Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИСТОРИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греческого historia — рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано)
        1) Всякий процесс развития в природе и обществе. В этом смысле можно говорить об И. мироздания, И. Земли, И. отдельных наук — физики, математики, права и т. д. 2) Наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Марксистско-ленинская историческая наука изучает развитие человеческого общества как «...единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречивости, процесс» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 58).
         И. как процесс развития общества. И. общества является частью и продолжением И. Земли, природы. И. общества возникла с появлением на Земле человека и поэтому она есть И. людей, историческое творчество которых начинается с генезисом человеческого общества и которое является содержанием И. Люди, организованные в коллективы, удовлетворяя возникающие потребности, создают материальные и духовные ценности, преобразуют природу и преодолевают противоречия внутри общества, изменяясь при этом сами и меняя свои общественные отношения. Люди живут в различных условиях, занимают разное место в системе производства и потребления, неодинаков уровень их сознания и т. д. И. общества есть совокупность процессов и событий, конкретных и многообразных действий и поступков отдельных индивидуумов, человеческих коллективов, всего человечества. Начав с изготовления каменных орудий, человечество постепенно переходило к производству и использованию более сложных и совершенных орудий из бронзы, позднее — из железа, создало механические двигатели, затем машины и, наконец, системы машин, на которых базируется современное производство. Человечество прошло путь от подчинения силам природы и поклонения им до сознательного преобразования природы и общества настолько, насколько оно познаёт законы их развития. Одновременно и в связи с развитием материального производства и общественных отношений совершался длительный и чрезвычайно сложный процесс перехода от первобытных коллективов через классовые общества к сообществу людей, ликвидировавших эксплуатацию человека человеком и строящих коммунизм.
         Процесс исторического развития человечества носит объективный характер. На развитие общества оказывают влияние многие факторы в их сложном диалектическом взаимодействии: уровень развития производительных сил, производственных отношений и соответствующих им надстроечных явлений (государство, право и т. д.), географическая среда, плотность и рост народонаселения, классовая борьба, общение народов между собой и др. В совокупности факторов развития общества определяющим, в конечном счёте, является материальное производство, т. е. создание жизненных средств, необходимых для самого существования людей и их деятельности. Способ производства охватывает производительные силы и производственные отношения, в которые люди вступают между собой. Способ производства материальной жизни общества обусловливает социальный, политический и духовный строй общества, определяет тип господствующих в нём отношений. Материальная жизнь общества, будучи объективной стороной исторического процесса, является первичной, а общественное сознание вторичным. Жизнь общества, его И. проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание любого конкретного общества и свойственных ему элементов надстройки представляет собой отражение его общественного бытия, в первую очередь господствующего в нём экономического базиса. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономических отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако общественные идеи и соответствующие им надстроечные явления после их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими направлении активно воздействуют на ход общественного развития. На ход исторического развития базиса оказывают постоянное влияние различные элементы надстройки: политические формы классовой борьбы, правовые формы, политические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и т. д. И. общества знает следующие основные типы производственных отношений: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический и соответствующие им типы общественно-экономических формаций. Внутренним источником развития общества является процесс постоянно возникающих и постоянно преодолеваемых противоречий между человечеством и природой и противоречий внутри общества. Но как способ производства является главным фактором в совокупности условий, определяющих жизнь общества, так и присущие способу производства противоречия и процесс их преодоления являются определяющими источниками общественного развития.
         Изменение в развитии материальных производительных сил, вступающих в противоречие с существующими производственными отношениями, т. е. изменение общественного бытия, служит причиной возникновения новых идей. Это противоречие вызывает борьбу внутри общества между классами, группами людей, цепляющихся за старые формы собственности и политические учреждения, которые поддерживают их, и классами, группами людей, заинтересованными в утверждении новых форм собственности и политических учреждений, которые, разрешая возникший конфликт, способствуют дальнейшему прогрессу производительных сил. В антагонистических формациях несоответствие материальных производительных сил общества существующим производственным отношениям проявляется в классовой борьбе (см. Классы, Классовая борьба). Изменение форм собственности и политических учреждений всегда затрагивает классовые интересы людей и возникающие внутри общества противоречия, которые могут быть разрешены только в ходе классовой борьбы. Высшим проявлением этой борьбы является социальная революция.
         Главным творцом И. являются народные массы, которые играют решающую роль в экономическом, политическом и духовном развитии человеческого общества. Исторический опыт свидетельствует, что происходит постоянное возрастание роли народных масс в И. Наиболее активной она становится во время социалистической революции (См. Социалистическая революция), социалистического и коммунистического строительства. Социалистическая революция в корне меняет ход мировой И., она знаменует начало перехода к новой общественной эре, к принципиально новой общественной системе — бесклассовому обществу.
         Критерием общественного прогресса наряду со степенью развития производительных сил, освобождением народных масс от оков неравенства и угнетения являются также успехи в развитии общечеловеческой культуры, формирование этики и морали. В постепенном овладении силами природы вехами исторического развития являются открытия «тайн» природы — энергии огня, воды, пара, электричества, внутриатомной энергии и др. Одновременно и в тесной связи с развитием материального прогресса происходило поступательное развитие человеческих коллективов в социальном отношении от первобытного стада, родов и племён к народностям (См. Народность) и Нациям, от эксплуататорских обществ — к социалистическому обществу.
         Развитие человеческого общества имеет и пространственный аспект. Человек из очагов первоначального появления (см. Антропогенез) постепенно расселился по земному шару, осваивая новые, всё более обширные территории. Этот процесс в какой-то степени продолжается и в настоящее время.
