Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИНТЕРЕС

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(от лат. interest — имеет значение, важно)
        социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредственными побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
         Французские материалисты 18 в. К. А. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро предпринимают, по выражению Г. В. Плеханова, первую грандиозную попытку объяснить общественную жизнь с помощью И. Интересы людей противопоставляются ими как божественному предопределению, так и случайным обстоятельствам исторического процесса. В И. они усматривают реальное основание нравственности, политики, общественного строя в целом. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако французские материалисты не вышли за рамки идеалистического понимания общественной жизни, поскольку социальный И. рассматривался ими как простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные И. они выводили из чувственной природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правят миром. Важную роль в развитии теории И. сыграл Г. Гегель, который, вслед за И. Кантом, подчёркивал несводимость И. к грубой чувственности, к естественной природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль» (Гегель, Соч., т. 8, М.—Л., 1935, с. 20). Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения» (там же, с. 27). И., по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеческих деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абсолютной идеей (См. Абсолютная идея), осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и И.
         Марксизм сохраняет все положительные моменты в толковании И., полученные в истории общественной мысли, подчёркивая вместе с тем объективные основания социального И. «Экономические отношения каждого данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 18, с. 271). Поскольку экономические отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые интересы оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии национальных, групповых и индивидуальных И. Социальные И. обусловлены экономическим положением тех или иных общественных групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакции, идеологии и т. п. В противоположность так называемому экономическому материализму, абсолютизирующему экономические интересы, марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономические потребности этого класса. В социальных И. закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей.
         Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания истории состоит в выяснении взаимозависимости между И. и идеологией. «”Идея” всегда посрамляла себя, как только она отделялась от ”интереса”» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 47).
         При решении вопроса о классификации И. выделяется несколько наиболее существенных оснований. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (национальные, государственные, партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможностям их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные), См. также Интересы экономические.
         А. Г. Здравомыслов.
         И. в психологии — отношение личности к предмету как к чему-то непосредственно для неё ценному, привлекательному. Содержание и характер И. человека связаны как со строением и динамикой его мотивов и потребностей, так и с характером тех культурных форм и средств предметного освоения действительности, которыми он владеет. Формирование мотивационной сферы в процессе развития ребёнка, а также усвоение, совершенствование и прогрессирующая Интериоризация приёмов и средств действия превращают первоначально безотчётные, непроизвольные и ситуативно-эпизодические И. ребёнка в И. сознательные, произвольные и устойчивые. По мере раскрытия предмета И. к нему может перерастать в самостоятельную потребность в нём (познавательную, эстетическую и т. д.). Проблема целенаправленного формирования И., ещё мало разработанная в современной психологии, имеет большое значение для практики обучения и воспитания.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч.,2 изд., т. 2; их же, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18; Ленин В. И., Карл Маркс, полн. собр. соч., 5 изд., т. 26; его же, Три источника и три составные части марксизма, там же, т. 23; Оранский С. А., Основные вопросы марксистской социологии, ч. 1, 3 изд., Л., 1931; Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии, 2 изд., М., 1946; Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социологической теории, Л., 1964; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1965; Айзикович А. С., Важная социологическая проблема, «Вопросы философии», 1965, №11; Глезерман Г. Е., Интерес как социологическая категория, «Вопросы философии», 1966, № 10; Божович Л. И., Личность и её формирование в детском возрасте, М., 1968; Кикнадзе Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1968; Князев Б. В., Куфтырев А. И., Фетисов А. С., О природе интереса как социального явления, «Вестник МГУ», 1968, № 4; Lewin К., Psychologische Situation bei Lohn und Strafe, Lpz., 1930; его же, A dynamic theory of personality, N.Y.,1935.
         А. А. Пузырей.
Современная Энциклопедия
ИНТЕРЕС (от латинского interest - имеет значение, важно), 1) в социологии, экономике - реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений (мотивов, идей и тому подобное) участвующих в них индивидов и социальных групп. 2) В психологии - отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.
Орфографический словарь Лопатина
интер`ес, интер`ес, -а
Словарь Даля
муж., ·*франц. польза, выгода, прибыль;
проценты, рост на деньги;
сочувствие в ком или чем, участие, забота.
