Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        комплексная историческая специальная дисциплина, наука об исторических источниках, теория и практика их выявления, изучения и использования (см. Источники исторические). Частными по отношению к И. являются: И. письменных источников, Вспомогательные исторические дисциплины. Комплекс проблем, изучаемых И., позволяет выделить теоретические и прикладной аспекты. Теоретическое И. изучает закономерности образования исторических источников и отражения ими реального исторического процесса, структуру и свойства содержащейся в них информации, определяет принципы систематизации источников и классифицирует их, разрабатывает методику исторического исследования как общую, так и применительно к отдельным классам и видам источников. Теоретические проблемы И. изучаются главным образом на материале письменных источников, лежащих в основе большинства исторических трудов. Прикладное (конкретное) И. складывается из И. отдельных отраслей, разделов, периодов, проблем истории. Источниковедческая практика включает в себя деятельность архивов, музеев и библиотек по сбору, хранению и описанию источников, публикаторскуюИ деятельность и работу историков над источниками в процессе исследований. Элементы прикладного И. встречаются также в повседневной общественной практике (в делопроизводстве, в криминалистике, в оценке любой информации).
         И. возникло из выработанных эмпирически в сфере повседневной жизни общества правил определения подлинности документов. Отдельные приёмы критического анализа источников были известны ещё античным историкам (Лукиан, Тацит). В эпоху Возрождения с научной критикой древних текстов выступили гуманисты (Л. Валла, У. фон Гуттен и др.). К 17 в. относятся первые попытки создания методики научного исследования документов, связанные с развитием дипломатики (См. Дипломатика). В конце 18 в. — 1-й половине 19 в. трудами немецких учёных А. Л. Шлёцера, Б. Г. Нибура и Л. Ранке создаётся метод исторической критики. Как дисциплина с собственным предметом исследования и специфической методикой И. сложилось во 2-й половине 19 в. в трудах историков И. Г. Дройзена и Э. Бернхейма (Германия), Ш. В. Ланглуа и Ш. Сеньобоса (Франция), Э. Фримена (Англия) и др. В России критическое отношение к источнику встречается уже в трудах В. Н. Татищева. И. Н. Болтин первым показал возможность и целесообразность специального анализа исторических сочинений и источников, М. Т. Каченовский считал историческую критику одной из важнейших наук. Глубокий анализ источников характерен для работ С. М. Соловьева, К. Н. Бестужева-Рюмина, В. И. Семевского. Вершиной русского дореволюционного И. явились труды В. О. Ключевского, А. А. Шахматова и А. С. Лаппо-Данилевского. Источниковедческие труды западноевропейских и русских учёных создавались на основе идеалистического мировоззрения. Однако в области разработки приёмов источниковедческого анализа и конкретного И. они содержат много ценного и сохраняют значение до сих пор. Советское И. творчески использует наследие буржуазного И. Основные принципы марксистского подхода к источнику и образцы применения на практике источниковедческого анализа были разработаны В. И. Лениным. Значительным вкладом в развитие советского И. являются труды С. Н. Валка, Д. С. Лихачева, А. Д. Люблинской, М. Н. Тихомирова, Л. В. Черепнина, В. К. Яцунского и их учеников. Марксистское И. успешно развивается также в других социалистических странах, за последние годы ряд ценных трудов появился в ГДР, Польше, Болгарии. Методология советского И. является составной частью методологии истории (См. История) и основывается на марксистско-ленинской философии (см. Диалектический материализм, Исторический материализм). Марксистское И. рассматривает источник как сложное общественное явление, отражающее реальную действительность. Источник, как правило, является результатом взаимодействия различных аспектов деятельности и воззрений людей и требует поэтому всестороннего анализа. Одно и то же явление отражается обычно во многих источниках, которые вследствие этого необходимо изучать в совокупности. Принципиально новый, диалектико-материалистический подход к источнику позволяет историкам-марксистам, используя технические приёмы исторического исследования, выработанные буржуазными учёными, достигать качественно иных, более значительных результатов.
