Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИНТУИТИВИЗМ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи многим философам и философским направлениям прошлого, как специфическое течение И. возникает на рубеже 19—20 вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение рассудочного способа мышления в связи с механистическим и позитивистским пониманием научного знания и ограничением опыта исключительно сферой чувственного восприятия. Будучи разновидностью Иррационализма, И. противоположен философии диалектического материализма.
         Можно выделить две формы И. Для первой, антиинтеллектуалистической формы характерно противопоставление интуиции и интеллекта [А. Бергсон (Франция) и Философия жизни в целом], для второй — попытка соединить их [русские философы Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, французские неотомисты Э. Жильсон, Ж. Маритен и др., отчасти Э. Гуссерль и феноменологическая школа — М. Шелер, Н. Гартман (Германия) и др.]. Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логическому мышлению, логическому знанию, истолковывая её как непосредственное слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологических вариантах философии жизни (например, у немецкого философа Л. Клагеса) И. сближается с инстинктом, дающим непосредственное знание предмета помимо сознания. Представители второго направления И. стремятся выйти за пределы непосредственно чувственного опыта и предлагают философии опереться на опыт особого рода — духовный (в частности, «религиозный») опыт. Критикуя свойственные И. гипертрофированные представления о роли интуиции в познании, диалектический материализм рассматривает последнюю как органический момент познавательного процесса, находящийся в единстве с дискурсивным мышлением. См. Интуиция.
Современная Энциклопедия
ИНТУИТИВИЗМ, течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни А. Бергсона и других, попытка соединить их - для Н.О. Лосского, С.Л. Франка, Е.Н. Трубецкого, французского неотомизма, отчасти - феноменологии.
Культурология. XX век. Энциклопедия
        философско-эстетич. течение, противопоставляющее интуицию как единственно достоверное средство филос. познания рассудочному мышлению. И. формируется в качестве особого направления в к. 19—нач. 20 в., хотя отд. интуитивистские идеи встречаются у многих философов предшествующих эпох. Становление И. связано с критикой ошибок и противоречий позитивизма, механицизма, сциентизма, осуществляемой с позиций иррационализма, мистицизма. Интуитивное видение мира и человека противопоставляется рациональному истолкованию природы, истории, об-ва и личности, этики и эстетики.
        Стремление нек-рых сторонников И. сохранить элементы интеллектуализма в своих концепциях (Жильсон, Маритен, Лосский, Франк, Е.Н. Трубецкой, Н. Гартман и др.) не снимает принципиальной ориентации этого течения на критику разума и понятийного мышления. И., упраздняя границы между субъектом и объектом, познанием и действительностью, толкует последнюю как знание-бытие (Лосский).
        И. в эстетике абсолютизирует интуицию как момент непосредств. осознания в эстетич. восприятии и эстетич. оценке, в творч. фантазии художника. Интуитивистская эстетика Бергсона, направленная против классич. эстетики Гегеля и позитивистской философии искусства И. Тэна, последовательно оспаривает значение интеллекта, дискурсивного мышления в качестве инструментов познания и творчества. В этом плане она является предтечей совр. неклассич. видения эстетич. поля. Вслед за Шопенгауэром бергсонизм трактует интуицию как высшую форму познания, как бескорыстное мистич. созерцание, полное совпадение, слияние субъекта со специфич. объектом — динамической, духовной сущностью мира, жизненным порывом (elan vital). Интуиция, по Бергсону, — единств. способ постижения текучей, изменчивой, постоянно творящей самое себя длительности (duree), т.е. психич. жизни человека, обладающей той же природой, что и космич. “жизненный порыв”. Иррац. интуиция схватывает уникальное, непредсказуемое, неповторимое. Наделенный способностью к интуиции художник не зависит от социальной среды, культурной традиции, истории, от стереотипов мышления в понятиях — он творит нечто абсолютно новое, и эта оригинальность — фундаментальный критерий эстетич. ценности. Интуиция как бескорыстное созерцание и творчество противостоит интеллекту, обслуживающему утилитарные, социальные потребности человека. В работе Бергсона “Смех” (1900) — единственной, специально посвященной эстетич. проблематике, — подчеркивается, что всякое повторение, обобщение, типизация выводят произведение из сферы чистого искусства и помещают в социальную среду, где господствуют стереотипы, условные знаки, понятия, символы — все то, что враждебно худож. интуиции. Бергсон противопоставляет трагедию как искусство неповторимо-индивидуальных образов комедии как социально значимому суррогату творчества, основанному на работе интеллекта, склонного к обобщениям.
        В интуитивистской эстетике Кроче сущность искусства также видится в “чистых образах фантазии”, создаваемых художником. Однако, если Бергсон полагал, что интуиция в сущности невыразима, Кроче считал, что интуиция позволяет чувству, переживанию воплотиться в образе, обрести внешнее предметное выражение — в камне, краске, пластике человеч. тела, в муз. звуке, наконец, в слове. Эти идеи, высказанные в труде “Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика” (1902), были в последующем уточнены автором, провозгласившим поэзию интуицией и ритмизацией Вселенной.
