Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИММЕРМАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Immermann)
        Карл Лебрехт (24.4.1796, Магдебург, — 25.8.1840, Дюссельдорф), немецкий писатель, драматург, театральный деятель. По образованию юрист. В 1822 выступил как поэт и драматург. В 1832 организовал театр в Дюссельдорфе (работал до 1837), в котором ставились лучшие произведения мировой и национальной драматургии. И. стремился создать актёрский ансамбль, утверждал значение режиссёра как идейного и художественного истолкователя пьесы, уделял большое внимание массовым сценам. Он выработал «Правила», в которых определил обязанности актёров. И. — автор исследований о театре. Его литературные произведения — сборник «Стихи» (1822), трагедия «Карденио и Целинда» (1826), драматическая трилогия из русской истории «Алексей» (1833), роман «Эпигоны» (1836), где изображена гибель дворянских имений под действием капитализма. Роман «Мюнхгаузен» (1838, рус. пер. т. 1—2, 1931—1932) — острая сатира на немецкий абсолютизм и дворянство. В образе барона Мюнхгаузена, которого изобразил ещё Р. Э. Распе, И. создал современный ему тип ничтожного немецкого дворянина, хвастающегося фантастическими «подвигами» на охоте и на войне. Перу И. принадлежат также «Воспоминания» (1840—43). Литературное творчество И. носит переходный характер от романтизма к критическому реализму.
        
         Соч.: Werke, Bd 1—20, В., [1883]; Werke, Bd 1—5, Lpz., 1906.
        
         Лит.: Энгельс Ф., «Воспоминания» Иммермана, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 2, М., 1967; История немецкой литературы, т. 3, М., 1966; Linzer М., Die Dusseldorfer Muster-buhne. Karl Immermanns theatralische Sendung, [Heidenau/Sa, 1955]; Wiese В. von, K. Immermann. Sein Werk und sein Leben, [Bad Homburg u. a., 1969].
         И. Я. Новодворская, А. В. Михайлов.
Литературная энциклопедия
Карл Лебрехт [Karl Lebrecht Immermann, 1796—1840] — немецкий писатель. Р. в семье прусского чиновника в Магдебурге, принимал участие в так наз. освободительной войне 1813, получил юридическое образование, с 1817 — на государственной службе. Первые стихи И. («Gedichte», 1822) и ранние трагедии («Cardenio und Celinde»,
465 1826, и др.) написаны в духе позднего романтизма; затем И. переходит к исторической драме («Kaiser Friedrich der II», 1828; трилогия «Alexis», 1832, посвящена конфликту между Петром Великим и Алексеем), выдвигая сильную личность как носителя и символ движущих исторических сил. В своей новелле «Der Karneval und die Somnambule» (Карнавал и сомнамбула, 1829) он сатирически изобразил излюбленный романтиками сомнамбулизм и месмеризм, в «Tulifantchen» [1830] и ряде комедий он дал пародию на романтизм и эпигонскую классику (Платен), в своей драме (скорее романтической сказке) «Merlin» [1813] пытается вернуться к романтизму и выразить в ней «раздвоенность и страданье всего человечества». И. является создателем и руководителем знаменитого театра в Дюссельдорфе [1835—1838], где работал и известный драматург Граббе (см.). И. открыл отделение этого театра и в Эльберфельд-Бармене, где сблизился с кружком рейнских («воинствующих») романтиков, руководимым Фрейлигратом: эту молодежь И. восхищал своими постановками Байрона и молодого Шиллера (кружок состоял почти исключительно из политических поэтов, в том числе Верта, молодого Энгельса и мн. др.). В это время — в период бурного развития промышленности в Рейнской провинции — И. пишет свои лучшие романы: «Эпигоны» (Die Epigonen, 1836) и «Мюнхгаузен» (Munchhausen, 1835—1839), в которых изображена борьба между феодализмом и промышленным строем (Меринг). В «Эпигонах», наиболее значительном своем произведении, сделавшем И. одним из зачинателей основной лит-ой формы раннего немецкого реализма — так. наз. «Zeitroman», большого социально-бытового романа современности, — он с грустью указывает на победу буржуазии над дворянством: изящный дворец уступает место фабрике, деревенская идиллия разрушается «торжеством жестокого талера». Симпатии И. на стороне погибающих дворян. В «Эпигонах» кающийся племянник фабриканта разрушает фабрику, становится мелким помещиком-хуторянином, а большую часть своей земли раздает крестьянам. В еще более мрачных тонах И. изображает победоносное шествие капитализма и гибель дворянства в «Мюнхгаузене»: это — ломка всех старых устоев, быта и нравов. Если дворянский мир гибнет, а новое буржуазное общество состоит из мошенников, то И. знает только один выход: от дворянства и буржуазии к крестьянству, от романтизма к народничеству (Фриче). «Мюнхгаузен» — это сатира не только на капитализм, но и на всю буржуазную культуру: на гегельянство, либерализм и т. д. В роман вставлена повесть «Oberhof» (русск. перев. — «Старостин двор»), где изображены в идеализированном виде вестфальские крестьяне-хуторяне. И. принадлежит к той части раздвоенной немецкой интеллигенции 20—30-х годов,
466 к-рой пришлось пережить эпоху крушения феодализма под напором капитализма и первые выступления революционной интеллигенции и рабочих. Но выход из тупика И. видел только в консервативном народничестве, в идеализации нетронутого «веком демократии» крепкого крестьянина. Эти тенденции И. не являются обособленными: в той же Рейнской провинции в это же время поэтесса А. фон Дросте-Гюльсгоф противопоставляла растущему промышленному городу дворянскую усадьбу; И. П. Гебель идеализировал в своей поэзии крестьянский консервативный быт, а более демократический Б. Ауэрбах изображал в назидание развращенному городу неиспорченную массу вообще. Творчество И. своеобразно выразило как народничество кающегося дворянства, так и народничество кулацкое (Фриче); оно существенно отличается от народничества мелкой буржуазной интеллигенции 40-х гг., получившего название «истинного социализма». Библиография: Samtliche Werke, hrsg. von K. Boxberger, 20 Bde, 1883; Werke, 4 Bde, Kurschners deutsche Nationalliteratur, hrsg. von Max Koch, 1887; Werke, 5 Bde, hrsg. von Harry Maync, 1906; Werke, 3 Bde, hrsg. von Werner Deetjen, 1908. На русск. яз. перев. повесть «Старостин двор» (Der Oberhof), M., 1882. II. Фриче В., Очерк развития зап.-евр. литературы; Маркс и Энгельс, Сочин., т. II, 1929; Maync Harry, Immermann. Der Mann und sein Werk im Rahmen der Zeit- und Literaturgeschichte, 1921; Brecht W., Heine, Platen, Immermann, 1925; Risse Jose, K. L. Immermann, 1926. Л. Э.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИММЕРМАН


будет выглядеть так: Что такое ИММЕРМАН