Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        одно из течений в науке права 1-й половины 19 в. Было особенно влиятельно в Германии. В отличие от доктрины естественного права (См. Естественное право), являвшейся идеологическим оружием революционной буржуазии, И. ш. п. выступала в защиту феодальных порядков, против преобразования существующих отношений с помощью нового законодательства. Важнейшим источником права был объявлен Обычай, кодификация отвергалась, а право изображалось как результат постепенного развития «народного духа»; развитие права сравнивалось с развитием языка. Сторонники И. ш. п. Г. Гуго (1764—1844) и Ф. Ю. Штоль (1802—1855) оправдывали сохранение феодальных правовых институтов, выступали против кодификации права в Германии. В значительной мере позиции И. ш. п. в Германии были проявлением националистической реакции на кодификацию права, проведенную во Франции и закрепившую завоевания буржуазной революции. Критикуя И. ш. п. за апологетику феодальных порядков и консерватизм, К. Маркс в статье «К критике гегелевской философии права. Введение» писал, что это — «школа, которая подлость сегодняшнего дня оправдывает подлостью вчерашнего, которая объявляет мятежным всякий крик крепостных против кнута, если только этот кнут — старый, унаследованный, исторический…» (Маркс К. и Энгель Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 416).
         Основателем И. ш. п. был Г. Гюго, однако широкое распространение она получает после опубликования в 1814 брошюры Ф. К. Савиньи «О призвании нашего времени к законодательству и правоведению». В своей работе Савиньи писал о несвоевременности кодификации права в Германии. С 1815 начал издаваться журнал «Zeitschrift fur geschichtliche Rechtswissenschaft» (выходил с 1850), также способствовавший популяризации идей И. ш. п. Последователями Савиньи были Г. Ф. Пухта, К. Ф. Эйхгорн и др.
         Представители И. ш. п. считали, что право в своем развитии проходит три стадии: стадию спонтанного, неосознанного возникновения норм обычного права в недрах народа через развитие «национального духа»; стадию права, излагаемого учеными юристами, совершенствующими позитивное право применительно к усложнившимся общественным отношениям; стадию кодифицированного права, представляющего объединение обычного права и права юристов. Законодательство может лишь дополнить, но не изменить действующее право. Они считали, что в 19 в. выразителями национальных чувств в области права были юристы, желавшие применять Римское право, поэтому главной задачей юриспруденции является изучение «чистого римского права» в целях более широкого его применения в Германии. В этом смысле позиция И. ш. п. в какой-то мере отвечала устремлениям развивавшейся немецкой буржуазии, т. к. римское право соответствовало потребностям капиталистического товарооборота. В последующем И. ш. п. разделилась на два крыла: националистическое «германистов» и буржуазно-либеральное «пандектистов» (см. также Германия, раздел Юридическая наука).
         Ряд положений И. ш. п., в особенности её учение о первенстве обычая перед законом, оказали влияние на формирование социалистического направления в буржуазной юриспруденции. Реакционно-националистические взгляды её представителей были широко использованы немецкими фашистами.
         П. С. Грацианский.
Современная Энциклопедия
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА, в 19 в. направление в юридической науке, наиболее популярное в Германии (Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.). Выступала против демократической идеи естественного права, законодательной деятельности парламентов и других представительных органов. Выдвигала тезис "саморазвития" права в соответствии с динамикой общественных потребностей.
Большой юридический словарь
направление в юридической науке XIX в., получившее наибольшее распространение в Германии. Представители И.ш.п. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.) выступали против идей естественного права. Важнейшим источником права объявляли обычай; кодификацию отвергали, а право изображали как результат постепенного развития “народного духа”; развитие права сравнивали с развитием языка.
Энциклопедия Юриста
направление в юридической наукг XIX в. (особенно в Германии). Представители И.ш.п. (Г. Гуго). Ф. Савиньи, Г.-Ф. Пухта и др.) выступали против идей естественного права. Важнейшим источником права был объявлен обычай. Кодификация отвергалась, а право изображалось как результат постепенного роста "народного духа": развитие права сравнивалось с развитием языка.
Наиболее полно доктрина И.ш.п.изложена Фридрихом фон Савиньи. Уже в ранней своей работе "Право владения" (1803) Савиньи выдвигает важнейшие ее положения. Не произвол, не рефлексия. не законодательство создают право, как не могут создать они религию или язык; право с внутренней необходимостью вытекает из "природного" развития народа, из потребностей национального, присущего каждому народу знания. Правообразование - длительный исторический процесс, в котором развивается народное сознание: одну из необходимых ступеней этого процесса составляет изучение права в его истории, в частности римского права. Эти воззрения Савиньи получили дальнейшее оформление и развитие в его сочинении "О призвании нашего времени к законодательству" (1814). Проведенный Савиньи анализ состояния германского права и германской юридической науки убеждает его, что "наше время не имеет призвания к тому. чтобы предпринять издание свода законов". Нужно отметить, что в позднейших работах, в частности в "Системе римского права" (1840), Савиньи уже допускает в необходимых случаях вмешательство законодателя.
Учение Савиньи завершает Г.-Ф. Пухта в своем "Курсе институций" (1841). Он также считал, что источником права прежде всего является народное развитие. "Право возникает невидимым путем", оно не развивается, однако из житейской практики, как это можно было предположить, исходя из указанного соотношения права и морали, оно ей предшествует в виде общенародного убеждения. "Житейская практика естьлишь последний момент, в ней лишь выражается и воплощается возникшее право, живущее в убеждении сынов данного народа". В этой мысли Пухты наиболее отчетливо выразился идеализм И.ш.п. Этот народный дух выражается в свободной воле народа, которая является источником политических учреждений. Таким образом, "право не устанавливается государством; последнее скорее предполагает определенное правовое сознание. право, охранять которое - его основная задача". Первоначальная форма права - обычай, который затем закрепляется государством в форме закона, а потом уже изучается и истолковывается юристами. Таким образом, не создание нового права, но изучение органического развития права юристами - необходимая ступень самого этого органического развития права, т.е. правосознания. Охранять продукты этого органического развития - цель политической организации. Нужно отметить, что Пухта, хотя считал венцом политического творения абсолютную монархию, при этом рассматривал власть монарха как общественную должность, а граждан - как членов единого народного целого..
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА


будет выглядеть так: Что такое ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА