|
|
|
|
|
ИДЕНТИФИКАЦИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от позднелат. identifico — отождествляю)
признание тождественности, отождествление объектов, опознание.
В криминалистике процесс установления тождества конкретного объекта или личности по совокупности общих и частных признаков путём сравнительного их исследования в целях получения судебных доказательств (См. Доказательства). В зависимости от субъекта, объекта и способов И. различают следственную, уголовно-регистрационную и экспертную И.
В следственной, экспертной и судебной практике важное значение имеют приёмы И. личности по почерку (см. Почерковедение судебное), по чертам внешности, по следам рук, ног, зубов (см. Трассология (См. Трасология)); отождествление печатей, штампов, пишущих машин по их оттискам; оружия по стреляным пулям и гильзам (см. Баллистика судебная); обуви по её следам; инструментов и орудий взлома — по следам взлома; транспортных средств — по следам протектора, колёс; целого — по совмещению его частей (например, частей разбитой автомобильной фары, разорванного документа и др.).
Итоги криминалистической И. должны быть выражены в процессуальных актах, в противном случае они не будут иметь доказательственного значения. Такими актами являются предъявление для опознания (См. Опознание) и экспертиза (см. также Криминалистика, Экспертиза судебная).
Лит.: Терзиев Н. В., Идентификация и определение родовой (групповой) принадлежности, М., 1961: Белкин Р. С., Винберг А. И., Криминалистика и доказывание, М., 1969; Колдин В. Я., Идентификация и её роль в установлении истины по уголовным делам, М., 1969.
А. И. Винберг.
В психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности (См. Личность) с другим человеком, группой, образцом; формирование и обнаружение собственной идентичности (индивидуальности). Первоначально термин «И.» был введён З. Фрейдом. В психоаналитической литературе в качестве моделей И. обычно фигурирует И. ребёнка с родителем того или другого пола. В социологической и социально-психологической литературе термин приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражательное поведение, а с другой — особенно в исследованиях личности — эмоциональное слияние с объектом, глубокую интериоризацию (См. Интериоризация) (освоение) нормы или образца.
И. широко применяется в математике, технике и др., например в алгоритмических языках используют символы-идентификаторы операций, в кассовых автоматах осуществляется И. монет по их массе и форме и др. К основным задачам И. относятся: распознавание образов, образование аналогий, обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и др. И. устанавливает соответствие распознаваемого предмета своему образу — предмету, называемому идентификатором. Идентификаторы, как правило, являются знаками взаимосоответствующих предметов; идентичные предметы считают равнозначными, то есть имеющими одинаковый смысл и значение.
Лит.: Зиновьев А. А., Основы логической теории научных знаний, М., 1967; Бонгард М. М., Проблемы узнавания, М., 1967.
В химии определение состава и строения неизвестного соединения путём сопоставления результатов анализа, а также физических и химических свойств этого соединения с соответствующими характеристиками известного. По тождественности всех показателей устанавливают идентичность исследуемого неизвестного соединения известному.
Лит.: Вайбель С., Идентификация органических соединений, пер, с англ., М., 1957; Юинг Г. В., Инструментальные методы химического анализа, пер. с англ., М., 1963.
|
Современная Энциклопедия |
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (на средневековой латыни identifico - отождествляю), уподобление, опознание объектов, личностей в процессе сравнения, сопоставления. В психологии и социологии применяется для классификации, анализа знаковых систем, распознавания образов и др. Идентификация обозначает также самоотождествление личности с другим человеком, социальной группой или образцом. В криминалистике метод идентификации используется во всех видах экспертиз, проводимых в ходе расследования конкретных судебных дел. |
Медицинская энциклопедия |
(лат. indentifico отождествлять)
1) в кибернетике — построение математической модели какой-либо системы по данным ее функционирования; методы И. применяются, например, при автоматическом анализе электрокардиограмм;
2) в психиатрии — подсознательный процесс отождествления собственной личности больного с другой, главным образом с личностью одного из родителей; термин используется в основном в психоанализе. |
Идеографический словарь |
^ определение (неявного)
^ объект, посредством, признак
идентификация - определение объекта по его признакам.
