Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ИБРАГИМОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Ибрагимов
        Али Измайлович [р. 18.9(1.10).1913, с. Усть-Кара, ныне Читинской области.], советский государственный и партийный деятель. Член КПСС с 1943. Родился в семье крестьянина. В 1937 окончил Азербайджанский индустриальный институт им. М. Азизбекова. В 1937—38 начальник цеха завода им. лейтенанта Шмидта в Баку. В 1938—40 служил в Советской Армии. В 1941—43 в Баку главный инженер машиностроительного завода им. 1 Мая, в 1943-45 директор машиностроительного завода им. С. М. Кирова. В 1945—46 работал в Бакинском горкоме КП Азербайджана. В 1946—48 управляющий трестом «Азнефтемаш». В 1948—49 заместитель секретаря ЦК, в 1949—50 заведующий транспортным отделом ЦК КП Азербайджана. В 1950—53 председатель, в 1953—54 1-й заместитель председателя, в 1954—63 председатель Госплана Азербайджанской ССР. В 1963—65 председатель Плановой комиссии Закавказского экономического района (Тбилиси). в 1965—70 1-й заместитель председателя, с апреля 1970 председатель Совета Министров Азербайджанской ССР. Член Совета Министров СССР. На 24-м съезде партии избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 7-8-го созывов. Награжден 3 орденами, а также медалями.
II
Ибрагимов
        Галимджан Гирфанович [28.2(12.3).1887—21.1.1938], татарский советский писатель и общественный деятель. Родился в деревне Султанмуратово (ныне Аургазинского района Башкирской АССР) в семье муллы, отрекшегося от духовного сана. Учился в медресе в Оренбурге (1898—1905), затем в Уфе, в медресе Галия (1906—09). Учительствовал. Принимал активное участие в Февральской буржуазно-демократической революции 1917, Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войне 1918—20. В начале был левым эсером, затем — член Коммунистической партии (принят в 1920 с зачислением стажа с апреля 1917). В 1918 был избран членом ВЦИК и ТатЦИК и назначен председателем комиссии по изданию на татарском языке сочинений В. И. Ленина. С 1925 председатель Академического центра при Наркомпросе Татарской АССР. В 1928 удостоен звания Героя Труда. В 1927 в связи с болезнью переехал в Ялту, где занимался литературным трудом. Печатался с 1907. В ранних рассказах выступил как реалист-бытописатель, осуждал социальную несправедливость, но его герои ещё далеки от активной борьбы за свои права. В 1910—12 отошёл от реализма к субъективному романтизму («В море», 1911; «Любовь — счастье», 1912, и др.). После 1914 развивался как художник-реалист. Его творчество было тесно связано со становлением социалистического реализма в татарской советской литературе. В 1920 опубликовал 1-ю книгу трилогии «Наши дни» (2-я ред. 1934) об участии национальной интеллигенции в Революции 1905—07 и пьесу «Новые люди» о рождении новой личности в эпоху социалистической революции. Этой последней теме посвящена и повесть «Красные цветы» (1922). В романе «Дочь степи» (1924) И. воссоздал жизнь дореволюционного казахского аула в сложном переплетении социальных противоречий. Роман «Глубокие корни» (1926—28) написан о современности, в нём автор показал историческую закономерность победы социалистической революции. И. опубликовал много филологических и
        исторических трудов. Его произведения переведены на многие языки мира.
         Соч.: Сайланма эсэрлэр, т. 1—3, Казан, 1956—57; в рус. пер. — Избранное. [Вступ. ст. Г. Халита], Каз., 1957; Наши дни, Каз., 1966.
         Лит.: История татарской советской литературы, М., 1965; Мухамедова Э., Большая жизнь. [О Г. Ибрагимове], Каз., 1968; Хасанов М., Галимджан Ибрагимов, Каз., 1969.
        Г. Ибрагимов.