         Исследовательская работа историка начинается с выявления источников (эвристика) по избранной теме. Необходимо привлечение всех без исключения источников, доступных историку при современном состоянии науки. При обилии источников нового времени, особенно массовых, допускается выборочное изучение, с тем, однако, чтобы выборка была достаточно репрезентативна (представительна). Основным методом изучения письменных источников является источниковедческое исследование, которое складывается из анализа, позволяющего извлекать из источников отдельные факты, и синтеза, задачей которого является получение совокупности фактов из комплекса источников. Источниковедческое исследование неразрывно связано с исследованием собственно историческим, которое и предшествует изучению источников, и сопровождает его, и становится его завершением. Приступая к исследованию источников, историк должен знать историческую обстановку, своеобразие мышления и особенности передачи информации в изучаемую эпоху, владеть специальными знаниями, необходимыми для работы с документами избранного периода (например, для эпохи феодализма — знание палеографии, исторической грамматики и др.).
         Источниковедческий анализ (историческая критика) состоит из двух частей: определение подлинности источника (внешняя или текстологическая критика) и выяснение достоверности содержащихся в нём сведений (внутренняя, или собственно историческая критика). Источниковедческий анализ разных видов источников имеет свои особенности (например, акты исследуются при помощи формулярного анализа, разработанного дипломатикой; документальные источники исследуются иначе, чем повествовательные, и т. п.).
         Определение подлинности складывается из решения трёх задач: установление текста, интерпретация источника и изучение его происхождения. Установление текста производится по методике, разработанной текстологией (См. Текстология), и включает: прочтение и осмысление текста, выявление позднейших приписок и вставок (интерполяции), определение отношения к оригиналу; если не подлинник, то восстановление истории текста и первоначального авторского оригинала и т. п. Интерпретация источника состоит в уяснении, что именно сообщается в нём о конкретных фактах, событиях и явлениях, в истолковании прямого и иносказательного значения текста, расшифровке специфических выражений, метафор, намёков. Изучение происхождения источника заключается в установлении имени автора (атрибуция), времени, места и условий возникновения источника. Дата и место могут быть определены приблизительно, по косвенным признакам методами палеографии, метрологии, дипломатики и др. Только совпадение всех косвенных признаков позволяет считать задачу решенной. Атрибуция по косвенным признакам (содержание, язык, стиль, почерк) всегда ненадёжна и должна считаться рабочей гипотезой до её документального подтверждения. В итоге первой части исследования историк может сделать выводы о подлинности или подложности источника. Однако некоторые задачи могут оставаться нерешенными (атрибуция, место и условия возникновения). Методы дальнейшего анализа зависят от характера информации, содержащейся в источнике. Документальные источники (законодательные памятники, акты и др.) в целом не нуждаются в доказательстве достоверности. Однако в них могут содержаться отдельные части повествовательного характера (преамбулы, исторические введения), которые должны подвергаться внутренней критике. Установив подлинность документального источника, исследователь раскрывает его классовое и политическое содержание, изучает конкретные условия и историю возникновения, его место в общественной жизни, извлекает из документа сведения, попавшие в него независимо от воли составителя.
         Выяснение достоверности повествовательных источников (летописи, мемуары, публицистика и т. д.) складывается из трёх задач: выяснение условий, в которых возникла информация; раскрытие классовых и политических интересов автора; проверка конкретных известий. Если источник является сообщением участника или живого свидетеля событий, то выясняется обстановка, в которой он находился при наблюдении, и возможности, которыми он располагал для воспроизведения исторической действительности. Если автор сообщает известия о событии, очевидцем которого он не был, то устанавливаются источники заимствования, степень полноты и точности их передачи. Изучение всей совокупности источников, использованных в повествовательном сочинении, проливает свет на его достоверность. Классовые и политические позиции автора, его личные симпатии и антипатии влияют на объективность свидетельства. Тенденциозность источника может проявляться открыто или завуалировано (общий тон, характеристики, умолчания об известных фактах и т. п.). При проверке конкретных известий источника пользуются методами логическо-смыслового анализа и сопоставления. Важно выяснить, нет ли в анализируемом сочинении внутренних противоречий или противоречий с сообщениями других источников, установить их причины. Совпадение фактов в разных источниках, возникших независимо друг от друга, свидетельствует о достоверности; совпадение же во всех деталях предполагает заимствование. В итоге второй части анализа исследователь сможет признать показания источника достоверными, вероятными или отвергнуть их.