узнавание - восстановление в памяти информации о знакомом объекте.
узнать кого - идентифицировать знакомый объект (я его сразу не узнал).
различить. разобрать (в темноте ничего нельзя было #).
распознование. распознать(# фальш).
угадать. признать.
опознание. опознать. опознавательный.
установить личность.
определитель (# растений).
определить.
диагноз - идентификация расстройства.
диагностика - определение причины ненормального течения процесса по различным признакам.
диагност. диагносцировать - ставить диагноз. диагностировать.
квалификация (# преступления).
квалифицировать.
подходить под определение.
v индикатор. лакмус.
дактилоскопия.
признак, название, восприятие, путать, -ся, диагностическое обследование
см. догадаться |
Орфографический словарь Лопатина |
идентифик`ация, идентифик`ация, -и |
Словарь Ушакова |
ИДЕНТИФИК’АЦИЯ [дэ], идентификации, мн. нет, ·жен. (научн.). Действие по гл. идентифицировать. |
Толковый словарь Ефремовой |
[идентификация]
ж.
То же, что: идентифицирование. |
Большой психологический словарь |
(от лат. identificare — отождествлять).
1. Ситуативное уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр., родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. с раннего детства у ребенка начинают формироваться многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации. Ситуативная И. часто имеет место во время детской ролевой игры.
2. Устойчивое отождествление себя со значимым др., стремление быть похожим на него. Различают первичную и вторичную И. Первичная И. — это И. ребенка (младенца) сначала с матерью, затем с родителем, пол которого ребенок признает своим (половая И.). Вторичная И. — это И. в более позднем возрасте с людьми, не являющимися родителями.
3. Отождествление себя с персонажем художественного произведения, благодаря чему происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание (см. Эмпатия).
4. Механизм психологической защиты, заключающейся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу. (См. Защита психологическая, Комплекс Эдипа).
5. И. групповая — устойчивое отождествление себя с к.-л. (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей (см. Социальная идентичность, Ценностные ориентации), осознание себя членом этой группы или общности. Син. автоидентификация, самоидентификация.
6. В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание к.-л. объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. См. Идентификация (перцептивная). (Д. А. Леонтьев.) |
Краткий психологический словарь |
—
1) Уподобление (как правило, неосознанное) себя значимому другому (напр. родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма И. начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, полоролевая идентичность и ценностные ориентации.
2) Отождествление себя с персонажами художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетическое переживание.
3) Механизм защиты психологической, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.
4) Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств.
5) И. групповая — отождествление себя с какой-либо (большой или малой) социальной группой или общностью, принятие ее целей и ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.
6) В инженерной и юридической психологии — распознавание, опознание к.-л. объектов (в т. ч. людей), отнесение их к определенному классу либо узнавание на основании известных признаков. |
Психологический словарь (И.М.Кондаков) |
Этимология.
Происходит от лат. identificare - отождествлять.
Категория.
Форма психологической защиты.
Специфика.
Характеризуется тем, что при ее реализации происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает. |
Словарь практического психолога |
— это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности — в психологии социальной. Идентификация рассматривается как важнейший механизм социализации, проявляющийся в принятии индивидом роли социальной при вхождении в группу, в осознании им групповой принадлежности, формировании установок социальных и пр. Современное понимание идентификации охватывает несколько пересекающихся областей психической реальности.
1. Преимущественное понимание — как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом (см. <<интроекция>>) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образцов. Уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. Открытое подражание как следование образцу особенно ярко выступает в дошкольном детстве.
2. Опознание чего-либо или кого-либо. В этом значении термин используется в психологии общей и в психологии инженерной и юридической, где понимается как процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании некоего признака или свойства, в результате чего устанавливается их сходство или различие. Благодаря идентификации происходит распознание образов, образование обобщений и их классификация, анализ знаковых систем и пр. Когда объект идентификации — человек, она выступает как процесс опознания того качества, на основании коего можно:
1) отнести личность к некоему классу или типу — например, идентификация преступника;
2) признать личность целостной и идентичной самой себе.