III
Ибрагимов
        Мирза Аждар оглы [р. 15(28).10.1911, с. Эве Сарабской провинции, Южный Азербайджан], азербайджанский советский писатель, общественный деятель, академик АН Азербайджанская ССР (1945). Народный писатель Азербайджана (1961). Член КПСС с 1930. Печатается с начала 30-х гг. Драмы «Хаят» (пост. 1935) — о социалистическом преобразовании деревни, «Мадрид» (пост. 1938) — о героической борьбе испанского народа против фашизма, пьеса «Махаббет» (пост. 1942) — о труде народа в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941—45, комедии «Деревенская девушка» (пост. 1962), «Хороший человек» (пост. 1965), драма «Тлеющие очаги» (пост. 1967) пользуются большой популярностью. Драматургии И. свойственны острый конфликт, жизненность реалистических характеров. В цикле «Южных рассказов», в романе «Наступит день» (1948, рус. пер. 1950; Государственная премия СССР, 1951) отражены эпизоды национально-освободительного движения в Иране. Роман И. «Великая опора» (1957, в рус. пер. «Слияние вод», 1958) повествует о жизни послевоенной колхозной деревни, роман-эпопея «Пэр-ванэ» (1969—70) посвящен жизни и революционной деятельности Н. Нариманова. И. выступает с публицистическими и литературно-критическими статьями по вопросам языка и литературы. в 1954—58 председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-5-го и 7-го созывов. С 1965 первый секретарь СП Азербайджана. Награжден 2 орденами Ленина, 2 другими орденами, а также медалями.
         Соч.: Сечилмиш эсерлэри, ч. 1—3, Бакы, 1954—56; Сечилмиш эсэрлэри, ч. 1—4, Бакы, 1966—; Эдэби геjдлэр, Бакы, 1970; Пэрванэ, Бакы, 1971; в рус. пер. — Избр. произв., т. 1—2, М., 1958; Заметки о литературе, М., 1971.
         Лит.: Даронян С. К., Мирза Ибрагимов. Критико-биографический очерк, М., 1960; Очерк истории азербайджанской советской литературы, М., 1963; Азэрбаjчан совет эдэбиjjаты тарихи, ч. 1—2, Бакы, 1967.
         Аз. Шариф.
        М. Ибрагимов.
IV
Ибрагимов
        Хабибулла Калимуллович [17(29).12.1894, Оренбург, — 16.3.1959, Уфа], башкирский советский драматург и композитор, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР (1951). Автор многих пьес и музыкальных сочинений. Широко известны его музыкальной комедии «Башмачки» (1921) и «Зятюшка» (1947), едко высмеивающие дореволюционный быт и нравы татарских баев-торгашей. Темам советской жизни посвящены пьесы И. «Холодный ключ», «Чабан Шарафи» и др. Простота формы, яркий народный юмор — характерные особенности его творчества.
         Соч.: Пьесалар, Офе, 1960.
Ономастикон
Тюркские, вернее исламские, фамилии. От имен библейских пророков, разумеется в арабском варианте). Авраам - Ибрагим - Ибрагимов, Илья - Ильяс - Ильясов. (У)
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ИБРАГИМОВ Галимджан Гирфанович (1887-1938), татарский писатель, Герой Труда (1928). 1-я кн. трилогии роман "Наши дни" (1920, 2-я ред. 1934) об участии татарской интеллигенции в Революции 1905-1907. В повести "Сказание о красных цветах" (1922), романе "Глубокие корни" (1926-28) - образ борца за советскую власть. Репрессирован.
2.
ИБРАГИМОВ Ильдар Абдулович (род. 1932), математик, академик РАН (1997). Труды по теории вероятностей и математической статистике. Ленинская премия (1970).