         Исследовав все необходимые источники, историк приступает к источниковедческому синтезу (синтетической критике). В процессе синтеза обобщаются полученные ранее данные, источники сопоставляются по степени их достоверности и полноты, выясняется генеалогическая связь между ними. Установив всю сумму фактов, относящихся к теме исследования, историк определяет недостающие звенья, которые может реконструировать с помощью научной гипотезы.
         В настоящее время в советском И. разрабатываются теоретические проблемы, внедряются математические методы и применение ЭВМ, расширяется источниковедческая база исследований. И. всё теснее связывается с методологией истории, историографией и др. Большое внимание обращается на источниковедческое изучение документов по истории советского общества. Центрами исследовательской работы по И. в СССР являются Археографическая комиссия при Отделении истории АН СССР, Сектор И. Института истории СССР АН СССР, кафедра И. в Московском и Киевском университетах, кафедра И. и вспомогательных исторических дисциплин в Московском историко-архивном институте. Курс И. преподаётся на исторических факультетах университетов и педагогических институтов, в Московском историко-архивном институте.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Маркс К., К критике политической экономии, там же, т. 13 (см. Предисловие); Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же, Новый фабричный закон, там же, т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, К вопросу о нашей фабрично-заводской статистике, там же, т. 4; его же, Статистика и социология, там же, т. 30; Люблинская А. Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955; Тихомиров М. Н., Источниковедение истории СССР, в. 1, М., 1962; Стрельский В. И., Источниковедение истории СССР. Период империализма, конец XIX в. — 1917 г., М., 1962; Источниковедение истории советского общества, в. 1—2, М., 1964—68; Черноморский М. Н., Источниковедение истории СССР (советский период), М., 1966; Варшавчик М. А., Предмет и задачи источниковедения истории КПСС, М., 1967; Источниковедение. Теоретические и методические проблемы, М., 1969; Источниковедение истории СССР XIX — начала ХХ вв. М., 1970; Мнухина Р. С., Источниковедение истории нового и новейшего времени, М., 1970; Пронштейн А. П., Методика исторического исследования, Ростов н/Д., 1971; Биск И. Я., Курс лекций по источниковедению новой и новейшей истории, Тамбов, 1971; «Проблемы источниковедения», в.1—11, М.—Л. ,1933—63; Bernheim E., Lehrbuch der historischen Methode und der Geschichtsphilosophie, Lpz., 1908; Lhistoire et ses methodes, [P., 1961]; Einfuhrung in das Studium der Geschichte, B., 1966.
Современная Энциклопедия
ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ, отрасль истории, разрабатывающая теорию, методику и технику изучения исторических источников (письменных, вещественных, аудиовизуальных и т.п.). Тесно связана с вспомогательными и специальными историческими дисциплинами. Формировалось в 16 - 19 вв.
Орфографический словарь Лопатина
источников`едение, источников`едение, -я
Словарь Ожегова
ИСТОЧНИКОВ’ЕДЕНИЕ, -я, ср. Раздел исторической науки, занимающийся методами изучения и использования исторических источников.
прил. источниковедческий, -ая, -ое.
Словарь Ушакова
ИСТОЧНИКОВ’ЕДЕНИЕ, источниковедения, мн. нет, ср. Научная дисциплина, занимающаяся описанием и классификацией исторических источников.
Толковый словарь Ефремовой
[источниковедение]
ср.
Научная дисциплина, занимающаяся описанием и классификацией исторических источников.