Занимательность или значение, важность дела.
·*дон. земская повинность Интересный, корыстный;
занимательный, завлекательный, заманчивый или любопытный, возбуждающий участие; забавный. Интересность жен. свойство, принадлежность интересного, занимательность. Интересант муж. своекорыстный человек, оберегающий только свои выгоды. Интересовать кого, занимать, возбуждать участие, забавлять или завлекать. -ся, кем или чем; принимать участие в ком или чем.
Словарь Ожегова
ИНТЕР’ЕС, -а, муж.
1. Особое внимание к чему-н., желание вникнуть в суть, узнать, понять. Проявлять и. к делу. Утратить и. к собеседнику. Обострённый и. ко всему новому.
2. Занимательность, значительность. И. рассказа в его сюжете. Дело имеет общественный и.
3. мн. Нужды, потребности. Групповые интересы. Защищать свои интересы. Духовные интересы. Это не в наших интересах.
4. Выгода, корысть (разг.). У него здесь свой и. Играть на и. (на деньги; устар.).
• В интересах кого (чего), в знач. предлога с род. для пользы кого-чего-н., удовлетворяя потребность кого-чего-н. в чём-н. Действовать в интересах дела.
Словарь синонимов Абрамова
см. барыш || в интересах, нарушать чьи-л. интересы, остаться при пиковом интересе, соблюдать интерес(ы)
Словарь Ушакова
ИНТЕР’ЕС, интереса, ·муж. (от ·лат. interest - имеет чение).
1. только ед. Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-чему-нибудь значительному, важному, полезному или кажущемуся таким. Слушать без всякого интереса. Проявлять интерес к делу. Не без интереса отнестись к чему-нибудь. Это событие вызывает общий интерес.
Занимательность, увлекательность. Рассказ, полный глубокого интереса.
Важность, значение. Дело о растрате имеет общественный интерес.
2. Предмет, тема, приковывающая, возбуждающая внимание (·книж. ). Интересы дня.
3. *****
знаете, что я не льщусь на интересы.» Грибоедов. Деловой интерес. Страховой интерес.
Польза, смысл (·разг. ·фам. ). Нет никакого интереса ехать туда. Какой интерес смотреть скучную пьесу!
4. только мн. Выгоды, нужды. «Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.» Ленин. Защита государственных интересов. Ограждать чьи-нибудь интересы.
5. только мн. Стремления, потребности. Духовные интересы. Животные интересы.
• Играть на интерес (·разг. ·устар.) - играть в какую-нибудь игру на деньги.
Словарь эпитетов
1. Внимание, проявленное к кому-, чему-либо; заинтересованность.
Безудержный, большой, вечный, внешний, временный, всепоглощающий, выстраданный, глубокий, горячий, громадный, грошовый, длительный, долговременный, естественный, жадный, жгучий, живой, животрепещущий, захватывающий, колоссальный, концентрированный, копеечный, легкий, лихорадочный, напряженный, настороженный, незатухающий, нездоровый, неизменный, неистовый, неистребимый, ненасытный, необыкновенный, неослабевающий, неослабный, непреходящий, нескрываемый, неутоленный, огромный, острый, откровенный, поверхностный, повышенный, подчеркнутый, постоянный, преувеличенный, пристальный, прохладный, пустой, пытливый, разносторонний (обычно мн.), сконцентрированный, слабый, сугубый, сфокусированный, тонкий, увядший, узкий, усиленный, целенаправленный, широкий (обычно мн.), шумный, явный, явственный, яростный. Густой, пожирающий, саркастический, трегубый.
2. Расчет, выгода.
Вещественный, грошовый, грубый, дешевый, животный, имущественный, корыстный, личный, материальный, мелкий, мелочный, меркантильный, низкий, низменный, ничтожный, своекорыстный, торгашеский, тряпичный (разг.), тщеславный, узковедомственный, узкоэгоистический, утробный, хищнический, хищный, чревный (устар.), шкурнический (простореч.), шкурный (простореч.), эгоистический, эгоистичный.
3. Запросы, потребности (обычно во мн. числе).