         Пройденный человечеством путь свидетельствует об общем ускорении темпов развития общества. Если первобытнообщинный строй существовал сотни тысяч лет, то последующие этапы своего развития общество проходило постоянно ускоряющимися темпами. Исторический процесс развития человечества не является равномерным и идентичным у разных народов и стран. В И. наблюдались моменты относительного застоя или даже временного регресса, а в других случаях — особенно интенсивного развития. Неравномерно протекает историческое развитие в пределах одной эпохи, страны и т. д. В одних областях экономической, политической или духовной жизни наблюдаются расцвет, подъём, в других — упадок, застой. У народов и стран, находящихся на одной ступени исторического развития, имеются и различия (например, классическое античное рабство отлично от рабства в странах Востока; имеются особенности в феодальных и капиталистических формациях, в строительстве социализма в различных странах). Но общая тенденция исторического развития состоит в смене общественно-экономических формаций, хотя во всемирной И. вообще после возникновения первой антагонистической формации наблюдается сосуществование в каждый данный момент нескольких формаций. Так, в настоящее время наряду с двумя основными формациями — социализмом и капитализмом — у ряда народностей сохранился феодальный уклад (Африка, Азия). Современное общество вступило в новую эру своего развития — эру бесклассового коммунистического общества, в котором постепенно будут преодолены все главные различия в уровнях развития народов мира и единство исторического процесса приобретёт поистине всемирный характер.
         И. как наука, изучающая прошлое человеческого общества. Историческая наука, как и другие науки, по мере её развития вбирала в себя опыт многих человеческих поколений; расширялись и обогащались её содержание, предмет изучения, происходил процесс всё возрастающего накопления знаний. Всемирная И. стала хранительницей тысячелетнего опыта человечества во всех областях материальной и духовной жизни.
         Все общественные науки являются историческими по способу познания общественных явлений и процессов. Сложившуюся совокупность общественных наук, которые с различных сторон и в различных аспектах изучают И. общества (И., философия, социология, политэкономия, юриспруденция, филология, эстетика, языкознание и др.), в отличие от наук естественных и точных, принято называть системой общественных наук. Будучи самостоятельными и относительно независимыми, они органически связаны между собой. Только в своей совокупности они способны решить в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед ними: познание прошлого и современного состояния общества с целью познания его закономерностей, понимания его настоящего и перспектив развития. Каждая из общественных наук подготавливает по частям решение главной задачи, стоящей перед И. в широком значении. Формулирование общих законов развития человеческого общества и движущих сил этого развития составляет предмет исторического материализма (См. Исторический материализм).
         И. как наука в более узком значении есть составная часть группы общественных наук. Место И. в этой группе обусловлено её предметом и методом исследования. Очень длительное время И. носила сугубо описательный характер. Только позднее историческая наука приступает к выявлению элементов, связей, структуры человеческого общества, механизма исторического процесса. В 19 в. возникает социально-экономическая И., которая под влиянием марксизма становится И. социально-экономических процессов, отношений. Предметом исторической науки стала вся конкретная и многообразная жизнь общества во всех её проявлениях и в её исторической преемственности, начиная с появления человеческого общества до его современного состояния.
         Для исторической науки главным является изучение конкретной И. общества. При этом И. опирается на факты прошлого и настоящего (см. Источники исторические). Собирание фактов, их систематизация и анализ в связи друг с другом есть внутренняя основа исторической науки. Даже на начальной стадии развития, опираясь на эту основу, И. постепенно создавала фактографическую картину развития общества. По мере накопления фактов И. удалось подметить связи и взаимозависимость отдельных явлений, типичность некоторых из них, накопить сумму знаний о развитии общества, которые стали одной из предпосылок возникновения исторического материализма.
         Марксистское понимание И. общества требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом, как указывал В. И. Ленин, «...необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения...» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 30, с. 351). Собирание фактов о различных событиях, явлениях и процессах — одна из сторон И. как науки. Вследствие этого в И. значительное место занимают повествование и описание. Однако И. как наука не может лишь пересказывать события, не стремясь понять их и объяснить. На основе анализа совокупности фактов И. приходит к пониманию сущности отдельных явлений и процессов в жизни общества, открытию специфических законов его развития, особенностей в историческом развитии отдельных стран и народов сравнительно с другими и т. д. Все такого рода открытия И. формулирует в виде теоретических обобщений. С открытием К. Марксом и Ф. Энгельсом основных законов исторического развития общества И. стала подлинной наукой. Теоретические обобщения, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и частных выводов — есть вторая сторона И. как науки.
         Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере неизбежно ведёт к извращению процесса познания И. общества. Наиболее крайними разновидностями такого извращения среди непоследовательных материалистов являются: Вульгарный социологизм, когда исследователь, отвлекаясь от конкретных фактов или игнорируя их, создаёт произвольные социологические схемы, и эмпиризм, когда для исследователя самоцелью является собирание фактов без попытки осмыслить их и найти определённые закономерности. Некоторые непоследовательные материалисты являлись сторонниками вульгарного материализма (См. Вульгарный материализм), когда в абсолют возводились законы естествознания в их упрощённом метафизически-механистическом виде. Так, классовые различия объяснялись вульгарными материалистами природой наследственности, причиной колониального рабства объявлялись естественные условия жизни колониальных народов, состав их пищи и пр. Историки-идеалисты чаще всего рассматривают И. с точки зрения Волюнтаризма, когда воля объявляется высшим принципом бытия и волевое начало противопоставляется объективным законам общественного развития. Воля человека, поведение личности (главным образом выдающейся исторической личности — князей, царей, полководцев) считается ими определяющим моментом исторического процесса.
         Методологическая несостоятельность как идеалистов, так и непоследовательных материалистов приводила их либо к нигилистическому отрицанию всего прошлого исторического опыта человечества, либо к апологетическому восхвалению минувшего, к утверждению того, что ничего нового человечество не ожидает и сама И. — только лишь повторение прошлого.
         В ходе развития исторической науки вместе с изменением понимания предмета и задач И. соответственно происходило изменение и метода познания и осмысливания исторических явлений. Научный метод познания И. общества вырабатывался постепенно всеми общественными науками. До середины 19 в. историки пользовались методами, страдавшими в значительной мере метафизичностью, поэтому их выводы не могли быть строго научными. Историки односторонне оценивали роль отдельных факторов в жизни общества — роль природных условий, выдающихся личностей, общественных идей и т. д. Отсутствие подлинно научного метода обусловливало медленный прогресс И.
         Только соединение диалектики с материализмом — появление марксизма — дало возможность создать действительно научный метод познания сложной и многообразной И. общества. Это стало одной из основ быстрого прогресса исторической науки, получившей особенно плодотворное развитие в СССР и других социалистических странах.