Литературная энциклопедия
одна из частных дисциплин литературоведения, изучающая литературное произведение со стороны его источников. В пределах литературной науки, занятой изучением творчества писателей на основании законченных произведений, И. занимается обследованием незавершенных, предварительных, первичных редакций, текстов, черновых материалов и т. п. литературного сырья. Виды этого сырья, встречающиеся в действительности и находимые после смерти писателей в их архивах, разнообразны: это — замыслы, черновые материалы к роману, записные книжки писателей, всякого рода «редакции» текста и пр. Замысел может принимать форму краткого плана, программы, схемы. Таков например у Пушкина замысел «Капитанской дочки». Приводим его текст: «Метель — кабак — разбойничий вожатый — Шванвыч старший. Молодой человек едет к соседу, бывшему воеводой — Мария Александровна сосватана за племянника одного любимца. Младший Шванвыч встречает разбойничьего вожатого, вступает к Пугачеву. Он предводительствует шайкой. Является к Марии Александровне — спасает семейство и всех. Последняя сцена — мужики отца его бунтуют, он идет на помощь. Приезжает. Пугачев разбит. Молодой Шванвыч взят». Замыслу писатель может придать более развитый вид, выразив в нем определенные социально-психологические черты будущих образов, наметив примерную композицию образов, набросав фабулу и т. д. Таков замысел «Дыма» Тургенева, недавно опубликованный в «Revue des etudes slaves» А. Мазоном. Таков замысел Достоевского — «Житие великого грешника», так и оставшийся неосуществленным. В проекте будущего романа «Житие великого грешника» Достоевский в кратких отрывочных записях изобразил подробно характер главного героя романа «с ребяческих лет» (выражение Достоевского), за время жизни в монастыре и по выходе из монастыря. Этот образ и его сознательная жизнь показаны на фоне большой социальной группы людей. Обрисованы идейная, эмоциональная и
638 волевая стороны этого героя, его лит-ые интересы, сложные взаимоотношения этого «необычайного» человека с родными, знакомыми и т. п. Попутно в проекте разбросаны замечания Достоевского о тоне романа («рассказ-житие, т. е. хоть и от автора, но сжато, не скупясь на изъяснения, но и представляя сценами. Тут надо гармонию. Сухость рассказа иногда до Жильблаза» и т. д., на стр. 71), канве романа (стр. 73—75), о художественных приемах («втиснуть мысли художественно и сжато... Но и владычествующая идея жития чтоб видна была»). Материалы к художественным произведениям могут классифицироваться на ранние и поздние, в зависимости от того, какую стадию работы писателя они отражают. В одной из сохранившихся записных тетрадей Достоевского сосредоточены напр. материалы к его роману «Подросток», освещающие начальную стадию романа, стадию предположительных плановых соображений, когда для художника не определилась даже тема романа. Эти записи относятся еще не к «Подростку», а к «Роману 75 года». Чем будет этот «Роман 75 года» — этого еще не знает и сам Достоевский. Темы роятся, перебивают друг друга, художник бросается от одной к другой, не зная, на какой из них остановиться. То он хочет написать «роман о детях», то роман об «атеисте», то о разложении, то о подростке, то об «отцах и детях». В аналогичных материалах к роману «Бесы», опубликованных в журнале «Свиток» (1922, № 1, стр. 96—124), мы находим те же колебания автора, такие же зарисовки будущих героев романа, размышления о композиции романа, предположения о жанре произведения («Бесы», по замыслу писателя, вначале должны были иметь «вид поэмы о том, как хотел жениться и не женился Грановский»), о том, как развернуть сюжет, как построить взаимные отношения героев, намечен календарь (хронология) романа («Хронология, — пишет Д., — действие романа в сентябре, там же»). Сохранились материалы, рисующие процесс работы Достоевского над композицией романа «Идиот». План его «дался» художнику с трудом; он последовательно переменил восемь планов. По ним можно судить не только о творческой технике художника, но и о процессе постепенной эволюции персонажей романа, в частности образа главного героя «Идиота», женских образов и т. д. Одна из тетрадей с материалами к «Подростку» является ближайшей ступенью к оформленному тексту романа. Здесь уже не беспорядочные, поспешные наброски образов, эпизодов, диалогов, как в материалах, предваривших самую работу над «Подростком» и «Бесами». Теперь писатель занят систематизацией материала для находящихся в обработке глав и частей романа. Записи этой тетради расположены так. обр., что в них легко прослеживаются целые пласты, соответствующие отдельным его частям. Правда, здесь отсутствуют
