Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАЛИДАСА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(гг. рождения и смерти неизвестны)
        древнеиндийский поэт и драматург приблизительно 5 в.; индийская традиция относит жизнь К. к 1 в. до н. э. Народные легенды изображают его пастухом, поднявшимся силой таланта до положения придворного поэта. Творчество К. тесно связано с предшествовавшим фольклорно-эпическим и литературным развитием, но главным источником вдохновения для него были природа и народная жизнь. В поэме «Род Рагху» наряду с хроникой легендарного рода, воспетого в «Рамаяне» (См. Рамаяна), К. рисует картины жизни разных народностей страны, осуждает правителя, пренебрегающего интересами подданных. Эпическая поэма «Рождение Кумары» и лирическая «Времена года» воспевают торжество простых человеческих чувств, всепобеждающую силу любви. Драматургия К. — свидетельство высокого развития театрального искусства Древней Индии — открывает радостный мир гармонии и разума, стирает грань между всемогущим божеством и якобы бессильным человеком. Основанные на сюжетах из вед (См. Веды) и «Махабхараты» (См. Махабхарата), драмы К. откликаются на современные события: сцена с рыбаками и стражниками («Узнанная по кольцу Шакунтала»), осуждение Агнимитры в сатирической концовке драмы «Малавика и Агнимитра», новая, чисто земная трактовка сюжета о любви царя Пурувараса к небесной деве («Мужеством обретённая Урваши»). Драмы К., утверждающие ценность человеческой личности, переведены на многие восточные и почти на все европейские языки; они продолжают ставиться на мировой сцене.
         Соч. в рус. пер.: Сцены из Саконталы, индийской драмы. [Предисл. и пер. Н. М. Карамзина], «Московский журнал», 1792, ч. 6, кн. 2—3; Санскритские поэмы, Вологда, 1890; Драмы, пер. К. Бальмонта, вступ. ст. С. Ф. Ольденбурга, М., 1916; Потомки Рагху, «Ленинград», 1940, № 15—16; Сакунтала, М., 1955; Избранное, М., 1956.
         Лит.: Кальянов В. И., Эрман В. Г., Калидаса. Очерк творчества, М., 1958; Пыжова О. В., Об эстетическом идеале Калидасы, в сборнике: Из истории эстетической мысли древности и средневековья, М,, 1961; Серебряков И. Д., Очерки древнеиндийской литературы, М., 1971; Иванова Н. М., Калидаса. Библиогр. указатель, М., 1957; Upadhuaya Bhagwat SaramIndia in Kalidasa, with foreword by E. Thomas, Allahabad, 1947; Ruben W., Kalidasa. Die menschliche Bedeutung seiner Werke, B., 1956.
         И. Д. Серебряков, В. Г. Эрман.
Мультимедийная энциклопедия
(около 4 в.), индийский поэт и драматург классической эпохи санскритской литературы. Жил в г. Удджайне на западе современного шт. Мадхъя-Прадеш. Сохранились две придворные эпические поэмы, три пьесы и образцы лирической поэзии спорного авторства. Калидаса лучше всего известен на Западе как автор пьесы Шакунтала, шедевра с изысканными переживаниями, изобилующего лирическими и описательными вставками. Сюжет состоит в женитьбе царя Душъянты на простой девушке Шакунтале. Проклятый разгневанным мудрецом, царь забывает о своей женитьбе, но возлюбленные воссоединяются, когда Душъянта узнает супругу по подаренному ей кольцу. ЛИТЕРАТУРА Калидаса. Потомки Рагху: Поэма (Песнь 1). Л., 1940 Калидаса. Избранное. М., 1956 Иванов Н.М. Калидаса. Биобиблиографический указатель. М., 1957 Калидаса. Шакунтала, или Перстень-примета: Фрагменты. - В кн.: Классическая драма Востока. М., 1976 Эрман В.Г. Калидаса. М., 1976 Калидаса. Рождение Кумары. - В кн.: Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977
Современная Энциклопедия
КАЛИДАСА (приблизительно 5 в.), индийский поэт, драматург. Писал на санскрите. Лирические (элегическая поэма "Облако-вестник", любовная поэма "Времена года") и эпические поэмы, фольклорные и эпические сюжеты в драмах "Малавика и Агнимитра", "Мужеством обретенная Урваши"; всемирно известная классическая драма "Шакунтала, или Перстень-примета".