        И. оказал глубокое влияние на худож. культуру 20 в., прежде всего на многочисл. школы и течения модернизма. Интуитивистскими идеями питались лит-ра “потока сознания” и “новый роман”. Бергсоновской концепцией проекции на полотно интуиции “реальности души”, “чистой реальности” вдохновлялись кубисты, абстракционисты, абстрактные экспрессионисты. Его представление об искусстве как мифотворчестве в разл. степени повлияло на теорию и худож. практику сюрреализма, театра абсурда, экзистенциалистского романа. Крочеанство, выдвинувшее тезис “искусство — это выражение”, нашло отклик в “новой критике”, исходившей из того, что всякое выражение — это искусство; поэзия леттризма, играющая сочетаниями букв; “потенциальная поэзия”, предлагающая набор взаимозаменяемых строк и строф. Интуитивистская идея ассоциативной эмоц. памяти оказалась особенно созвучна постмодернистскому видению искусства, эстетики и культуры как глобального “флэш бека”.
 
Лит.: Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963; Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму. М., 1976; Свасьян К.А. Эстетич. сущность интуитивистской философии А. Бергсона. Ереван, 1978; Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. Ч. I. М., 1920; Сгосе В. Aesthetica in nuce. Bari, 1932; Arbour R. Henri Bergson et les lettres francaises. P., 1955; Bergson Н. Oeuvres. P., 1959.
 
А.В. Новиков
Орфографический словарь Лопатина
интуитив`изм, интуитив`изм, -а
Словарь Ушакова
ИНТУИТИВ’ИЗМ, интуитивизма, мн. нет, ·муж. (филос.). Учение в идеалистической философии, утверждающее, что истинное познание существует лишь на основе интуиции.
Толковый словарь Ефремовой
[интуитивизм]
м.
Идеалистическое течение в современной философии, рассматривающее интуицию единственно достоверным средством познания.
Краткий психологический словарь
— направление в философии, постулирующее, что единственно достоверным средством познания как окружающего мира, так и души человека является интуиция. Интуиция понимается как особая способность сознания, не сводимая ни к чувственному опыту, ни к дискурсивному, логическому мышлению.
В построении концепции И. ученые стремились преодолеть разделение интуиции на два вида — опытную и рациональную, посмотрев на ее значение с точки зрения человека (философия жизни Бергсона, феноменология Гуссерля, экзистенциализм Хайдеггера, интуитивизм Лосского). Однако если Бергсон и Гуссерль все же противопоставляли интеллект и интуицию, то Лосский соединял их, доказывая, что при интуиции происходит не просто отчетливое восприятие сути вещи, но восприятие ее самой. Отрицая границы между субъектом и объектом, Лосский преодолевает, таким образом, и изолированность людей. Так как и чужая одушевленность, и чужое психическое состояние, мысли и переживания людей постигаются интуитивно, то возможно представить чужую душу не как идею, но как психическую целостность. Наиболее полно психологическое содержание И. приобретает в концепции Франка, который делает объектом интуиции не мистический опыт, но реальность самого бытия, выходя к душе субъекта. В его концепции интуиция, познавая иррациональность и смутность душевной жизни, рационализирует ее и делает возможным ее осознание в виде психических состояний.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ИНТУИТИВИЗМ (от лат. intuitio - созерцание) - англ. intuitivism; нем. Intuitivismus. Направление в теории познания, толкующее интуицию как наиболее достоверный вид познания, охватывающий сущность явлений; возникает на рубеже XIX и XX вв., в качестве своеобразной реакции на сциентизм.
Современная западная философия
ИНТУИТИВИЗМ, - философско-методологическая установка, ставящая в центр непосредственное, «живое» отношение человека и мира, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект. Как особое философское направление И. представлен такими мыслителями, как <<Бергсон>>, Н.О. Лосский (1870-1965) и др. Понимание интуиции серьезно варьируется у представителей различных философских школ. Так, в учении Бергсона, более всех способствовавшего популярности И., исходное противопоставление интеллекта и интуиции призвано подчеркнуть примат жизни над косной материальностью. Интеллект противостоит интуиции, прежде всего, предметно: он знает только одну материю, потому что его метод работы - рядоположение, расчленение на элементы и установление внешних отношений между ними. Математический формализм Бергсон считает высшим проявлением интеллектуальной деятельности, механизм - общей формой предметности, открытой рациональному познанию. С его точки зрения, математическое естествознание порождено потребностями практической ориентации в мире и потому довольствуется относительностями, достаточными для этого целями. Познание же в собственном, «чистом» смысле слова предполагает незаинтересованное погружение в предмет, преодоление дистанции, которую субъект рационального знания заботливо удерживает по отношению к объекту своего исследования, и потому требует именно интуиции. Определение интуиции как симпатии показывает, что Бергсон в своем И. ориентирован на художественную модель познания в противоположность научной. Искусство порывает с миром внешнего, конвенционального символизма, прозревая подлинную суть вещей. То же самое делает и философия («метафизика»), которая интенсифицирует до предела познавательные возможности художественной интуиции и позволяет войти в соприкосновение с «абсолютными глубинами» мироздания. Это - знание-переживание, которое принципиально не может быть концептуализировано.