         Для всякой общественной науки необходимым условием изучения фактов и процессов общественной жизни является Историзм. Ещё историки Древнего Востока и античного мира, упрощённо понимая этот принцип, стремились дать описание исторических событий в хронологической последовательности. Позднее стремление к историзму выразилось в попытках выявить тенденции исторического процесса. Но только с появлением марксизма историзм стал для общественных наук, в том числе и для И., научным методом познания закономерностей исторического процесса. Игнорирование принципа историзма ведёт к искажению исторической действительности (например, к модернизации прошлого). И. была и остаётся партийной наукой. Партийность историков, классовый подход к явлениям выражается прежде всего в их теоретических обобщениях. В. И. Ленин указывал, что «...,,беспристрастной” социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе» (там же, т. 23, с. 40), что «... ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д., и т. д.» (там же, т. 2, с. 547—548). Реакционные классы, противостоящие прогрессивным тенденциям исторического развития общества, мешают развитию подлинно научной И. Многие современные буржуазные историки отрицают объективный характер исторического процесса, пытаются подменить понятие поступательно-прогрессивного развития общества идеями «цикличности», «социального изменения» и т. п. И. рассматривается ими как сумма «цивилизаций», переживающих одни и те же стадии возникновения, подъёма и упадка (А. Тойнби и др.).
         Буржуазные историки не единодушны в оценке существа И. и задач, стоящих перед нею. И. считают искусством, сочетанием науки и искусства, особой, ни на что не похожей формой познания и т. п. Революционные классы и партии, передовые общественные учения и теории, напротив, всегда содействовали и продолжают содействовать прогрессу исторической науки. Марксизм-ленинизм — идеология самого передового в истории человечества рабочего класса, превратив И. в науку, стал основой её быстрого прогресса. Интересы рабочего класса требуют объективного исторического познания, так как оно помогает ему осознать поставленную перед ним историей развития общества всемирно-историческую задачу — осуществить переход к коммунизму и облегчает борьбу за её решение. Поэтому коммунистическая партийность И. и её научная объективность тождественны.
         В процессе изучения И. общества в исторической науке, как и во всех других науках, происходила неизбежная специализация отдельных её частей, которая продолжается и в настоящее время. Современная И. стала областью знаний, которая состоит из отдельных разделов и отраслей науки, вспомогательных и специальных исторических дисциплин и наук. Степень специализации отдельных частей различна, что позволяет выделить среди них несколько групп. Первую группу составляют отдельные разделы и отрасли исторической науки, в пределах которых историки изучают И. общества в целом (всемирная И.)и по частям. Изучение И. ведётся по формациям и эпохам, пространственно-географическому принципу, комплексным проблемам, а также выделяется изучение отдельных сторон и явлений в И. человечества. В первом случае во всемирной И. вычленяются: И. первобытного общества, древняя И., средневековая И., новая И. и новейшая И. По пространственно-географическому принципу — региональная И. крупных, исторически связанных между собой районов (например, И. Европы и других частей света, отдельных регионов: Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии и т. д.) и И. отдельных стран и народов (например, И. Франции, СССР, Украины). Разработка комплексных проблем обусловлена необходимостью изучения общего и особенного в явлениях, которые пережили группы стран и народов (И. Возрождения, Реформации и т. п.). Изучение отдельных сторон И. человечества привело к выделению отраслей исторической науки, таких, как экономическая И., политическая И., военная И., И. внешней политики, И. рабочего движения и т. д. Изложенное членение И. на различные разделы и отрасли очень условно. Близко к некоторым разделам исторической науки стоят смежные науки, и иногда чёткое разграничение между ними представляет значительную трудность.
         Вторую группу составляют вспомогательные и специальные исторические дисциплины: Источниковедение, Археография, Палеография, Дипломатика, Хронология, Метрология историческая, Сфрагистика, Генеалогия, Геральдика, Нумизматика. Их выделение и развитие в научные исторические дисциплины было обусловлено необходимостью выработки для И. собственной методики исследования. С этой целью вспомогательные исторические дисциплины исследуют природу источников, степень отражения ими объективного процесса развития общества, устанавливают виды источников, их количество, степень сохранности, разработку методики исследования различных видов (типов) источников и т. д.
         Самостоятельное место занимают две специальные исторические науки — Археология и Этнография, являющиеся органическими частями И. Особую группу составляют смежные науки, обособление которых вызвано потребностями развития других наук. К ним принадлежат И. естествознания и её разделов (И. физики, И. химии и др.), И. техники, И. государства и права, И. экономических учений, И. военного искусства и т. д.
         И. самой исторической науки изучает историография.
         И. как наука выполняет важную общественную функцию. Ценность И. заключается в тех результатах, которые достигнуты ею в познании закономерностей исторического процесса, ибо лишь опыт всемирной И. в целом позволяет отделить всеобщее от единичного, необходимое от случайного. Лишь на основе достижений И. возможно вообще формулирование законов развития общества. Поэтому историческая наука, наряду с другими общественными науками, играет важную роль в качестве научной основы руководства общественной жизнью. Марксистская историческая наука непосредственно влияет на коммунистическое воспитание людей. Она создаёт документальные повести о выдающихся событиях прошлого, революционных битвах угнетённых против угнетателей, об отдельных революционерах, мыслителях и других героях И. Она воспитывает ненависть к эксплуатации и эксплуататорам, чувство социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма.
         Иную роль играет современная реакционная историография. Она пытается интерпретировать исторический материал таким образом, чтобы воспитать в людях идеи антикоммунизма, расовой и национальной исключительности, разжигать вражду между народами.
         В СССР и других социалистических странах утвердилась и бурно развивается марксистско-ленинская историография, которая позволяет через познание закономерностей развития общества в прошлом и настоящем понять неизбежность и пути перехода человечества к высшей ступени общественного развития — коммунизму.
         Об истории исторической науки см. в ст. Историография.
