Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИПОСТАСЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от греч. hypostasis — лицо, сущность)
        первоначально философский термин, введённый последователями Аристотеля в значениях «индивидуальное» и «реально существующее»; заимствованный христианскими богословами, разрабатывавшими христианскую догматику (в Новом завете понятие И. отсутствует), соответствовал вплоть до 4 в. понятию сущность; в дальнейшем в христианском вероучении о троице (См. Троица) приобрёл новый смысл, будучи применен для обозначения каждого лица троицы (согласно христианскому догмату, троица состоит из трёх И.).
Современная Энциклопедия
ИПОСТАСЬ (от греческого hypostasis - сущность, основание), термин древнегреческой философии, субстанция, сущность. Впервые введен Посидонием в 1 в. до нашей эры. В христианстве начиная с патристики термин "ипостась" (в значении форма проявления, способ бытия) служит для обозначения каждого из лиц триединого Бога (смотри Троица).
Русская цивилизация
в Православии Лицо Пресвятой Троицы. 1-я Ипостась — Отец, 2-я — Сын, 3-я — Святой Дух.
Орфографический словарь Лопатина
ипост`ась, ипост`ась, -и
Словарь Даля
жен., церк., ·*греч. лицо, особа; принято о Святой Троице, одно из лиц Св. Троицы. Бог, единый по существу, тройственный ипостасьми. Ипостасный, к ипостаси относящийся
Словарь Ожегова
ИПОСТ’АСЬ, -и, жен.
1. Один из ликов триединого божества Троицы (книжн.).
2. В нек-рых сочетаниях: проявление чьей-н. сущности, а также (обычно ирон.) чья-н. роль, качество. Странная, неожиданная и. кого-н. В своей обычной ипостаси кто-н. Фашизм в любой его ипостаси.
• В испостаси кого, в знач. предлога с род. в качестве, в роли. Журналист в ипостаси адвоката.
Словарь Ушакова
ИПОСТ’АСЬ, ипостаси, ·жен. (·греч. hypostasis - сущность) (церк.). По богословской терминологии - одно из лиц христианской троицы (см. троица в 1 ·знач. ).
Толковый словарь Ефремовой
[ипостась]
ж.
1) Одно из лиц христианской троицы.
2) перен. Одна из форм проявления, воплощения кого-л., чего-л.
Философский энциклопедический словарь
ИПОСТАСЬ (греч. hypostasis – основание) – субстанция; также (оправданная или неоправданная) субстанциализация, овеществление какого-либо свойства, понятия, вообще чего-либо абстрактного или просто идеи. Термин впервые введен Посидонием в 1 в. до Р. X. В христианстве, начиная с патристики понятие ипостаси примерно равнозначно форме проявления или способу бытия и часто используется для толкования триединства: Отец, Сын и Дух Святой суть ипостаси триединства, которые (в греч. патристике) отождествляются с корнем, стволом и цветами.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от греч. — осадок, проявление, выявление, основание, сущность), термин антич. философии; впервые введён Посидонием (1 в. до н. э.) в значении единичного реального бытия, в отличие от «кажущегося» и «мыслимого» . Ранние стоики (Хрисипп) использовали лишь соответствующие глагольные формы для обозначения процесса, в котором бескачеств. материя объективируется («гипостазируется») во множестве эмпирич. вещей. Перипатетической традицией термин «И.» был усвоен в качестве синонима «первой сущности» «Категорий» (см. Аристотель, «Органом). В неоплатонизме (Порфирий) все И. делятся на «совершенные» («начальные И.», объективирующиеся в процессе эманации из единого — см. также Нус, Псюхе), и «несовершенные» (множественность единичных вещей).
        В патристику термин «И.» вошёл в значении «первой сущности» «Категорий». В тринитарных спорах 4 в. при истолковании формулы «одна сущность божества и три неслиянных и нераздельных единосущных II.» синонимия И. и сущности была устранена: сущность преимущественно стала пониматься как общее в отличие от И. как единичного — совокупности сущности и акциденций (каппадокийский кружок, Иоанн Фило-пон, Иоанн Дамаскин). Для обозначения суммы акциденций первоначально употреблялся термин (лик, личина, маска), ставший затем (в 4—6 вв.) синонимом И. В христологич. спорах 5—7 вв., применительно к истолкованию богочеловеч. личности Христа, была разработана концепция сложной И. как результата соединения двух сущностей, или природ (Леонтий Византийский, Максим Исповедник и др.).
        В 19—20 вв. наблюдается тенденция к переосмыслению И. в качестве некоего личностного начала (аналогично «личности» в персонализме — в её противопоставлении «индивиду»), онтологически отличного от сущности (природы), но неразрывно связанного с ней (П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, В. Н. Лосский и др.).
        D o r r i е ?., . Wort und Bedeutungsgeschichte, Gott., 1955, S. 35—92.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИПОСТАСЬ


будет выглядеть так: Что такое ИПОСТАСЬ