Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Калабрийский)
        Джоаккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioacchino da Fiore) (около 1132—1202), итальянский мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, около 1177 избран аббатом, около 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище.
         Создатель мистико-диалектической концепции исторического процесса, выразившей глубокий кризис средневекового миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах символического толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов», 1519, и «Пособие к Апокалипсису», 1527), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трём лицам христианской троицы — отцу, сыну и св. духу. В продолжение ветхозаветной эры отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. духа должно начаться около 1260: после периода борьбы и искушений восторжествуют любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками, честолюбивых пап сменит вышедший из простого народа «ангелический Папа», буквальное понимание Библии станет ненужным и будет отменено через возвещение «Вечного Евангелия», наконец, произойдёт примирение католиков с православными, и в эту возрожденную вселенскую общность христиан найдут свой путь и евреи. Дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним Хилиазмом и плебейскими ересями (См. Ереси) позднего средневековья.
         Судьбы наследия И. Ф. в течение 13 — начала 14 вв. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создаётся обширная псевдо-иоахимовская литература. Дольчино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевропейского политического мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Т. Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в философском конструировании смысла истории у Г. Гегеля, Ф. Шеллинга и особенно у русского религиозного философа В. С. Соловьёва.
         Соч.: Liber figurarum, 2 ed., v. 1—2, Torino, 1953.
         Лит.: Стам С. М., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1959; Grundmann H., Studien uber Joachim von Floris, Lpz., 1927; его же, Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. Ch., Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Russo F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954.
         С. С. Аверинцев.
Философский энциклопедический словарь
ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ (Ф и о p е) (Joachim Floris) (род. ок. 1132, Целико, Калабрия – ум. 20 марта 1202, Фиоре, Калабрия) – итал. теолог, мистик и историкметафизик; положил начало мистической философии истории, которая различает на земле три царства (от сотворения мира до его конца), а именно: первое царство (Отца), начавшееся с сотворения; второе царство (Сына), начавшееся с искупления благодаря Христу; и третье царство (Святого Духа), наступление которого Иоахим, согласно хилиастическим течениям своего времени, ожидал к началу 13 в. За «тритеизм», т.е. веру в трех отдельных лиц в триединстве, его учение в 1215 было отвергнуто церковью.
Философский энциклопедический словарь 2
        (К а л а б p и й с к и й), Д ж о-аккино да Фьоре (Joachimus Florensis, Gioac-chino da Fiore) (OK. 1132—1202), итал. мыслитель. Аскет, монах Цистерцианского ордена, ок. 1177 избран аббатом, ок. 1191 основал монастырь Сан-Джованни ин Фьоре как центр нового, Флорского ордена, откуда и получил своё прозвище.
        Создатель мистико-диалектич. концепции историч. процесса, выразившей глубокий кризис ср.-век. миропонимания. Эта концепция, разработанная в формах симво-лич. толкования Библии (в соч. «Согласование Нового и Ветхого заветов» — «Concordia novi et veteris testamcuti», 1519, и «Пособие к Апокалипсису» — «Enchiridion in Apocalypsin», 1527), исходит из деления всемирной истории на три «мировые состояния», или эры, соответствующие трём лицам христ. Троицы — Отцу, Сыну и св. Духу. В продолжение ветхозаветной эры Отца бог раскрывается человеку как властный господин, а человек подчиняется ему как трепещущий раб; новозаветная эра Сына превращает эти отношения в отношения отца и дитяти; наконец, грядущая эра св. Духа сообщит им полную интимность. Каждая эра исчерпывает своё содержание в одной и той же повторяющейся последовательности этапов, что позволяет умозаключать от прошедшего к будущему. Выявление эры св. Духа должно начаться ок. 1260: после периода борьбы и искушений восторжествует любовь к бедности и начало духовной свободы, властная и притязательная церковь Петрова уступит своё место церкви Иоанновой, отказавшейся от ненужного бремени мирской власти и управляемой кроткими аскетами-бессребрениками; дух свободы, любви и мира победит насилие и устранит самую его возможность. Преображение человечества должно иметь место ещё в рамках посюсторонней истории; этот момент делает учение И. Ф. связующим звеном между древним хилиазмом и плебейскими ересеми позднего средневековья.
        Судьбы наследия И. Ф. в течение 13 — нач. 14 вв. были тесно связаны с францисканством, также учившим о «святой нищете»; создаётся обширная псевдоиоахи-мовская лит-pa. Дольчино делает из учения И. Ф. программу мятежа. Позднее идеи И. Ф. повлияли на идеологию Кола ди Риенцо, а через него — на весь дух новоевроп. политич. мессианизма; в эпоху Реформации они оказали воздействие на Мюнцера. Отголоски умозрения И. Ф. можно усматривать в филос. конструировании смысла истории у Гегеля, Шеллинга и особенно у рус. религ. философа Вл. Соловьёва.
        Liber figurarum, ?. 1—2,Torino, 19532. Стам С. M., Учение Иоахима Калабрийского, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 7, М., 1950; G rundmann H., Studien uber Joachim von Floris, Lpz., 1927; его ж e, Neue Forschungen uber Joachim von Fiore, Marburg, 1950; Huck J. С h.. Joachim von Floris und die Joachimitische Literatur, Freiburg, 1938; Russo F., Bibliografia gioachimita, Firenze, 1954.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ


будет выглядеть так: Что такое ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