         Научная работа в области И. проводится специальными научными учреждениями — научно-исследовательскими историческими институтами (См. Исторические институты) (в СССР — в системе Академии наук — Истории СССР институт АН СССР, Всеобщей истории Институт АН СССР и др.); университетами, музеями (в том числе историческими музеями (См. Исторические музеи)), архивами (См. Архивы), существующими в большинстве стран историческими обществами (См. Исторические общества) и др. Важное место в их работе, наряду с подготовкой научных монографий, коллективных научных трудов, учебной литературы, занимает публикация исторических источников, издание исторических журналов (См. Исторические журналы) (ведущий исторический журнал общего характера в СССР — «Вопросы истории»). Расширению научных контактов между историками разных стран, подведению итогов исследовательской работы служат созывающиеся один раз в пять лет международные конгрессы исторических наук (см. Исторические конгрессы международные).
         О системе подготовки специалистов-историков в вузах см. в ст. Историческое образование.
         Лит.: Основоположники марксизма-ленинизма. Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология. Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., К критике политической экономии, там же, т. 13; его же, Капитал, там же, т. 23—25, ч. 1—2; его же, [Письмо] П. В. Анненкову в Париж 28 декабря 1846 г., там же, т. 27; Энгельс Ф., Карл Маркс, «К критике политической экономии», там же, т. 13; его же, Похороны Карла Маркса, там же, т. 19; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; его же, Диалектика природы, там же; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же; его же, [Письмо] Йозефу Блоху в Кенигсберг, 21(22) сентября 1890 г., там же, т. 37; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Три источника и три составных части марксизма, там же, т. 23; его же, Карл Маркс, там же, т. 26; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, Статистика и социология, там же, т. 30; его же, О государстве, там же, т. 39.
         Общие работы: Всемирная история, т. 1—10 М., 1955—65; История СССР. С древнейших времен до наших дней, в 2-х сериях, в 12 тт., т. 1—9, М., 1966—71; Очерки истории СССР [т. 1—8], М., 1953—58; Всеобщая история с IV ст. до нашего времени, сост. Э. Лависс, А. Рамбо, [пер. с франц.], т. 1—8, М., 1897—1903; История XIX в., под ред. Э. Лависса и А. Рамбо, 2 изд., т. 1—8, М., 1938; The Cambridge ancient history, v. 1—11, Cambr., 1924—1939, 3 ed., v. 1, pt 1—2, Cambr., 1970; The Cambridge medieval history, v. 1—8, Cambr., 1913—36; The Cambridge modern history, 2 ed ., v. 1—14, Cambr., 1907—24.
         Плеханов Г. В., Материалистическое понимание истории, Избр. философские произведения, т. 2, М., 1956; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли, Л., 1959; Сказкин С. Д., История — увлекательная наука, М., 1961; Иванов Г. М., Своеобразие процесса отражения действительности в исторической науке, «Вопросы истории», 1962, № 12; Данилов А. И., Марксистско-ленинская теория отражения и историческая наука, в сборнике: Средние века, в. 24, М., 1963; История и социология, М., 1964; Гулыга А. В., О предмете исторической науки, «Вопросы истории», 1964, № 4; Жуков Е. М., В. И. Ленин и методологические основы исторической науки, «Новая и новейшая история», 1970, № 2; Философские проблемы исторической науки, М., 1969 (библ.); Конрад Н. И., О смысле истории, в его кн.: Запад и Восток, 2 изд., М., 1972; Ирибаджаков Н., Клио перед судом буржуазной философии, пер. с болг., М., 1972; Ланглуа Ш. В. и Сеньобос Ш., Введение в изучение истории, пер. с франц., СПБ, 1899; Bloch M. L. B., Apologie pour lhistoire ou metier dhistorien, 5 ed., P., 1964; Febvre L., Combats pour lhistoire, P., 1953; Droysen I. G., Historik, 5 Aufl., B., 1967; Lhistoire et ses methodes, sous la direction de Ch. Samaran, P., 1967; Einfuhrung in das Studium der Geschichte, B., 1966.
         Энциклопедии, справочники. Советская историческая энциклопедия, т. 1—13—, М., 1961—71—; Всемирная история. Даты и события. Эпоха перехода от капитализма к коммунизму, [М., 1968]; Weltgeschichte in Daten, В., 1965. (См. также ст. Исторические энциклопедии и словари.)
         Библиография. История СССР. Указатель советской литературы за 1917—1967 гг.. т. 1—3, М., 1956—1971; История исторической науки в СССР. Дооктябрьский период, М.,1965; Справочники по истории дореволюционной России. Библиография, М., 1971; История советского общества. Рекомендательный указатель литературы для учителей, М., 1971; Кандель Б. Л., История зарубежных стран. Библиография русских библиографий, опубл. с 1857 по 1965 г., М., 1966; Почепко Г. П., Фролова И. И., История зарубежных стран (Европа, Америка, Австралия). Библиография иностранных библиографий, М., 1967; International bibliography of historical sciences, v. 1—34, Wash., 1930—68—; Hepworth Ph., How to find out in history. A guide to sources of information for all, Oxf., 1966.
         В. И. Буганов, М. Я. Волков, М. И. Кузнецов.
Современная Энциклопедия
ИСТОРИЯ (от греческого historia - рассказ о прошедшем, об узнанном), 1) процесс развития природы и общества. 2) Комплекс общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников. Принято деление на всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов; историю первобытного общества, древнюю историю; средневековую, новую и новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история и др.; историография; источниковедение. Органические части истории как комплекса наук - археология и этнография. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т.д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т.д.). История входит в группу гуманитарных наук, изучающих регионы (африканистика, балканистика), народы (синология и т.п.) или группу народов (славяноведение).