639 законченные, завершенные в смысле отделки эпизоды, но основа для их развертывания уже имеется. Иной вид представляет собой сырье, сопутствующее процессу создания окончательного текста романа. В материалах к «Подростку», сохранившихся в тетрадях в Историческом музее и Центрархиве в Москве, исследователь найдет уже законченные черновые редакции «Подростка», детали, близкие к печатному тексту «Бесов», образы дефинитивного печатного текста. Иллюстрация: Набросок задуманного Достоевским в 1869 «Жития великого грешника» Материалы к произведениям представляют несомненную ценность для изучения творческой истории шедевра, для исследования писательской техники. В ряде случаев они могут помочь установлению социальной природы творчества. Поскольку замысел — одно из проявлений писательского сознания, детерминированного социальным бытием его класса, исследователь может найти в этих материалах данные для определения социального бытия, породившего творчество того или иного художника, обусловившего его творческие приемы. Пример подобного использования первоначальных материалов, из анализа которых исследователь почерпнул ценные данные для социального генезиса художественных образов и целого поэтического произведения, — можно указать в статье В. М. Фриче «К вопросу о характере образа в стиле индустриального капитализма» (в журн. «Лит-ра и марксизм», 1928, кн. 3, стр. 160—169). «Эти ранее неизвестные материалы, — так оценивает далее В. М. Фриче наброски к роману Э. Золя „Деньги“, — извлеченные из архива писателя, бросают порой
640 яркий свет на такие подробности и частности, к-рые в читателе не могли не вызвать недоумения. Так, известно, что в романе „Деньги“ выведен социалист Сигизмунд Буш, лично знающий Маркса и его последователь, представления которого о социализме и о путях, к нему ведущих, ничего общего с революционным марксизмом однако не имеют. Теперь, когда из архива Золя извлечены его предварительные наброски к роману (они напечатаны в приложении к полному собранию сочинений Э. Золя, изд. ЗИФом, под редакцией М. Эйхенгольца, М., 1928), мы знаем у кого „марксист“ Буш заимствовал свою „социалистическую“ систему, в которой сохранены „предприниматель и рабочий“, „буржуа и пролетариат“, хотя между ними и нет „враждебных отношений“. Оказывается, что Золя, помещая в своих набросках среди персонажей Маркса, вовсе не выступающего в романе как действующее лицо, некоторые данные биографии и деятельности к-рого тут же приводятся, хотя и не всегда правильно (они затем перешли и в самый роман), делал в то время большие выписки из сочинения мелкобуржуазного немецкого социалиста Шеффле, во французском переводе Малона. Идеи Шеффле и вложены в уста „марксиста“ Сигизмунда Буша» (там же, стр. 163—164). Разгадать идейную сторону социализма С. Буша исследователь, правда, мог бы на основании текста романа, но предварительные материалы проясняют замысел автора до полной прозрачности и показывают его идейные источники до бесспорной очевидности. Тем самым работа исследователя существенно облегчается. Метод изучения историко-литературного сырья должен быть тем же, что и метод изучения законченных лит-ых произведений. Но значение замыслов и материалов к романам не следует преувеличивать. Замыслы, первоначальные наброски, могут помочь понять произведение, но не следует их свидетельства считать более важными, чем само творение; все эти материалы не закончены, не обработаны, несовершенны. Изучение сырья не самостоятельно, а подсобно для историко-литературного исследования творчества того или иного