Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

КАДАР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Kadar)
        Янош (р. 26.5.1912, Риека), деятель венгерского и международного коммунистического и рабочего движения, государственный и политический деятель ВНР. Родился в семье с.-х. рабочего. Был подсобным рабочим, затем механиком. С 17 лет включился в рабочее движение. В 1931 вступил в Коммунистический союз молодёжи Венгрии (КСМВ). С 1931 член Коммунистической партии Венгрии (КПВ) и член секретариата ЦК КСМВ. В период хортистско-фашистского режима (1919—44) К. активно участвовал в нелегальной работе компартии. В 1941—42 член Пештского обл. комитета КПВ. В 1942 был избран членом ЦК, а в 1943 — секретарём ЦК КПВ. За революционную деятельность многократно подвергался арестам. Играл ведущую роль в организации антифашистского движения в Венгрии. В апреле 1944 был арестован; в ноябре 1944 бежал из тюрьмы. После освобождения страны от хортистско-фашистского господства (апрель 1945) К. был избран депутатом Временного национального собрания, член Политбюро ЦК Венгерского коммунистической партии (ВКП). В апреле 1945 — августе 1948 секретарь Будапештского горкома партии. В 1946—48 заместитель генерального секретаря ЦК ВКП, в июне 1948—50 заместитель генерального секретаря ЦК Венгерской партии трудящихся (ВПТ). В августе 1948 — июне 1950 одновременно министр внутренних дел. С июня 1950 до апреля 1951 руководил отделом партийных и массовых организации ЦК ВПТ. В 1951 на основании ложных обвинений К. был арестован. В 1954 реабилитирован. Был избран сначала первым секретарём райкома партии 13-го района Будапешта, а в 1955 — первым секретарём Пештского обкома партии. В июле 1956 пленум ЦК ВПТ ввёл К. в состав ЦК и избрал член Политбюро и секретарём ЦК ВПТ. Во время контрреволюционного мятежа 1956 в Венгрии (См. Контрреволюционный мятеж 1956 в Венгрии) (октябрь — ноябрь) К. выступил инициатором создания Венгерского революционного рабоче-крестьянского правительства, воссоздания и укрепления партии венгерского рабочего класса. В ноябре 1956 — июне 1957 председатель временного ЦК, а с июня 1957 первый секретарь ЦК Венгерского социалистической рабочей партии (ВСРП). В ноябре 1956 — январе 1958 председатель Венгерского революционного рабоче-крестьянского правительства. В январе 1958 — сентябре 1961 государственный министр, в сентябре 1961 — июне 1965 председатель Совета Министров ВНР. С 1965 член Президиума ВНР. Член Всевенгерского совета Отечественного народного фронта (с 1957). К. — Герой Социалистического Труда ВНР (май 1962), Герой Советского Союза (апрель 1964). Награжден орденом Ленина (1972).
         Соч.: Избранные статьи и речи 1957—1960, т. 1—2, пер. с венг., М., 1960; то же, 1960—64, М., 1964: Szilard nepi hatalom: fuggetlen magyarorszag, [Bdpst], 1962; A szocializmus teljes gyozelmeert, [Bdpst], 1962: Tovabb a lenini utou, [Bdpst], 1964; Hazafisag es internacionalizmus, [Bdpst]. 1968; A szocialista Magyarorszagert, [Bdpst], 1972.
        Я. Кадар.
Философский энциклопедический словарь 2
        (араб. — власть, могущество), термин арабо-исламской философии, имевший разные значения: в раннем исламе — божеств. повеление, могущество, предопределение; с нач. 8 в. также — власть человека над своими делами, один из синонимов свободы воли. Выражение «када и К.» означало в исламе повеление бога, при этом «када» (повеление) чаще всего рассматривался как синоним извечного универсального веления, атрибут сущности бога, противопоставляясь К. как конкретному проявлению воли бога, его отд. приказанию и решению (согласно Ашари, Бакиллани и др.). Согласно Ибн Сине, каждая вещь получает от первого бытия К.— частное определение его «када», согласно разуму, из которого необходимо порождается всё сущее. В учении «Братьев чистоты» (Ихван ас-Сафа) К.— это удел, назначенный каждой душе согласно движению звёзд, а «када» — вечный разум, порождающий эти небесные закономерности.
        Неоднозначно понимался и термин «кадариты» (истолкователи божеств. К.): кадаритами называли тех, кто впервые затронул вопрос о божеств. К. (Мабад ибн Халед ибн Джухани, Гайлан ад-Димашки, Хасан аль-Басри и др.); в уничижит. смысле ортодоксальные богословы называли кадаритами сторонников учения о К. как власти человека, над своими действиями. Последние, однако, не были склонны принимать это название, относя его к сторонникам учения о предопределении — джабаритам. Большинство авторов-традиционалистов 9—11 вв. ставят рядом или отождествляют кадаритов и мутазилитов как еретиков и «отклоняющихся». Однако один из основателей мутазилитской школы Амр ибн Убайд (ум.762) написал в своё время «опровержение кадаритов», явно высказав нежелание защитников свободы воли пользоваться этим названием. Ибн Тай-миййа (ум. 1328) подразделяет кадаритов на две группы: последователи Джахма ибн Сафвана ? Абу-ль-Хасана аль-Ашари, согласно которым божеств. Ь. предваряет всякое человеч. действие; мутазилиты, «философы» и шииты, отстаивающие свободу воли ц моральную ответственность человека (впоследствии за ними и закрепился этот термин).
        Nallino G. ?., SuJ nome di «qadariti», «Rivista degli Studi oriental!», 1916—18, v. 7; W a t t H. M., Free will and predestination in early Islam, L., 1948;
        см. также лит. к статьям Калам, Касб.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: КАДАР


будет выглядеть так: Что такое КАДАР