Культурология. XX век. Энциклопедия
        способ существования во времени человека и человечества; повествование о происшедшем как особая форма культуры, специализированная дисциплина. Существование во времени делает человеч. бытие изначально историчным. И. человечества с ее специфич. временной ритмикой в конечном итоге соткана из индивидуальных судеб. Свершившееся в прошлом доказывает свою актуальность для настоящего и будущего. Истор. сознание и опирающаяся на него специализированная область знания в конечном итоге производны от особенностей человеч. бытия во времени. Живущий в И. не может так или иначе не рассуждать о ней, пытаясь объяснить событийную канву собств. жизни. Истор. дискурс поэтому вырисовывается как самостоят, культурный феномен. Когда его авторами оказываются профессионалы, мы имеем дело с И. как особого рода дисциплиной. Специфика истор. дискурса выявлена в трудах представителей неокантианства, неогегельянства, англо-амер. аналитич. философии истории, структурализма, философии жизни, герменевтики и др. направлений зап. мысли нашего столетия. И., при всем желании ее творцов предстать беспристрастными повествователями событий минувшего, никогда не может избавиться от бремени проблем настоящего. В ней рельефно запечатлевается диалогич. природа мышления. Историк коммуницирует с членами сооб-ва, к к-рому принадлежит, осуществляет, казалось бы, невозможный мыслит, диалог с авторами источников, самими деятелями, чьи поступки запечатлены в них. Это проявляется уже в выборе предмета и постановке проблемы исследования. Неповторимые события, запечатленные в источниках, ведут историка к постановке вопросов проблемного характера. Истор. предание, текст, по Гадамеру, задает историку вопрос, побуждающий его к ответной реакции, проблематизации содержания источника. Происходит как бы сплавление горизонтов настоящего и предания, запечатленного в тексте. Дальнейший подбор источников — следов прошлого — сопряжен с поставленной проблемой. Истор. дискурс повествует о том, что уже не существует, и потому историк должен реконструировать цепь событий минувшего на базе источников. В случае истор. познания способность, названная Коллингвудом “априорным воображением”, призвана заполнить существующие лакуны в свидетельствах о том или ином событии, не оставляя, однако, места чисто произвольному их видению. В отличие от романиста, историк, восстанавливая в воображении хронологич. ряд событий, не имеет права на вымысел. И. всегда запечатлевается в опр. повествовании о минувшем — нарративе, чья жанровая специфика варьируется от портрета до типологич. штудий социально-полит, или же экон. плана. От жанра повествования зависит присутствие в нем худож. или же научного мышления, имеющего целью широкие обобщения. И. сочетает в лучших своих образцах черты науки и искусства: уникально-неповторимое в равной мере привлекает историка и художника, но историк стремится к обобщениям, сближающим его творчество с научным поиском. Факт — непременный компонент истор. повествования. В своей неповторимости, связи с конкр. моментом времени он придает особый облик истор. нарративу. Собирая данные источников, историк синтезирует факты, необходимые для его повествования. Ценностно-мировоззренч. и теор. установки исследователей значительно влияют на отбор фактов и их описание. Гипотезы существования и интерпретации составляют важный компонент истор. дискурса. Если в науке гипотеза — важнейший шаг на пути выявления законов, то в истор. познании это не может быть самоцелью. Здесь главное — сами конкр. события прошлого, подлежащие гипотетич. интерпретации, к-рая выявит в них не только типич. и повторяющееся в другом социокультурном контексте, но и сугубо индивидуальное и оттого отнюдь не менее значимое. Теор. интерпретация в И. отнюдь не тождественна естественнонаучной, хотя и имеет сходные с ней структурно-логич. составляющие: набор специализированных понятий, исходных схем интерпретации, принципов, типологич. генерализаций, объяснений. Теор. понятия в контексте истор. дискурса являют собой идеально-типич. конструкции, охватывающие реалии жизни прошлого. Одновременно историк зачастую использует и понятия из арсенала экон. науки, политологии и иных дисциплин. Схемы интерпретации вводят совокупность идеализированных объектов, к-рые локализованы в пространстве и времени. Принципы в И. определяют общую стратегию поиска. В их функцию входит раскрытие типологически значимого для понимания феномена Ренессанса или Реформации, советского периода или капитализма в России. Историк довольно часто оперирует типологич. генерализациями, сходными с номологич. суждениями: они законоподобны, но относятся к истор. феноменам с их фиксированностью в пространстве и времени. Такого рода “общие законы”, подобно частным причинам, фигурируют в истор. объяснении, но их открытие не есть самоцель. Историк лишь пользуется подобными регулярностями для построения связного повествования. Исходные схемы интерпретации, принимаемые им, обретают онтологич. наполнение через их проекцию на существующую картину истор. реальности, к-рая складывается в границах всеобщей истории. Картина всемирно-истор. процесса питается филос. умозрением, зависит от него. В свою очередь И. провоцирует своим реальным ходом ревизию философско-мировоззренч. схем. Продолжая линию размышлений Канта, Коллингвуд констатировал существование идеи И. как априорной способности сознания постоянно стремиться к воссозданию целостной картины прошлого в его связи с настоящим. Далеко не каждый историк способен к внесению значимых изменений в картину прошлого, но ни один профессионал в этой области не может уйти от глобально-теор. проблем, возникающих в свете идеи И. Поэтому филос. рефлексия всегда присутствует в контексте истор. знания. Истор. интерпретация реализует функции описания и объяснения, но из-за уникальности истор. объекта предсказание не может быть осуществлено ею в той же форме, что и в естествознании. Истор. дискурс занимает особое место в совокупности форм культуры, актуализируя самосознание человека как существа, живущего во времени.
        См. также Историзм.
 
Лит.: Кантор К.М. История против прогресса: Опыт культ.-ист. генетики. М., 1992; Духовная культура: проблемы и тенденции развития. Ч. 2. Сыктывкар, 1994.
 
Б.Л. Губман
Идеографический словарь
^ ход событий
^ прошлый
история чего - прошлый ход событий; прошлое к-л. объекта; путь развития; последовательность состояний системы
(это запутанная #).
судьба.
извилистый путь.
сюжет - история, являющаяся предметом повествования.
оглядываясь на прошлое.
v повествование, СУДЬБА, ИСТОРИЯ
см. прошлое
Орфографический словарь Лопатина
ист`ория, ист`ория, -и
Словарь Даля
жен. слово, принятое от древних почти во все европейских языки, вообще ·в·знач. того, что было или есть, в противоположность сказке, басне; в тесном ·знач. бытописание, дееписание, бытословие, деи, описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов. История священная, церковная, гражданская, всемирная, частная (по народам) и пр. Естественая история, наука о природе, по трем ее царствам.