Важный, великий, государственный, долговременный, духовный, жизненный, казенный (устар.), коренной, научный, общечеловеческий, умственный.
Толковый словарь Ефремовой
[интерес]
м.
1)
а) Внимание, возбуждаемое по отношению к кому-л., чему-л. важному, полезному.
б) Занимательность, увлекательность.
в) Важность, значение.
2) Предмет, тема, приковывавшие внимание.
3)
а) разг. Прибыль, выгода.
б) Польза, смысл.
в) Желание.
Этимологический словарь Крылова
Это слово заимствовано из немецкого, где Interesse ("интерес") восходит к латинскому глаголу interesse – "иметь значение".
Большой психологический словарь
(англ. interest) — потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично — как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.
И. классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. (А. Б. Орлов.)
Добавление ред.: А. Ребер в своем «Словаре психологии» (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову «И.», которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение.
Некоторые авторы трактуют И. как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций, имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение. И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности.
Л. С. Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: «И. предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе». И. — это «высшие культурные потребности», являющиеся движущими силами поведения. В «Психологическом словаре» (1931) Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского И. определяется как «эмоционально окрашенная установка, направленность на к.-л. деятельность или на к.-л. объект, вызванная положительным отношением к предмету».
Само слово «И.», хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин, означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)
Краткий психологический словарь
— форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Субъективно И. обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту И. Удовлетворение И. не ведет к его угасанию, а вызывает новые И., отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности. И. в динамике своего развития может превращаться в склонность как проявлении потребности в осуществлении деятельности, вызывающей И. Различают непосредственный И., вызываемый привлекательностью объекта, и опосредствованный И. к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость И. выражается в длительности его сохранения и в его интенсивности. Об устойчивости И. свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе И. не вызывает, но выполнение которой является условием осуществления интересующей человека деятельности. Оценка широты или узости И. в конечном счете определяется его содержательностью и значимостью для личности.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от лат. interest - важно.
Категория.
Субъективная представленность элементов мотивационно-потребностной сферы.
Специфика.
Форма побуждения к активности со стороны функциональных мотивов, удовлетворение которых связано не с результатом, а с процессом деятельности, ориентированной на окружающий мир. Среди других видов функциональных мотивов (на основе потребностей в игре, в общении, в творчестве) особое место занимают познавательные мотивы. Сопровождается специфической эмоцией захваченности, зачарованности, которая презентирует индивиду предметы, с которыми оказываются связаны его предметно-функциональные потребности, субъективная приятность которой является фактором постоянного воспроизведения соответствующей деятельности.
Исследования.
В лабораторно-экспериментальных исследованиях интерес рассматривается как проявление ориентировочной деятельности, направленной на адаптацию к многозначности окружающего мира и связанной с чувством удовлетворения при оптимальном уровне стимуляции (Д.Е.Берлайн, Д.О.Хебб). При таком, получившим обозначение "экологического", подходе, определяются внешние условия интереса (новизна, сложность), но теряется возможность рассматривать индивидуальную специфичность интересов, их ориентацию на разные предметы. В большей степени эта возможность реализуется при опоре на анализ онтогенетического развития. Так, при анализе проблемы интересов в рамках возрастной и педагогической психологии (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский), были выявлены основные закономерности и этапы формирования интересов при освоении культуры, их роль в продуктивной деятельности и стимулирующее влияние на внимание, память, мыслительные процессы, самореализацию личности.
Частные интересы интегрируются в интересе к жизни, противоположном психологической апатии, который характеризует уровень психологического здоровья индивида и выражает собой широту и глубину его предметных интересов, легкость их возникновения, устойчивость в неблагоприятных условиях. Интерес к жизни является достаточно независимым от жизненной активности, другого признака психологического здоровья, основанного, в значительной степени, на мотивации достижения.