художника. Сырье это не заключает в себе ничего принципиально иного в сравнении с тем, что впоследствии дано в полных образах в завершенных редакциях. Творчество писателя в целом, как в виде законченных произведений, так и в виде предварительных материалов (замыслов, черновых текстов и т. п.), составляет единую закономерность, единый стиль, единое объективированное сознание, но, разумеется, установить социальную детерминированность творчества правильнее на материале законченного шедевра. Изучение сырья, материалов, не будет решающим, основным для изучения творчества, для определения стиля писателя, но оно бывает нужно и как дополнение к изучению завершенных образов. Установление в частных
641 и эмбриональных материалах, в сырье, того единства, что бывает «открыто» в полных, завершенных видах поэзии, в целостных образах, полезно для марксистской науки о лит-ре. Разумеется в обширной области лит-ого сырья не все одинаково ценно. Современный исследователь не может ценить бессодержательные источники только в силу принадлежности их великому писателю. Исследователь-марксист ищет в первичных материалах выражения социальной их сущности, художественно объективированного классового сознания. Устанавливая общее в творчестве писателя как в законченных формах, так и в сырье, источниковед-исследователь должен раскрыть своеобразие художественного выражения образов, сюжетов и т. п., представленных в сырье, и объяснить это своеобразие социальной природой того или иного творчества. Очередной задачей И. является именно спецификация сырья, сохраняющего для исследователя ценные, зачастую отброшенные в дальнейшей работе над произведением подробности и варианты повествования. Помимо историко-литературного сырья, к области И. относятся письма писателей и переписка их с современниками, мемуары, дневники, автобиографии писателей (см. «Мемуарная лит-ра»). Названные материалы содержат больше данных о биографии писателя, о технике и условиях его работы и жизни, чем о самом творчестве. Для исследователя художественного творчества эти материалы представляют интерес лишь в тех случаях, когда в них он найдет выражение художественного стиля или его элементов. Помогая литературоведению и пользуясь единым с ним методом изучения фактов, источниковедение имеет свои специальные задачи более узкого порядка. Историко-литературное сырье необходимо возвести в источник, подвергнув его экспертизе. Без последней ни один документ не может стать источником науки, источником для построения на его основе научного изучения, научных выводов. В отличие от археографии (см.), изучающей рукопись и описывающей ее, источниковедение изучает тексты произведений, сбереженных рукописями. Оно направляется к содержанию рукописного текста. Два основных вопроса предстоят источниковедению в отношении каждого документа при возведении его в источник: 1. вопрос о подлинности произведения и 2. вопрос о научном издании текста. Проблема подлинности произведения распадается на ряд частных моментов, выяснение к-рых в итоге дает исследователю возможность определить, с произведением какого писателя он имеет дело: таковы вопросы о принадлежности произведения писателю, о времени написания, о степени авторитетности рукописного текста, к-рым представлено произведение, о точности копии или списка, в к-ром может сохраниться
642 текст, и вопрос о редакциях текста и о степени наибольшей авторитетности той или иной редакции данного произведения, о вмешательстве цензуры в текст при печатании, о поправках и редактировании текста друзьями писателя, редакторами журналов, им самим и т. п. При разрешении вопроса о подлинности произведения современный источниковед должен научно обоснованные приемы экспертизы рукописи (почерка, бумаги) дополнять контролирующими их показания данными, почерпаемыми из познания социальной природы произведения, должен уметь сочетать описание и обследование текста с научным познанием его содержания (стиля писателя). Иллюстрация: План центрального рынка, набросанный Э. Золя (из материалов к «Утробе Парижа») При разрешении вопроса о научном издании текста источниковед также