Слово история иногда ·знач. происшествие, приключение, случай, встреча, неприятность. С ним приключилась историйка. Историк муж. писатель по истории, ученый по этой науке, бытописатель, дееписатель или бытослов. Исторический, к истории относящийся, ей свойственый, на ней основанный; достоверный, невымышленный. Иногда говорят историчный и затем историчность жен. свойство, состояние исторического. Историко-, с прибавкою: романтический, сатирический и пр. означает: исторический, на истории, на истине основанный. Историограф муж. историк по званию, по должности, по обязанности на него возложенной.
Словарь Ожегова
ИСТ’ОРИЯ, -и, жен.
1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.
2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Всемирная (всеобщая) и. И. средних веков.
3. чего или какая. Наука о развитии какой-н. области природы, знания. Естественная и. (устар.). И. театра.
4. чего. Ход развития, движения чего-н. И. нашей дружбы. И. болезни (карта, в к-рой регистрируются изменения в состоянии больного).
5. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. События, вошедшие в историю. И. умалчивает об этом (об этом не говорится, не рассказывается; шутл.).
6. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.
7. Происшествие, событие, преимущ. неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая и. произошла с кем-н.
• Вот какая история! (разг.) вот оно что, вот в чём дело, вот как обстоит дело.
Вот так история! (разг.) выражение удивления по поводу какого-н. события, происшествия.
Вечная история! (разг., неод.) о чём-н. постоянно повторяющемся, одном и том же. Опять нужно его ждать! Вечная история!
уменьш. историйка, -и, жен. (к 6 и 7 знач.; шутл.).
прил. исторический, -ая, -ое (к 1, 2 и 3 знач.).
Словарь синонимов Абрамова
летопись, анналы, деяния, хроника, регесты; предание, сказание. История всеобщая, древняя, средневековая, новая, новейшая. См. бесчинство, летопись, скандал, случай
Словарь Ушакова
ИСТ’ОРИЯ, истории, ·жен. (·греч. historia - исследование).
1. только ед. Совокупность фактов и событий, относящихся к прошедшей жизни человечества; прошлое. Эти обычаи отошли в историю.
2. перен., только ед. Память человечества о прошлом, о выдающихся событиях и людях (·книж., ·ритор. ). Событие это вошло в историю. История отметит имена героев революции.
3. только ед. Жизнь, действительность в процессе развития, движения (·книж. ). Пролетариат взял власть: перевернулась еще *****
Словарь эпитетов
Происшествие, приключение, случай.
Абсурдная, анафемская (разг.), анекдотическая, аховая (разг.), банальная, бесхитростная, веселая, волнующая, глупая, гнусная, гротескная, грязная, дикая (разг.), диковинная, досадная, драматическая, дрянная (разг.), дурацкая (разг.), жалкая, забавная, завидная, загадочная, закулисная, занятная, злополучная, идиотская (разг.), каверзная, канительная, комическая, курьезная, любопытная, небывалая, невероятная, невиданная, нелепая, необыкновенная, необычная, неправдоподобная, неприличная, неслыханная, нехорошая, обременительная, пасквильная, печальная, плохая, подлая (разг.), потешная, поучительная, скандальная, скверная, славная, смехотворная, смешная, старая, странная, страшная, темная, трагикомическая, трогательная, убийственная (разг.), худая, шумная.
О любовном приключении.
Амурная, любовная, пикантная, романтическая, сердечная, фривольная. Кромешная.
Толковый словарь Ефремовой
[история]
ж.
1) Процесс развития природы и общества.
2)
а) Научная дисциплина, изучающая ход развития человеческого общества.
б) Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной научной дисциплины.
в) разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
3) Область науки, изучающая ход развития, последовательные изменения в какой-л. области природы, культуры, знания.
4) Последовательный ход развития, изменения чего-л.
5)
а) Совокупность фактов и событий чьей-л. жизни.
б) Описание таких фактов, событий.
6) События отдаленного прошлого.
7) разг. Рассказ, повествование.
8)
а) перен. разг. Происшествие, приключение, случай.
б) Скандал, неприятность.
Этимологический словарь Крылова
Это слово заимствовано из греческого языка, где historia означает "исследование".
Словарь управления
кого-чего и о ком-чем, про кого-что.
1. кого-чего (ход развития, движения чего-л.; совокупность фактов и событий, связанных с кем-, чем-л.). История этого человека. История нашей дружбы. [Хозяйка] рассказывает... историю своей первой любви (Горький).
2. о ком-чем, про кого-что (рассказ, повествование). Все истории о любви очень сходны между собой (Гончаров). Теперь вы мне доскажите вашу историю про Бэлу (Лермонтов).