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    КАЛИДАСА — крупнейший др.-инд. поэт 4 — 5 вв. Жизнь К. окутана легендами. Из многочисл. произв., приписыв. К., несомненно принадлежащ. ему счит. шесть: поэмы «искусств. эпоса» — «Рагхуванша» («Род Рагху») и «Кумарасамбхава» («Рождение Кумары»), лирич. поэма «Мегхадута» («Облако-вестник») и три драмы — «Малявика и Агнимитра», «Шакунтала» и «Мужеством обретенная Урваши».
Литературная энциклопедия
[Kalidasa] — величайший поэт индийского средневековья. Многочисленные биографические легенды, циклизировавшиеся вокруг его имени, не дают никаких достоверных сведений об его времени и жизни. Индийская традиция относит жизнь К. к I в. до христианской эры, но общий характер его творчества и в частности его поэтическая техника, обнаруживаемое им знакомство с данными греческой астрономии IV в. христ. эры и ряд других черт заставляют европейских исследователей отнести его к IV—V вв. христ. эры — ко времени династии Гупта, цари к-рой носили титул Викрамадитьи. Легендарная биография К. превращает его в бедного невежественного пастуха, женившегося на принцессе, получившего мудрость и поэтический дар от умилостивленной им богини Кали (откуда его имя «раб Кали») и погибшего от зависти придворных; здесь — обычная в средневековых биографиях Запада и Востока циклизация сказочных «бродячих сюжетов» вокруг известной личности. В других сказаниях о К., напр. в многочисленных анекдотах об его поэтических победах над невежественными брахманами и кичливыми придворными поэтами, нашла себе выражение высокая оценка его литературного наследства.
61 Если события личной жизни К. окутаны сказочным туманом, то с достаточной ясностью выявляется в его произведениях характер породившей их социальной среды. Это — сосредоточенная при дворах меценатов-раджей верхушка господствующих классов, nagarakas (homines urbani), материально обеспеченные, культивирующие изящество форм быта и общения полов «жители городов». Полный отрыв от борьбы за существование, паразитическое благоденствие за счет низших классов, непрерывный досуг образуют необходимые предпосылки для создания самодовлеющих и переутонченных форм культуры, для к-рой характерны: изысканная чувственность, глубокая изнеженность, склонность и уменье прослеживать тончайшие оттенки переживаний, острота «чувства природы», любовь к словесной игре и ученой шутке, — словом, черты, типичные для начинающей клониться к упадку, но еще находящейся на вершине своего расцвета культуры непроизводящего класса. Поэтическая продукция К. в изумительных по мастерству формах отображает психоидеологию этой верхушки распадающегося феодального общества. Ему (в отличие от более ранних авторов) чужда критика существующих общественных форм и взаимоотношений: в своем эпосе он выступает апологетом просвещенного абсолютизма — воспетые им в «Родословной Рагху» (Raghuvamca) мудрые цари «лишь для блага своих подданных взимают с них подати: так солнце собирает влагу, дабы тысячекратно ее возвратить». В центре поэтического внимания К. — внутренний мир далеких от житейских забот избранных счастливцев; сила его поэзии в изображении бесчисленных оттенков установленных индийской теорией драмы четырех основных поэтических настроений, в любовании красотой человеческого тела и природы, в величавых или нежных, но всегда идеализованных помыслах и чувствах почтительной, дружеской или страстной приязни. Его драмы — связанный сказочным романтическим сюжетом ряд лирических сцен, его эпос — смена насыщенных лирической эмоцией описаний природы и пышных картин изысканного быта. К. — величайший мастер слова. Перевод может дать лишь слабое представление об его эмоциональных и в то же время четких образах, о неожиданности и красочности его сравнений и метафор, об изящной «игре» словом, к-рая осуществляет на практике учение Анандавардханы (см.) о «дхвани» — «отзвуке», скрытом символическом смысле поэзии. Характерна его «символика природы»: «Когда месяц прогоняет ночной мрак, — он откидывает своей возлюбленной — ночи черные волосы с лица, и она в упоении от его поцелуев закрывает очи-лотосы» («Raghuvamca»). «Влюбленная лиана, как прекрасная женщина, овивает дерево, ее груди — грозди цветов — высоко подымаются, ее уста — нежные отпрыски — содрогаются от сладострастья»
62 (там же). Совершенно непередаваемо в переводах мастерство звуковой инструментовки в произведениях К. Из многочисленных произведений, приписываемых ему, безусловно подлинными являются: эпические поэмы «Рождение Кумары» — бога войны (Kumarasambhava) и «История рода Рагху» (Raghuvamca), лирическая поэма «Облако-вестник» (Meghaduta) и три драмы — «Признание (по перстню) Шякунталы» (Abhijnanacakuntala, сохранилась в двух версиях), «Добытая мужеством Урваши» (Vikramorvaciya) и «Малявика и Агнимитра» (Malavikagnimitra).
