ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ |
Большой психологический словарь |
(англ. implicit personality theory) — житейские, обыденные, ходячие представления о взаимосвязях между свойствами и чертами личности (напр., «если ревнует, то любит»; «полные люди — добряки»). Подобные представления необязательно должны быть осознанными; атрибут «имплицитный» указывает как раз на то, что они могут функционировать на уровне неосознаваемых, интуитивных установок (ожиданий). Этот термин ввели Дж. Брунер и Р. Тагиури (Bruner J. S., Tagiuri R., 1954). (Б. М.) |
Краткий психологический словарь |
(«наивная концепция личности», «теория личности здравого смысла») —
1) в широком смысле слова — совокупность неявных представлений человека или группы людей о структуре и механизмах функционирования личностных образований;
2) в узком смысле слова — неявные представления о связях между личностными чертами (см. черты личности).
И. т. л. позволяет сформировать целостное впечатление о другом человеке на основании частичной, иногда отрывочной информации о его личностных особенностях. И. т. л. описывает такие свойства личностных черт, как иерархичность (центральность), оценочность, дифференцированность ( «когнитивная сложность» ), степень реалистичности (адекватности), устойчивость. Особое влияние на развитие проблематики И. т. л. оказала теория личностных конструктов Дж. Келли (см. личностный конструкт). |
Психологический словарь (И.М.Кондаков) |
Этимология.
Происходит от англ imрlicit - невыраженный и греч. theoria - исследование.
Авторы.
Дж.Брунер и Р.Тагиури (1954 г.).
Категория.
Представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни.
Специфика.
Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении), не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. |
|
|