Словарь практического психолога
— форма проявления потребности познавательной, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности. Субъективно обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, во внимании к объекту интереса. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню деятельности познавательной. Интерес в динамике развития может превратиться в склонность как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес. Различаются интерес непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта, и интерес опосредованный к объекту как средству достижения целей деятельности. Устойчивость интереса выражается в длительности его сохранения и его интенсивности. Об устойчивости интереса свидетельствует преодоление трудностей в осуществлении деятельности, коя сама по себе интереса не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности. Оценка широты или узости интереса определяется его содержательностью и значимостью для личности.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ИНТЕРЕС (от лат. interest - иметь значение, важно) - англ. interest; нем. Interesse. 1. Направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей индивида. 2. Реальная причина деятельности соц. субъектов, направленной на удовлетворение определенных потребностей, лежащая в основе непосредственных побуждений, мотивов, идей и т. п., определяющаяся положением и ролью этих субъектов в системе обществ, отношений.
Философский словарь
(лат. interest — иметь значение) — причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, профессиональной группы), определяющая их социальное поведение. И. той или иной социальной общности ближайшим образом обусловливается ее положением в об-ве, что в свою очередь зависит от экономических отношений. “Экономические отношения каждого данного общества, — писал Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы” (Т. 18. С. 271). В отличие от потребности И. направлен не столько на предмет удовлетворения, сколько на те социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в об-ве, от к-рых зависит распределение предметов, ценностей, благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей. В И. постоянно присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Он лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Именно этим объясняется та действенность и мощь, к-рая заключается в реальных жизненных И. Отражая социальное положение индивидов и социальных групп, они выполняют роль важнейших побудительных стимулов действия и движущих сил исторического процесса. И. обладает сложной внутренней структурой; объективная сторона его состоит в тех связях, к-рые в нем выражены, в социальном положении любого действующего субъекта; субъективная — раскрывается во всей совокупности идеальных побуждений деятельности, в восприятии собственного социального положения. В социальных И. закрепляется отношение класса или социальной группы ко всей совокупности общественно-политических институтов, материальных и духовных ценностей. Один из наиболее существенных моментов материалистического понимания истории состоит в выявлении взаимосвязи между И. и идеологией. “Идея”, — писал Маркс, — неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от “интереса” (Т. 2. С. 89^. Ленин подчеркивал, что “люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов” (C. 23. С. 47). При решении вопроса о классификации И. выделяется несколько наиболее существенных оснований. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по своей направленности (экономические, политические, духовные), по характеру субъекта (классовые, национальные), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможности их осуществления (реальные и мнимые), по отношению к объективной тенденции общественного развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
Философский энциклопедический словарь
ИНТЕРЕС (от лат. – участвовать) пай, доля, привлечение к чему-либо, участие в чем-либо, склонность к чему-либо («проявлять интерес»); ценность и значение, придаваемые нами вещи, которая соответственно этому занимает наши мысли и чувства; с материальной точки зрения также польза, выгода, корысть («иметь свой интерес»). Того, у кого есть интерес к чему-либо, называют заинтересованным; того же, кто постоянно преследует определенные интересы или кому делается некоторое предложение в расчете на успех, называют интересантом. Интересное – то, что возбуждает и удерживает наше внимание (см. также WESEN), потому что оно имеет позитивное или негативное значение для наших практических или теоретических потребностей. В зависимости от предмета интереса говорят о материальных и духовных, о научных и художественных, о всеобщих и частных интересах. «Благоразумным интересом» называет Гельвеции связь бескорыстия с собственной пользой. С политической, особенно внешнеполитической точки зрения интерес означает известные притязания государства за пределами своих границ.
Философский энциклопедический словарь 2
        (от лат. interest — имеет значение, важно) социальный, реальная причина социальных действий, событий, свершений, стоящая за непосредств. побуждениями — мотивами, помыслами, идеями и т. д. — участвующих в этих действиях индивидов, социальных групп, классов.
