|
|
|
|
|
КАДЕНЦИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(итал. cadenza, от лат. cado — падаю, оканчиваюсь)
1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и придающий ему законченность, цельность. Называется также кадансом (франц. cadence). В гармонии (См. Гармония) различают полные (завершающиеся тоникой) и половинные (завершающиеся доминантой или субдоминантой) К. Полные К. подразделяются на автентические (тонике предшествует доминанта) и плагальные (тонике предшествует субдоминанта), совершенные (тоника появляется в тяжёлом такте, в мелодическом положении примы, доминанта или субдоминанта перед ней даются в основном виде) и несовершенные (в которых условия образования совершенной К. не соблюдаются). Т. н. прерванные К. образуются в связи с заменой тоники в автентическом К. каким-либо другим аккордом. Расчленяя музыкальное произведение на отдельные построения, К. способствуют установлению между ними определённых логико-функциональных отношений.
2) Виртуозный сольный эпизод в инструментальном Концерте; как бы свободная фантазия на темы концерта. В эпоху венских классиков сочинение или импровизация К. предоставлялись исполнителю. Впоследствии (начиная с Бетховена) композиторы, стремясь к структурно-стилистическому единству сочинения, сами стали создавать и записывать К. для своих концертов.
Ю. Н. Холопов.
|
Мультимедийная энциклопедия |
музыкальный термин, употребляемый в двух значениях: 1) свободная,
виртуозная, богато орнаментированная вставка в музыкальное произведение,
преимущественно в итальянской опере 17-18 вв. и в музыке 19 в. для
солирующих инструментов; 2) более развернутая, но тоже вставная и
выдержанная в духе импровизации форма. Каденция помещалась в конце какой-
либо части концерта для солирующего инструмента с оркестром и
предоставляла исполнителю возможность блеснуть техническим мастерством.
Каденция в опере позволяла продемонстрировать не только вокальную технику,
но и творческий дар, так как по традиции певец должен был импровизировать
при каждом исполнении. Каденции в инструментальном концерте строились в
рапсодическом стиле и использовали тематический материал произведения; в
них часто применялись трели, арпеджио, гаммообразные пассажи. Такие
каденции тоже импровизировались вплоть до начала 19 в.; однако уже
Бетховен в своем Пятом (Императорском) фортепианном концерте дал образец
каденции, которая должна была исполняться по авторскому тексту и точно
соответствовать стилю произведения. |
Орфографический словарь Лопатина |
кад`енция, кад`енция, -и |
Словарь Ушакова |
КАД’ЕНЦИЯ [дэ], каденции, ·жен. (·итал. cadenza).
1. Гармонический оборот, заканчивающий собой музыкальную пьесу или прерывающий ее в момент перехода, композиционного расчленения (муз.).
Такой же ритмически-композиционный прием в мелодике поэтического произведения (лит.). В стихотворениях без строфической формы движение ритма прерывается каденциями.
2. Вставка виртуозного характера перед заключительной частью музыкального произведения, дающая исполнителю возможность блеснуть своей техникой (муз.). Блестяще сыграл трудную каденцию. |
Толковый словарь Ефремовой |
[каденция]
ж.
1) Гармонический оборот, завершающий музыкальное произведение или его часть; каданс.
2) Вставка виртуозного характера в инструментальном концерте, представляющая собою свободную фантазию на его главные темы и исполняемая солистом без аккомпанемента оркестра. |
Литературная энциклопедия |
1. Каданс, «падение»; несколько расплывчатое стиховедческое понятие, соответствующее, по существу, понятию ритмической инерции (см. «Ритмика»), т. е. той или иной системе, управляющей повторяемостью данных ритмических единиц и их характеризующей; так, в этом смысле можно говорить о хореической К., т. е. о том своеобразном ритмическом характере, к-рый присущ стихам типа: «?U?U?U?U...» — «Мчатся тучи, вьются тучи» (Пушкин), о ямбической К.: «U?U?U?U?U...» — «Мой дядя самых честных
17 правил» (Пушкин) и т. д. 2. Своеобразное выделение конца ритмической единицы (при помощи «удлинения» последнего слога, понижения интонации и т. п.), закономерно проводимое на всем протяжении данного ритмического движения. В этом значении К. — постоянное явление речитативного чтения; образец церковного речитатива с К. в конце (и в начале) каждого колонна приведен у Томащевского («Теория лит-ры», стр. 61). (См. «Стихосложение», «Ритмика»). |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: КАДЕНЦИЯ
будет выглядеть так: Что такое КАДЕНЦИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|