Новый философский словарь
движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И.) открывает человеку исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает И. как свершение или осуществление некоторой цели ("прогресса цивилизации", "социальной справедливости", "освобождения человека" и т.п.). И. образует наполняющий время смысл; от абстрактного календарного времени, служащего средством датирования или измерения длительности процессов, историческое время отличается содержательной определенностью. Оно может быть то более, то менее насыщенным историческими событиями, может течь то медленнее, то быстрее - в зависимости от темпа исторических трансформаций, оно может быть временем героев, временем несбывшихся надежд или вовсе историческим безвременьем. Индивид погружен в И. и реализует себя как человека, соотнося свое социальное поведение с глубинным течением И. Сравнительный анализ различных культур обнаруживает разнообразие представлений об И. В частности, если в обществах, заряженных на прогресс, историческое время понимается как текущее из прошлого через настоящее в будущее, то в историческом сознании традиционных обществ прошлое находится впереди настоящего - как образец, к которому надлежит максимально приблизиться. Более того, обнаруживается, что сама идея И. свойственна лишь цивилизованным обществам, появившимся впервые в 4 тысячелетии до н.э.; в архаических (первобытных) обществах господствует мифологическое, а не историческое сознание. Поэтому архаические общества могут быть в известном смысле определены как доисторические - не имеющие реального опыта И. Идея линейной И. впервые оформляется в античной культуре. Важнейшей предпосылкой привычных для нас представлений об И. явилось христианство, в центре внимания которого находятся не природные процессы, а определенным образом понятая человеческая И. - И. спасения. Структурируя историческое время последовательностью уникальных событий (сотворение мира и человека, грехопадение первых людей, первое пришествие Христа и его искупительная жертва, открывшая человеку возможность спасения, грядущие конец света и Страшный суд), христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости И., преодолев тем самым циклизм в восприятии времени, свойственный язычеству. Христианство, являясь мировой религией, обращенной к "человеку вообще", заложило основы трактовки И. как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса. В новоевропейской культуре историческое сознание получило интенсивное развитие в конце 18-19 вв. 19 в. - "столетие историков" - характеризуется настоящим культом И. В условиях падения влияния традиционных форм религии было осуществлено своеобразное обожествление И. Предполагалось, что ход И. обладает высшей целесообразностью, "в конечно счете" окупает все жертвы и каждому воздает по заслугам. Единственное, о чем должен заботится человек, коль скоро он претендует на участие в И., это - "не отстать от прогресса". Катастрофизм реального исторического опыта сильно подорвал наивно прогрессистскую веру в гарантированность и провиденциальную разумность И. Раз-божествление И. совершалось по-разному. Наиболее раннюю версию, восходящую еще к середине 19 в., представляет собой марксизм: И. не есть некое богосоразмерное разумное начало, преследующее "высшие" цели, И. создает сам человек, занятый удовлетворением своих материальных потребностей. Историческое событие образуется пересечением множества индивидуальных действий, столкновением частных интересов, и это случайность, которая служит проявлением исторической необходимости, - объективной эволюции общественного производства. Акцент на анализе материально-экономических процессов демистифицировал идею И., однако вера в непреложную историческую необходимость обернулась мессианством и небывалой жестокостью людей, якобы познавших "объективные законы общественного развития" и выступивших вершителями "суда И.". Другой вариант реакции на разбожествление И. представляет собой весьма популярный в 20 в. неомифологизм. Историческое время, утратившее высшую целесообразность, становится бессмысленно-мучительным для человека. Неомифологизм пытается преодолеть "кошмар И." посредством актуализации опыта мировосприятия, свойственного архаическим культурам, снимающим линейность исторического времени мифом о вечном возвращении. Однако, бегство от идеи И. не приводит к прекращению реальных ее кошмаров и означает фактически уклонение от ответственности за происходящее. Сохранение тезиса об исторической ответственности человека стало возможным, как оказалось, посредством антропологизации И. Исторический процесс лишается какого бы то ни было надчеловеческого смысла, единственный смысл И. - это самореализация человека как свободного существа. Ткань И. образуется творческими ответами человека на безвыходные с точки зрения прежнего опыта ситуации. И. не гарантирована человеку, и ход ее не предопределен, И. держится постоянным усилием человека реализовать себя как свободное существо, независимое от внешней обусловленности. Саморазвитие и самоценность человека становятся мерой прогресса как сквозного смысла И. Однако, в 20 в. в историческое мышление проникают идеи прерывности и множественности, вообще подрывающие основополагающий тезис о смысловом единстве И. Освоение обширного неевропейского материала выявило скрытый европоцентризм привычного представления об И. как едином всемирно-историческом процесс: смысл И. (неограниченный прогресс) и ее периодизация (Древний мир - Средние века -Новое время) были определены на основе западного исторического сознания и представляют собой его неправомерную универсализацию. Концептуальная модель всемирной И. унифицирует изучаемые общества, тогда как реальный исторический материал свидетельствует в пользу их уникальности и открывает И. как многообразие типов исторического развития. Однако оборотной стороной тезиса об уникальности каждой цивилизации является признание их эквивалентности - они равноценны в силу отсутствия общей шкалы, позволяющей произвести их сравнительную оценку; единый поток И. распадается на множество разнородных локальных историй. Тем самым историческое мышление оказывается перед дилеммой: остаться в плену культурного империализма или вообще лишить И. общей смысловой направленности. Выходом из тупика является, по-видимому, переосмысление сущности исторической реальности. Привычная идеология прогресса как смысла И. основана на противопоставлении природы и И., природная среда здесь трактуется как пьедестал социально-исторического развития, средство удовлетворения человеческих потребностей. Глобальный экологический кризис, демонстрируя невозможность безграничного прогресса, выявляет глубокую укорененность человеческой И. в динамике биосферы Земли и по-новому открывает нам единство судьбы всего человечества (перед лицом возможного самоуничтожения). По-видимому, на смену теории "всемирной И." может прийти концепция "глобальной И.", основанная на расширенном понимании исторической реальности и сочетании идеи планетарного единства человечества с признанием самобытности локальных социо-природных систем. Причем, глобальная И. - это не столько теоретическая, сколько практическая проблема: человечество должно обрести новый тип историчности, решив две взаимосвязанные задачи: выработать стратегию коэволюции общества и природы и обрести прочное глобальное единство посредством диалогического взаимодействия различных культурных традиций. Пока это не произошло, идея И. остается одним из самых загадочных и противоречивых продуктов человеческого разума. (См. также: Социальная философия, Философия истории).