3. Представление, видение субъектом другого человека как продолжения себя самого (см. <<проекция>>); наделение его своими чертами, чувствами, желаниями, — например, родители, ожидающие от ребенка осуществления собственных честолюбивых замыслов.
4. Понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним. Здесь идентификация есть эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим — субъектом, группой, образцом; механизм постановки себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого индивида и приводит к усвоению его смыслов личностных. Это позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает взаимопонимание и вызывает содействующее поведение. Как механизм взаимопонимания — это способ понимания другого через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта. В психоанализе идентификация понимается как бессознательное отождествление, уподобление себя другой личности, вследствие чего появляется подражание в поведении и пр. Это понятие было введено З. Фрейдом, сначала — для интерпретации явлений патологической депрессии, позднее для анализа сновидений и некоих процессов, посредством коих маленький ребенок усваивает образцы поведения других значимых, формирует «сверх-Я», принимает женскую или мужскую роль и пр. Идентификация — противоположность нарциссизму и играет огромную роль в поведении и психической жизни. Ее психологический смысл — в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее появление эмоциональной привязанности к другому человеку. Идентификация — это форма защиты психологической, характерная тем, что при ее действии происходит бессознательное уподобление индивида тому объекту, который ему угрожает: защита от объекта, вызывающего страх, путем уподобления ему. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом (комплекс Эдипа). При расширительном толковании — неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности. Идентификация может происходить с любым объектом — человеком, животным, предметом, идеей и пр. Механизм идентификации обеспечивает взаимную связь индивидов в социальной группе, создает аффективную общность как особое вживание, в чувствование, обретая в некоих случаях свойство «психической инфекции», столь характерной для толпы. Фрейд выделил несколько типов идентификации. В младенчестве возникает идентификация первичная — примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери. Впоследствии .эта «тотальная захваченность объектом» уступает место идентификации вторичной, играющей роль механизма защитного (см. <<защищенность психологическая>>), благодаря коему ребенок справляется с беспокойством, вызванным угрожающим авторитетом, путем включения некоих аспектов его поведения в собственные действия. Эта форма идентификации — предистория комплекса Эдипа, когда маленький мальчик во всем хочет занять место отца и, боясь его наказания, копирует некие особенности его поведения. Эта парциальная идентификация амбивалентна и может проявляться в отношении как любимого лица, так и лиц ненавистных или вызывающих зависть. Особое значение этот тип идентификации обретает при усвоении ребенком запретов родителей, при формировании у него устойчивости к искушениям, при развитии совести. Идентификация помогает ребенку справиться с комплексом Эдипа. Это происходит к пяти-шести годам: ребенок как бы решает проблему, идентифицируясь с родителем своего пола. Т.е., не будучи в состоянии изменить ситуацию, вызвавшую зарождение комплекса Эдипа, и реализовать нелюбовь к отцу, мальчик старается принять его позицию и стать похожим на него. Применительно взрослого субъекта идентификация связывается с симптомом невротическим, при коем у субъекта — из-за желания оказаться в положении объекта — возникают болезненные явления, характерные для последнего. Для неортодоксального психоанализа (А. Фрейд, Д. Рапопорт) понятие идентификации стало центральным механизмом формирования способности Я-субъекта к саморазвитию. При этом между субъектом и отражаемым объектом происходит установление определенной эмоциональной связи, содержанием коей является переживание своей тождественности с объектом. |
Социологический Энциклопедичечкий Словарь |