        Франц. материалисты 18 в. Гельвеции, Гольбах, Дидро предпринимают, по выражению Г. В, Плеханова, первую попытку объяснить обществ. жизнь с помощью И. Интересы людей противопоставляются ими как божеств. предопределению, так и случайным обстоятельствам историч. процесса. В И. они усматривают реальное основание нравственности, политики, обществ. строя в целом. «Если физический мир подчинен закону движения, то мир духовный не менее подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета» (Гельвеций К. А., Об уме, М., 1938, с. 34). Однако франц. материалисты не вышли за рамки идеалистич. понимания обществ. жизни, поскольку социальный И. рассматривался ими как простая сумма индивидуальных И. Сами же индивидуальные И. они выводили из чувств. природы человека, остающейся в целом неизменной. Отсюда тезис Гельвеция о том, что голод и любовь правит миром. Важную роль в развитии теории И. сыграл Гегель, который, вслед за Кантом, подчёркивал несводимость И. к грубой чувственности, к естеств. природе человека. «Ближайшее рассмотрение истории убеждает нас в том, что действия людей вытекают из их потребностей, их страстей, их интересов... и лишь они играют главную роль» (Гегель, Соч., т. 8, М.—Л., 1935, с. 20). Люди «добиваются удовлетворения своих интересов, но благодаря этому осуществляется еще и нечто дальнейшее, нечто такое, что скрыто содержится в них, но не сознавалось ими и не входило в их намерения» (там же, с. 27). И., по Гегелю, есть нечто большее, чем содержание намерения и сознания, и этот «остаток», проявляющийся в конечных результатах человеч. деяний, связан у него с хитростью мирового разума, с абс. идеей, осуществляющей себя в истории через бесконечное многообразие потребностей и И.
        Марксизм сохраняет все положит. моменты и толкования И., полученные в истории обществ. мысли, подчёркивая вместе с тем объективные основания социального И. «Экономические отношения каждого данного общества, — писал Ф. Энгельс, — проявляются прежде всего как интересы» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 271). Поскольку экономич. отношения порождают разделение общества на классы, постольку классовые И. оказываются наиболее существенными, глубокими, определяющими во всём многообразии нац., групповых и индивидуальных И. Социальные И. обусловлены экономич. положением тех или иных обществ. групп; вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют помимо того или иного их выражения в виде настроений, взглядов, эмоциональных реакций, идеологии и т. п. В противоположность т. н. экономич. материализму, абсолютизирующему экономич. И., марксизм-ленинизм исходит из того, что содержание коренных классовых И. гораздо шире, нежели экономич. потребности этого класса. В социальных И. закрепляется отношение данного класса или социальной группы ко всей совокупности обществ.-политич. институтов, материальных и духовных ценностей.
        Один из наиболее существ. моментов материалистич. понимания истории состоит в выявлении взаимозависимости между И. и идеологией. «„Идея" неизменно посрамляла себя, как только она отделялась от "и н-т е p е с а"» (Маркс К. и Энгельс Ф., там же, т. 2, с. 89). В. И. Ленин писал, что «люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов» (ПСС, т. 23, с. 47).
        При решении вопроса о классификации И. выделяется неск. наиболее существ. оснований. И. различаются по степени общности (индивидуальные, групповые, общественные), по сфере направленности (экономич., политич., духовные), но характеру субъекта (нац., гос., партийные и т. д.), по степени осознанности (действующие стихийно и на основе разработанной программы), по возможности их осуществления (реальные и мнимые), но отношению к объективной тенденции обществ. развития (прогрессивные, реакционные, консервативные).
        Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство..., Соч., т. 2; их же, Нем. идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., К жилищному вопросу, там же, т. 18; Ленин В. И., Карл Маркс, ПСС, т. 26; его же, Три источника и три составные части марксизма, там же, т. 23; Оранский С. А., Осн. вопросы марксистской социологии, т. 1, Л., 1931s; Здравомыс-лов А. Г., Проблема И. в социологич. теории, Л., 1964; его же, В.И.Ленин и проблема И. в социологич. теории, и кн.: Ленин и социология, в. 1, М., 1970; К и к н а д я е Д. А., Потребности, поведение, воспитание, М., 1ЯВ8; Interesse und Gesellschaft, Munch., 1977; L i с k J., Needs, interests, actions, в кн.: Hungarian society and marxist sociology in the nincteen-seventies, Btlpst, 1978.
        ?. Г. Здравомыслов.
Рус. арго (Елистратов)
см.:
спортивный
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИНТЕРЕС


будет выглядеть так: Что такое ИНТЕРЕС