Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(русские)
        жанр фольклора, возникший в период борьбы с татарским игом («Песня о Щелкане» и др.) и ставший основным историческим жанром в 16 в. Первый крупный цикл И. п. рисует события 2-й половины 16 в. («Взятие Казани», «Кострюк», «Гнев Грозного на сына» и др.). Тема защиты Родины преобладает в песнях начала и середины 17 в. Тема казацких И. п. — защита южных границ от турок и татар («Взятие Азова», «Оплошность казаков», «Азовский пленник» и др.). Многочисленные песни рисуют эпизоды восстания Степана Разина.
         В И. п. 17—18 вв. нашли отклик события Северной войны, стрелецкий бунт, восстание Кондратия Булавина; в ряде песен изображен Петр I. С начала 18 в. основными создателями и хранителями военных И. п. становятся солдаты. В песнях 18—19 вв. усиливается социальная проблематика, ярче выступает классовый антагонизм (например, в песне «Судил граф Панин вора Пугачева»). Создаются резко обличительные песни об А. А. Аракчееве и других царских сановниках. Крупный цикл патриотических И. п. посвящен Отечественной войне 1812. Позже И. п. мельчают, утрачивают прежнее значение; дольше сохранялись они на севере, у казаков и в Среднем Поволжье.
         Главные черты поэтики и манеры исполнения И. п. — лаконизм, драматизм, простота языка.
         Публ. и лит. : Киреевский П. В., Песни, в. 6—10, М., 1864—74; Миллер В. Ф., Исторические песни русского народа XVI—XVII вв., СПБ. 1915; Лозанова А. Н., Песни и сказания о Разине и Пугачеве, М.—Л., 1935; Листопадов А. М., Песни донских казаков, ч. 1—2, М., 1949; Исторические песни XIII—XVI веков, М.—Л., 1960; Исторические песни XVII века, М.—Л., 1966; Исторические песни XVIII века, Л., 1971; Миллер В. Ф., Очерки русской народной словесности, т. 3, М., 1924; Путилов Б. Н., Русский историко-песенный фольклор XIII—XVI веков, М.—Л., 1960; Соколова В. К., Русские исторические песни XVI—XVIII вв., М., 1960.
        «Песни и сказания о Разине и Пугачеве» (Ленинград, 1955). С гравюры неизвестного художника.
Современная Энциклопедия
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, жанр русского фольклора, эпические и лироэпические песни о конкретных исторических событиях и деяниях реальных лиц, преимущественно 16 - 18 вв.; отдельные циклы посвящены Ивану Грозному, Ермаку, Степану Разину, Петру I.
Русская цивилизация
музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен («Авдотья-рязаночка», песни о татарском полоне, «Щелкан»). Борьба с татарским игом нашла отражение в «Задонщине», которая исполнялась как историческая песня.
В России исторические песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне «Взятие Казани» изображено русское войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии исторической действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В XVI в. появляется и новая разновидность исторической песни — своеобразная политическая поэма (цикл песен об Иване Грозном, в котором отражены различные взгляды: песни-памфлеты и песни, воспевающие царя). Народные движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. Исторические песни XVII в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразовательной деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен («Казнь стрельцов», «Полтава», песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. Исторические песни XVIII в. — в значительной степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. военной тематике — Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), русско-шведским и русско-турецким войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в исторической песне уделено бунту Пугачева (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.).
В русской исторической песне XIX в. по-прежнему значительное место занимает военная тематика (песни об Отечественной войне 1812 и Крымской войне). В XVIII—XIX вв. русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII в.).
Е.Ж.
Литературная энциклопедия
см. «Былины» и «Песни».
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ


будет выглядеть так: Что такое ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