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. identifi-со - отождествляю) - англ. identification; нем. Identifizierung. 1. Установление тождественности объектов на основании тех или иных признаков. 2. В соц. психологии - процесс отождествления индивида с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, соц. установок и ролей. 3. По 3. Фрейду - психол. процесс, в ходе к-рого индивид ассимилирует к.-л. аспект, свойство или атрибут другого, в результате чего происходит частичная или полная трансформация его личности по образу и подобию другого. 4. В теории информации - этап обработки информации, связанный с выявлением смыслового содержания сигнала и установлением его тождества с реальным объектом. см. КИБЕРНЕТИКА. |
Новый философский словарь |
(позднелат. identifico - отождествляю)
1) осознание, распознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом значении термин И. используется в психологии познавательных процессов, моделировании искусственного интеллекта, юридической психологии и т.п. При этом главное внимание обращается на процесс сопоставления, сличения определенных признаков, свойств объектов и установления принадлежности их к одному классу или различным классам, т.е. определению их сходства или несходства, различия. В моделировании мыслительных операций на ЭВМ и в моделировании искусственного интеллекта И. характеризует процесс анализа знаковых систем, их классификацию, распознание образов. В социологической и социально-психологической литературе термин И. используется преимущественно во втором значении и выражает отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей, эмоциональных переживаний, структуры и направленности внутреннего мира. И. означает также способность сохранения человеком на протяжении всей жизни единства своего "Я", своей "самости", ощущения пространственно-временных границ своей телесной организации как единого целого. И. также рассматривается и как психологический механизм преодоления человеком своего одиночества, способность проецировать свой внутренний мир на других людей, видеть другого человека как продолжение самого себя, своего "Я", переносить мир других людей в свой внутренний мир, перевоплощаться в них. Термин И. был введен в психологию Фрейдом. В психоанализе И. характеризует: а) самую первоначальную форму эмоциональной связи с объектом по типу уподобления (сына - отцу, дочери - матери); интроекцию объекта в "Я", замещение, копирование и отождествление "Я" с объектом на сексуальной почве; перенесение индивидом себя в пространство и время другого субъекта как в нормальных, так и в патогенных ситуациях.
Е.В. Петушкова |
Философский словарь |
(лат.identificare — отождествлять) — установление на основании определенных признаков тождества различных объектов. |
Философский энциклопедический словарь |
ИДЕНТИФИКАЦИЯ (от лат. idem тот же самый и facere – делать) – уподобление. Психология исследует «самоидентификацию» танца (как элемент культа) с демоном или животным, маска или регалии которого используются в танце, а также идентификацию, стремление первобытных людей уподобиться тотему своего рода. Подобно этому (как предпосылка чувства растроганности) существует идентификация актера с изображаемым им лицом, идентификация зрителя с героем драмы, фильма, идентификация читателя с персонажем романа, зрителя – с тем, что изображено на картине, со скульптурой и т. д. Условием всякой идентификации является то, что сущность вещи, лица и т. д. резко выражена и живо схватывается. Идентифицировать – отождествлять. |
Философский энциклопедический словарь 2 |
(от позднелат. identif'ico — отождествляю) в психологии и социологии, процесс эмоционального и иного самоотождествления индивида с др. человеком, группой, образцом. Термин введён Фрейдом. В психоаналитич. литературе в качестве моделей И. обычно фигурирует И. ребёнка с родителем того или др. пола. В социологич. и социально-психоло-гич. литературе термин приобрёл более широкое значение, обозначая, с одной стороны, имитацию, подражат. поведение, а с другой — особенно в исследованиях личности — эмоциональное слияние с объектом. ИДЕОГРАФИЯ (от идея и греч. — пишу), способ однозначной записи понятий и их связей с помощью знаков. Идея И. восходит к Луллию и «Characteristica universalis» Лейбница. Широко использовалась Фреге.
С т я ж к и н ?. И., Формирование матем. логики, М., 1967 с. 429—31. |
Большой юридический словарь |
в криминалистике опознание лица или вещи на основании неизменяемых признаков. Личность обвиняемого устанавливается фотоснимками, отпечатками пальцев, измерениями и другими характеристиками (напр., записью голоса на магнитную ленту). |
Экономический словарь краткий |
отождествление, уподобление. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ИДЕНТИФИКАЦИЯ
будет выглядеть так: Что такое ИДЕНТИФИКАЦИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|