В.Н. Фуре
Философский энциклопедический словарь
ИСТОРИЯ – временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временного следования одного события за другим (т.е. в форме хроники). Несмотря на то что человеку ближе всего история человеческого рода, т.е. его собственная история, тем не менее и нечеловеческая природа имеет свою историю (которая подробнее рассматривалась только с 19 в.), включающую в себя историю возникновения мира, земли, царства растений и животных. Задача исторического исследования – из совокупности исторических событий, дошедших до нас, выбрать те, которые имеют значение, составить с их помощью историческую картину и вскрыть существующие между ними связи т. о., чтобы современное состояние оказалось их результатом. Вся история подобна «канату, сотканному из тысячи нитей, отдельные нити длиной в столетие, тысячелетие, а большая часть их является лишь короткими отрезками в пряже времени. Задача всякого исторического исследования – распутать эту ткань» (К.Брейзиг). Историческое исследование при этом не стоит над историей, а само вплетено в ткань времени. «То, что в истории является лишь физической основой и что одинаково повторяется, т.е. закономерные причинные связи, – это неисторическое в истории. В буре событий подлинно историческое носит характер единственного в своем роде. Оно является традицией благодаря авторитету и составляет непрерывность благодаря воспоминанию о прошлом. Это смена событий в сознательно осуществленных смысловых связях. В историческом сознании становится ясным незаменимое, единственное в своем роде, индивидуальное, значимость чего нельзя обосновать всеобщей ценностью, некая сущность, имеющая временную, исчезающую форму. Историческое – это гибнущее, но вечкЪе во времени. Отличительный признак исторического бытия – быть историей и тем самым не продолжаться вечно. Ибо, в отличие от просто происходящего, в котором как в материале лишь повторяются всеобщие формы и законы, история – это такое событие, которое в себе, вопреки времени, содержит уничтожение (погашение) времени, вечное. Почему вообще существует история? Потому что человек – существо конечное и несовершенное; превращения, происходящие в нем благодаря времени, приобщают его к вечному, постичь которое он может только таким путем. Несовершенство человека и его историчность – это одно и то же. Ограниченность человека исключает некоторые возможности: на земле не может быть идеального состояния. Не существует справедливого устройства мира. Устойчивые конечные состояния возможны лишь как повторения естественных событий. Благодаря постоянному несовершенству устройство мира должно постоянно меняться в истории. История сама собой не может быть завершена. Она может окончиться только благодаря внутреннему затору или космической катастрофе. Но хотя вопрос о том, является ли собственно историческое вечным в той форме, как оно реализуется, ждет от нас своего разрешения, тем не менее остается невозможным в целом и окончательно вынести суждение о каком-либо историческом явлении, т. к. мы не божество, которое судит, а люди, которые открывают смысл явления, чтобы участвовать в историческом. Поэтому чем больше мы его постигаем, тем больше поражаемся и все снова продолжаем искать» (К. Jaspers, Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, 1949). см. также ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ.
Энциклопедия афоризмов

см.также ПРОШЛОЕ, РУССКАЯ ИСТОРИЯ, СРЕДНЕВЕКОВЬЕ, ТРАДИЦИЯ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ПРОГРЕСС
Философия изучает ошибочные взгляды людей, а история - их ошибочные поступки.
•Филип Гедалла
История - это наука о том, чего уже нет и не будет.
•Поль Валери
История - наука будущего.
•Константин Кушнер
Будущее археологии лежит в руинах.
•Эрих фон Деникен
Археологи выкапывают из земли историю, которую закопали политики.
•Габриэль Лауб
История - как мясной паштет: лучше не вглядываться, как его приготовляют.
•Олдос Хаксли
История - это союз между умершими, живыми и еще не родившимися.
•Эдмунд Берк
История, собственно, не существует, существуют лишь биографии.
•Ралф Эмерсон
Всемирная история - это всемирный суд.
•Фридрих Шлегель
Нет ничего бесцельнее, как судить или лечить трупы: их велено только закапывать.
•Василий Ключевский
Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было бы избежать.
•Бертран Рассел
Все в руках Господа, и только История ускользнула из-под Его контроля.
•Збигнев Ежина
Все исторические законы имеют свой срок давности.
•Мария Эбнер-Эшенбах
Во время гражданской войны история сводится к нулю, а география - к подворотне.
•Дон-Аминадо
Самое оживленное движение часто наблюдается в тупиках истории.
•Арнолд Тойнби
Всемирная история есть история побед людей над людьми.
•Стефан Жеромский
История почти всегда приписывает отдельным личностям, а также правительствам больше комбинаций, чем у них на самом деле было.
•Жермена де Сталь
Будем снисходительны к великим деяниям: они так редко бывают преднамеренными.
•Андре Берте
Часы истории бьют когда попало.
•Яцек Вейрох
Даже часы истории имеют своих часовщиков.
•Богуслав Войнар
История - продукт выделений желез миллиона историков.
•Джон Стейнбек
Даже боги не могут изменить прошлое.
•Агафон
Бог не может изменить прошлое, но историки могут. И, должно быть, как раз потому, что иногда они оказывают эту услугу, Бог терпит их существование.
•Сэмюэл Батлер
История - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее историкам.
•Йан Маклеод
Историк - это вспять обращенный пророк.
•Фридрих Шлегель
Историк - это нередко журналист, обращенный вспять.
•Карл Краус
Талант историка состоит в том, чтобы создать верное целое из частей, которые верны лишь наполовину.
•Эрнест Ренан
Те, кто творит историю, часто заодно и фальсифицируют ее.
•Веслав Брудзиньский
Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.
•Василий Ключевский
Первое, что необходимо историку, - это крепкая задница.
•Людвик Базылев, историк
«Что скажет история?» - «История, сэр, солжет, как всегда».
•Джордж Бернард Шоу
История начинается тогда, когда уже ничего невозможно проверить.
•Вячеслав Верховский
После очищения истории ото лжи не обязательно остается правда, иногда - совсем ничего.
•Станислав Ежи Лец
История повторяется.
•Перефразированный Фукидид
История повторяется дважды - сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.
•Перефразированный Карл Маркс
История не повторяется; а если повторяется, то это уже социология.
•Автор неизветен
История повторяется, потому что не хватает историков с фантазией.
•Станислав Ежи Лец
История вынуждена повторяться, потому что никто ее не слушает.
•Лоренс Питер
История не повторяется - просто историки повторяют друг друга.
•Клемент Ф. Роджерс
История учит, используя запрещенные педагогические приемы.
•Веслав Брудзиньский
Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории.
•Олдос Хаксли, вслед за Гиелем
Илиада, Платон, Марафонская битва, Моисей, Венера Медицейская, Страсбургский собор, французская революция, Гегель, пароходы и т.д. - все это отдельные удачные мысли в творческом сне Бога. Но настанет час, и Бог проснется, протрет заспанные глаза, усмехнется - и наш мир растает без следа, да он, пожалуй, и не существовал вовсе.
•Генрих Гейне
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИСТОРИЯ


будет выглядеть так: Что такое ИСТОРИЯ