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(прил. к Ибрагим (Абрам); см. ГАННИБАЛ) А там, в полях необозримых, Служа Небесному Царю, Чугунный правнук Ибрагимов Зажег зарю. (о памятнике А. С. Пушкину) Цв914 (III,10)
Литературная энциклопедия
Галимджан [1887—] — современный крупнейший татарский писатель, научный работник и общественный деятель, член ВКП (б). Р. в духовной семье в деревне Султанмуратово, Стерлитамакского уезда, бывш. Уфимской губернии. До 11 лет учился в сельской татарской и русской школе, затем в медрессе старого типа в Оренбурге, откуда был исключен за принадлежность к джадидской группе. Переехав в Уфу, И. поступил в медрессе Галия, в высшее восточное мусульманское учебное заведение джадидского направления, курса к-рого ему однако не удалось окончить. И. долгое время занимался педагогической деятельностью.
385 Как революционер И. выступает впервые среди шакирдов (учащихся в медрессе) в 1906, затем работает среди мусульманских студентов в Киеве [1912—1913]. В дни Февральской революции И. редактирует газету левых эсеров в Уфе. В январе 1918 И. — член Учредительного собрания, переезжает в Петроград, как левый эсер избирается на III Всероссийском съезде советов во ВЦИК. И. работает в мусульманском комитете при Наркомнаце, затем направляется в тыл Колчака для подпольной работы, а в последние годы работает в качестве председателя академического центра Татнаркомпроса, председателя комиссии по переводу и изданию на татарском языке сочинений Ленина, редактирует журналы «Безнен-Юл», «Маариф» и т. д. В ряды ВКП(б) И. вступил в 1920. И. выступил в татарской литературе в 1907 с рассказом «Изгнание из медрессе Заки-Шакирда», напечатанным в органе шакирдов-реформистов «Эль-Ислах», к-рый был встречен татарской читательской массой с огромным интересом. В этом рассказе, как и в последующих художественных очерках, рассказах и романах, И. дает яркую картину борьбы старого быта, традиций и устоев жизни с молодым буржуазно-реформаторским революционным движением. И. ставит в татарской художественной литературе проблему взаимоотношений между женщиной и мужчиной, дает образ восставшей против семейного и общественного гнета татарской женщины. В произведениях первого периода И. — писатель-реалист, бытовик. В годы реакции, когда крупные татарские литераторы (Тукаев, Гафури, Дердмент и др.) поют о разбитых надеждах, о суетности жизни, впадают в мистику, И. не составляет исключения. Однако в отличие от других Ибрагимов сравнительно быстро освобождается от романтически-пессимистических настроений, и в дальнейших произведениях — «Дети природы», «Наши дни» и т. д. — он снова реалист. К этому времени относятся его крупные лит-ые работы. В 1917—1919 И. принимает активное участие в политической жизни, литературой он занимается очень мало. Советский период литературной деятельности И. отличается от предыдущих своей тематикой и приемами. И. пишет ряд повестей, одну пьесу и романы: «Дочь казака», «Красные цветы», «Алма чуар» и вторую часть романа «Наши дни», в к-рых рисует картины классовой борьбы, гл. обр. в татарской деревне, эпизоды гражданской войны, изображает борьбу крестьянской молодежи в Октябрьскую революцию. В 1928 И. выпустил (законченный уже в 1926) большой роман «Глубокие корни», который явился крупным событием в татарской пролетарской лит-ре. «Глубокие корни» ярко живописуют классовую борьбу в современной татарской деревне. И. имеет большие заслуги и в области татарского литературного языка. Он обогатил
