и др.]. К. не только беллетрист, но и публицист и драматург. Еще в дореволюционной татарской прессе он хлестко высмеивал национальную буржуазию. С наступлением революции начал вести борьбу с национализмом. К. написаны: комедия «Хаджи Эфенди уйляна» (Господин Хаджи женится) в 1915, пьеса «Ут» (Огонь) в 1928. С. Ф.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАМАЛ


будет выглядеть так: Что такое КАМАЛ