Иллюстрация: Бракосочетание Шивы и Парвати (разработка мифа в скульптуре VIII—IX вв. — пещера Элефанта)
Сюжеты произведений К. частью заимствованы из древних мифов и пуран (миф. о браке Шивы и Парвати, миф о любви земного царя Пурураваса к небесной деве Урваши, разрабатываемый еще в Ведах), частью являются очевидно достоянием поэта (напр. легенда об изгнании полубога-якшаса, посылающего «облако-вестника» к своей возлюбленной). Из многочисленных произведений, ошибочно приписываемых К. индийской традицией, наиболее вероятна принадлежность ему «Описания времен года» (Rtusam?hara) — типичного образца идиллической описательной поэзии. К. принадлежит к числу индийских поэтов, знакомство с к-рыми в Европе восходит еще к XVIII в. (английский перев. В. Джонса «Шякунталы» в 1789, Г. Вильсона «Облака-вестника» в 1813). Им восхищались Гумбольдт и Гердер, а Гёте подражал ему в
63 «Прологе в театре» [1797] «Фауста». Неоднократно делались попытки поставить пьесы К. на европейской сцене: одна из последних по времени — постановка «Шякунталы» (Сакунталы) в московском Камерном театре. Библиография: I. Переводы: Kumarasambhava — англ., R. T. H. Griffith, 1879; нем., O. Walter, 1913; Raghuvamca — нем., O. Walter, 1914; франц., L. Renou, 1927; Meghaduta — нем., B. Hirzel, 1846; M. Muller, 1847; L. Fritze, 1847; C. Schutz, 1859; англ., H. Wilson, 1813; Jacob, 1870; франц., A. Guerinot, 1902; русск., Риттера, в «Сборнике в честь проф. Бузескула»; Cakuntala — нем., E. Meier, 1867; F. Ruckert, 1876; L. Fritze, 1877; H. Kellner, 1890; англ., W. Jones, 1789; M. Williams, 1853; франц., P. E. Foucaux, 1867; A. Bergaigne, 1884; русск., К. Бальмонта, 1916; Urvaci — нем., L. Fritze, 1880; англ., E. B. Cowell, 1851; франц., P. E. Foucaux, 1861; русск., К. Бальмонта, 1916; Malavikagnimitra — нем., L. Fritze, 1881; англ., C. Tawney, 1875; франц., V. Henry, 1889; русск., К. Бальмонта, 1916. II. Seneviratne J. E., The Life of Kalidasa, Colombo, 1901; Narasimhiengar M. T., Kalidasa’s Religion and Philosophy, «Indian Antiquary», 1910; Chand Hari, Kalidasa et l’art poetique de l’Inde, 1917; Hildebrandt A., Kalidasa, 1921; Thakura B. K., The text of the Cakuntala, 1922. Р. Шор
Теософский словарь
    (Санскр.) Величайший поэт и драматург Индии.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАЛИДАСА


будет выглядеть так: Что такое КАЛИДАСА