Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Isidorus Hispalensis)
        (около 560 — 4.4.636, Севилья), испанский церковный деятель и писатель. С 600 архиепископ Севильи. Автор «Этимологии» (своеобразной энциклопедии раннего средневековья), «Истории королей готов, вандалов и свевов» (главным образом политической и церковной истории вестготской Испании). Идеолог испано-римской знати, поддерживавшей власть вестготов. Сочинения И. С., весьма образованного для своего времени человека, носят компилятивный характер; представляют ценность благодаря содержащемуся в них большому фактическому материалу.
         Соч.: Patrologiae cursus completus, ser. latina, v. 81—84, P., 1862—78; Отрывки из «Этимологии», в кн.: Агрикультура в памятниках Западного средневековья, М.—Л., 1936, с. 1—40.
         Лит.: Fontaine J., Isidore de Seville..., v. 1—2, P., 1959.
В. Д. Гладкий. Древний мир. Энциклопедический словарь
    ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ (ок. 570 н.э. в Картахене — 04.04.636) — ученый, лат. писатель из состоят. семьи, был в 600 — 601 архиепископом Севильи. Ему принадлежат многочисл. естественнонауч., грамматич., ист. и теологич. соч. Важными документами по истории герм. народов явл. «Хроника», посвящ. вестготам, и история вандалов. Огромную ценность представляют «Этимологии» («Начала») в 20 кн., дающие на основе объяснения слов целую энциклопедию тогдашних знаний. И. С., будучи крупным компилятором, явился одним из наиболее значит. посредников между антич. культурой и средневековьем.
Античные писатели
    Исидор Севильский (лат. Испанский); Isidorus Hispalensis, ок. 570-636 гг. н. э., латинский христианский писатель из знатной римско-испанской семьи (Карфаген Испанский). После смерти своего брата Леандра стал епископом Севильским (ок. 600-636 гг.). Способствовал организации школ, библиотек и скрипториев. Целью литературной деятельности И. было общее а также аскетическое и теологическое просвещение клира. И. написал множество исторических, драматических, естественнонаучных, теологических произведений. Но не был самобытным автором. Он очень много читал и делал заметки, поэтому большая часть его произведений состоит из выписок и цитат из различных языческих и христианских источников. Многих цитируемых авторов он знал лишь опосредованно. Важнейшим и наиболее известным произведением И. являются Этимологии (Etymologiarum libri XX) в 20 книгах, известные также как Начала (Origines), которые должны были заменить духовным лицам целую библиотеку и в сжатой форме изложить все те сведения, которые должен знать образованный человек. И. начинает каждый раздел с определения или описания этимологии понятия (отсюда название произведения). В кн. I-III он приводит сведения из области грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, а также музыки, то есть так называемых семи свободных искусств (septem artes liberales), а в оставшихся рассказывает о медицине, праве, философии, истории, теологии, литературе, театре, развлечениях, а также о различных естественных науках, освещает вопросы других областей знания, частью в алфавитном порядке, частью по тематическому принципу. Это типичная энциклопедия теологических и светских знаний, в течение многих веков, особенно в период каролингского ренессанса, была для Европы сводом программных знаний. Известны и меньшие по объему дидактические произведения И., например, О природе вещей (De natura rerum), трактат о небесных явлениях и о земле, а также Различия (Differentiarum libri II) в 2 книгах, словарь светских и церковных синонимов. Среди исторических произведений И. следует назвать самостоятельно написанное сочинение, прекрасный источник для изучения истории готов до 625 г., предваренное похвальным словом в честь родной Испании, О происхождении готов, царстве свебов и истории вандалов (De origine Gothorum et regno Sueborum et Vandalorum). Небезынтересно историко-литературное произведение О славных мужах (De viris illustribus), являющееся для нас единственным источником биографических данных некоторых писателей, в котором И. следует за произведениями Иеронима и Геннадия, носящими то же название. Из множества других сочинений И., особенно теологических, следует вспомнить небольшую работу Книга о числах в Священном Писании (Liber numenorum qui in sanctis scripturis occurunt), где приводятся аллегорические толкования некоторых чисел, и отдельно упомянуть сочинение из области догматической и нравственной теологии Сентенции (Sententiarum libri III) в 3 книгах. И является автором 23 эпиграмм. Собранное в произведениях И. богатство древних знаний (языческих и христианских) из разных областей жизни при его посредстве переняло средневековье. Главное произведение И. Этимологии долгие века служило — в соответствии с замыслом автора — всеобщей энциклопедией, тем более ценной, что И. никогда не был лишь некритичным компилятором чужих мыслей.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

«Этимологии» Исидора Севильского
    В VII веке зарождается и начинает расширять свое влияние исламизм. В 635 г. ислам завоевывает Сирию, регион богатой греческой культуры, где хорошо знали Аристотеля. В 642 г. был завоеван Египет, через несколько лет арабы пришли в Триполи. Италия VII века находилась во власти лангобардов, Испания была царством вестготов. В короткое время папа Григорий своими христианскими проповедями достигает Британии, посылая туда монаха Августина, в скором будущем архиепископа Кентерберийского. В Англии, Шотландии основываются монастыри как центры культуры. Новая цивилизация концентрировалась вокруг бенедиктинских аббатств, во всем зависевших от Рима. Примечательной фигурой англосаксонского монашества был некий Беда (названный "преподобным"), (он жил с 673 по 735 г.) автор исторических и филологических работ. Его "De rerum natura" ("О природе вещей"), очень известная в свое время, написана по образцу энциклопедии Исидора Севильского. Учеником Беды был Эгберт, первый архиепископ Йоркский. Он основал кафедральную школу, где позже учился и сформировался как мыслитель Алкуин.
    Исидор Севильский (570—636) жил веком раньше Беды в Испании, где была относительная стабильность. Его наиболее известная работа — "Этимологии" — сочинение из 20 книг, из коих первые три — о семи свободных искусствах, остальные 17 посвящены медицине, истории, теологии, механике, географии, военному искусству и пр. Идея Исидора состояла в том, что через этимологию можно прийти к изначальным смыслам вещей. В результате появилось несметное множество идей, извлеченных из забвения. Так классический мир вошел в новую связь со средневековым через Исидора. Эта оценка остается в силе, если даже признать, что Максим Исповедник, Боэций и Кассиодор обладали более глубоким пониманием классики.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