должен объединить технику и приемы научного издания с задачами подлинного литературоведческого изучения художественных произведений, должен издавать те тексты, которые ценны в плане научного изучения, издавать их не только с «абсолютной» точностью и полнотою, без искажений, но и уметь дать комментарии к ним, отражающие научные взгляды на факты и явления лит-ого процесса. Последние две задачи одинаково относимы как к разновидностям историко-литературного сырья, так и к полным, завершенным текстам. «Открытия» последних продолжаются и до сего времени. В прошлом году только найдена целая поэма Пушкина «Монах», которую опубликовал «Красный
643 архив» (1929, тт. XXXI и XXXII). «Manuscrit Autographe» опубликовало в этом году два произведения Флобера — «La derniere heure» (Последний час) и «La fiancee et la tombe» (Невеста и могила) (подр. см. в журн. «Печ. и рев.», 1929, кн. 7, стр. 121). В случаях таких открытий естественно встают обе названные задачи. Вполне научное разрешение таковых задач источниковедением обеспечивает литературоведению подлинный источник не в искаженном, а в научно препарированном тексте. О принципах и приемах научной обработки текста — см. «Текстология», о психологических процессах в сознании и подсознании творящего — см. «Творчество». Библиография: I. Замыслы Пушкина: Анненков П. В., Литературные проекты А. С. Пушкина, в книге «П. В. Анненков и его друзья», кн. 1, стр. 447—185; Измайлов Н. В., Невыполненный замысел Пушкина, в сб. «Пушкин и его современники», вып. XXXVII, Л., 1928; Поварнин С., «Русский Пелам» А. С. Пушкина, в сб. «Памяти А. С. Пушкина», Сб. статей препод. и слушателей ист.-фил. фак., СПБ. у., устав 328—350, СПБ., 1900. Замыслы Достоевского: Достоевский Ф. М., изд. Центрархива. М., 1922: 1. Исповедь Ставрогина. Три ненапеч. главы из романа «Бесы»; 2. Житие великого грешника (план романа); Алексеев М. П., Драматические опыты Достоевского, в сб. «Ф. М. Достоевский», Одесса, 1921; Его же, Весенняя любовь (один из замыслов Достоевского), «Моск. понедельник», 1922, № 15; Его же, Неосуществленные замыслы Ф. М. Достоевского, изд. «Недра», 1922, кн. 2; Бельчиков Н. Ф., Один из замыслов Достоевского, «Красный архив», 1926, т. XVI; Гроссман Л. П., Недовершенные замыслы Достоевского, «Красная нива», 1923, № 7; Комарович В. Л., Ненаписанная поэма Достоевского, в сб. «Ф. М. Достоевский», под ред. А. С. Долинина, сб. I, П., 1922; Бродский Н., Замыслы Тургенева (Материалы о творчестве), М., 1917; Гончаров И. А., Намерения, задачи и идеи романа «Обрыв», «Русское обозрение», 1895, январь, стр. 95—100 (ср. «Северный вестник», 1895, № 2, стр. 95—98); Толстой Л. Н., «Петр I» и «Декабристы». Неизданные работы, Библиотека «Огонек», № 73 и 85, М., 1926 (ср. «Новый мир», 1925, кн. 5); Два начала неоконченного романа из эпохи Петра I. Замыслы Чехова: Лазарев-Грузинский А. С., Пропавшие романы и пьесы Чехова, в сб. «Энергия», вып. III, СПБ., 1914; Измайлов А., Погасшие замыслы Чехова, в сб. статей «Литературный Олимп», М., 1911, стр. 86—122 (ср. его же «Прерванные аккорды», «Русск. слово», 1909, № 150). II. Материалы к романам: Бродский Н. Л., Неизданные материалы к роману «Бесы» Достоевского, «Свиток», 1922, I, стр. 83—119; Комарович В. Л., Рукописные варианты романа «Подросток», «Начала», 1922, № 2, стр. 217—230; Цейтлин А. Г., Тургеневские рукописи из Парижского архива Виардо, «Печать и революция», 1927, кн. 2 (материалы к романам «Дым» и «Новь»); Гливенко И. И., Раскольников и Достоевский (по неизданным материалам), «Печать и революция», 1926, IV, стр. 70—85; Его же, «Преступление и наказание» (из «Записных книжек» Ф. М. Достоевского), «Красный архив», 1924, том VII (текст 2-й главы — дневник Раскольникова); Толстой Л. Н., Варианты текстов романа «Война и мир», «Новый мир», 1925, № 6, стр. 20—58; Грузинский А. Е., Комментарии к вариантам текста «Война и мир», там же, стр. 3—19. См. также библиографию к ст. «Текстология» и «Творчество». Н. Бельчиков
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ


будет выглядеть так: Что такое ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