386 татарский язык, ввел много оборотов и слов из всех говоров и наречий татарского яз., способствуя созданию единого татарского литературного языка. И. принадлежит также и ряд исторических работ, в к-рых он рассматривает отдельные этапы истории татар, истории революционного движения среди татар. Особого внимания заслуживает его большой труд «Татары в революцию 1905 года» (переведен на русск. яз.), являющийся ценным вкладом в историческую лит-ру. Бесспорны заслуги И. как татароведа, работающего в области лингвистики. Грамматика татарского языка И., изданная в 1911, сыграла крупную роль в развитии грамматической литературы у татар, хотя сейчас имеет преимущественно историческое значение. Несмотря на то, что И. является активным коммунистом и считается марксистом-литератором, он в последние 2—3 года сделал ряд крупнейших ошибок в области культурных проблем. И. как председатель академического центра Татнаркомпроса и председатель татарской делегации на I Тюркологическом съезде в Баку 1926 занимал непримиримую позицию по вопросу о введении нового тюркского алфавита, возглавляя группу арабистов. И. сумел признать неправильность своей позиции по этому вопросу и призвал всю советскую культурную общественность осуществить латинизацию татарского алфавита. Специальное заявление об этом он опубликовал в 1927. Только после упорной борьбы с арабистами в 1928 новый тюрко-татарский алфавит окончательно победил в Татарии. По вопросу национальной культуры И. стоял также на неправильной позиции; взгляд на национальную культуру был высказан им в его труде «По каким путям будет развиваться татарская культура». Хотя позиция И. была ближе к партийной установке по вопросу о национальной
387 культуре, чем позиция его противников — ваганяновцев, но все же эта позиция не совпадала с подлинной установкой партии в этом вопросе. Точка зрения И. по вопросу о национальной культуре вообще и судьбе татарской, в частности, была осуждена партийной организацией Татарии. И. как крупный художник, литератор и татаровед занимает в татарской лит-ре выдающееся место. Библиография: I. а) Лит-ые произведения на татарском языке: Изгнание из медрессе Заки-Шакирда, Казань, 1907; Судьба татарской женщины, 1909; Из жизни молодежи, Казань, 1910; Сто лет тому назад, Оренбург, 1911; На море, Оренбург, 1911; Старый батрак, Оренбург, 1912; Мулла-вор, Казань, 1912; Молодые сердца, Казань, 1912; Дети природы, Казань, 1914; Наши дни, Казань, 1919; Новые люди, Казань, 1921; Сказание о красных цветах, Казань, 1922; Люди, Казань, 1923; Дочь степей, или казакская девушка, М., 1924; Глубокие корни, Роман, Казань, 1926. На русск. яз.: Дети природы, альм. «Советская страна», № 2, и газ. «Красная Татария», 1928, № 49; Люди, Рассказ; Дочь степей, или казакская девушка — одна глава помещена в газете «Красная Татария», 1927, № 42. б) Исторические работы на татарском языке: Древняя исламская культура, Оренбург, 1909; Великая Октябрьская революция и диктатура пролетариата, Казань, 1922; Татары в революцию 1905 г., Казань, 1925 (последняя работа переведена и издана на русск. яз.). в) Научные работы: Синтаксис татарского языка, Казань, 1911; Этимология, Казань, 1911; Новая литература (учебник), Казань, 1914; Татарские поэты, Казань, 1913; Теория татарской словесности, Казань, 1916; Уроки литературы, Казань, 1916; Новая литература, тт. I и II. Вопросы орфографии, языка и литературы, Казань, 1924; Черные маяки или белая литература, М., 1924 (эта работа переведена и издана на узбекском и тюркском яз.); О пролетарской литературе, М., 1924; О судьбе татарской культуры в условиях пролетарской революции и социалистического строительства, Казань, 1927, и т. д. II. На русск. яз.: Самойлович А. Н., акад., Ибрагимог как татаровед; Фирсов Н. Н., Г. Ибрагимов как историк-политик; Коган П. С., Поэт красоты и свободы; Саади А., Г. Ибрагимов и его литературное творчество, «Вестник Научн. о-ва татароведения», Казань, 1928, № 8; Валидов Дж., Очерки истории образованности и литературы татар, М., 1923; Аршаруни А., Старые ошибки, журнал «Юный коммунист», 1927, № 10. А. Аршаруни
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ИБРАГИМОВ


будет выглядеть так: Что такое ИБРАГИМОВ