В отличие от Бергсона в своей трактовке интуиции <<Гуссерль>> отталкивается от картезианской модели математического знания. Для него она есть, прежде всего, «сущностное видение», «идеация», непосредственное созерцание общего, как, напр., в геометрии, когда перед нашим умственным взором возникает геометрическая фигура и нам важен только ее тип, а не размеры, способ начертания или к.-л. другие случайные эмпирические признаки ее появления в нашем сознании. Общую установку И. Гуссерль обобщил в виде так называемого «принципа всех принципов», согласно которому всякий вид интуиции образует законный источник познания; поэтому все, обнаруживающее себя посредством интуиции, должно приниматься так, как оно себя обнаруживает, и в тех пределах, в каких оно себя обнаруживает. Это установка на описание - в противоположность конструированию или дедукции из общих предпосылок. Но это - описание не эмпирических фактов, а «идеальных сущностей» - смыслов, непосредственно открывающихся философскому сознанию, концентрирующемуся на постижении сущности, «эйдоса», а не факта или соотношения фактов. Эта операция переключения внимания с факта на смысл получила название редукции. Поэтому редукция, по Гуссерлю, есть необходимое условие «идеации», т.е. интеллектуальной интуиции. <<Шелер>> распространил феноменологический И. на иные сферы, сформулировав положение об «эмоциональном априори», представляющем собой «интуицию ценностей», которая реализуется в актах любви и ненависти со всеми градациями этих чувств. Учение Шелера послужило одной из предпосылок <<экзистенциализма>>, в котором интуиция потеряла гносеологические характеристики и превратилась в особый способ бытия человека в мире.
М.А. Киссель
Философский словарь
1) идеалистическое течение, получившее большое распространение в буржуазной философии эпохи империализма. Рациональному познанию И. противопоставляет непосредственное “постижение” действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особая способность сознания, несводимая к чувственному опыту и дискурсивному, логическому мышлению. И. прямо смыкается с мистицизмом. Представители И. — Бергсон, Лосский и др.; 2) одно из направлений в буржуазной этике 20 в., положившее начало совр. формализму в этике. Идеи И. в этике впервые были сформулированы еще в 17 — 18 вв. кембриджской школой неоплатоников (Р. Прайс, Р. Кэдворт, С. Кларк) и развиты в 20 в. Муром и др. совр. буржуазными этиками. Осн. положение И. в этике состоит в том, что наиболее общие моральные понятия (Добро. Зло) имеют “уникальный” характер, не сводимый ни к каким иным качествам, что они неоспоримы, неопределимы, необъяснимы, “самоочевидны”, познаются чисто интуитивно и принимаются без доказательства. Эти идеи приводят интуитивистов к убеждению, что нормативная этика не может основывать свои выводы на данных др. наук, а составляет совершенно изолированную область знания или постулирования. Интуитивисты придерживаются взгляда, что осн. моральные представления носят внеисторический абсолютный характер.
Философский энциклопедический словарь 2
        идеалистич. течение в философии, усматривающее в интуиции единственно достоверное средство познания. Хотя интуитивистские тенденции присущи мн. философам и филос. направлениям прошлого, как специфич. течение И. возникает на рубеже 19—20 вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение рассудочного мышления и сциентизм. Будучи разновидностью иррационализма, И. противоположен диалектическому материализму.
        Для И. характерно противопоставление интуиции и интеллекта. Вместе с тем некоторые сторонники И. пытаются сочетать интеллектуальное познание с интуицией (рус. философы Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, франц. неотомисты Жильсон, Мари-тен и др., отчасти Гуссерль и феноменологич. школа — Шелер, Н. Гартман и др.). Бергсон противопоставляет интуицию дискурсивному, логич. мышлению, рациональному знанию, истолковывая её как непосредств. слияние субъекта с объектом, преодоление противоположности между ними. В биологич. вариантах философии жизни (напр., у Клагеса) И. сближается с инстинктом, дающим непосредств. знание предмета. Мотивы И. свойственны также представителям экзистенциализма (напр., Марсель), крьте стремятся выйти за пределы непосредств. чувств. опыта и предлагают философии опереться на опыт особого рода — духовный (в частности, религиозный, мистический) «опыт».
        см. также Интуиция.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИНТУИТИВИЗМ


будет выглядеть так: Что такое ИНТУИТИВИЗМ