Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГХОШ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
        Аджой Кумар (20.2.1909, Канпур, — 13.1.1962, Дели), деятель индийского и международного рабочего движения. Родился в семье врача. Окончил Аллахабадский университет. Ещё в студенческие годы принимал участие в национально-освободительном движении. В 1928 вступил в Социалистическую республиканскую ассоциацию Индии. В 1929 был привлечён к суду английскими колониальными властями по обвинению в подготовке восстания. В 1931 стал одним из руководителей профсоюзов г. Канпур, секретарём организации Рабоче-крестьянской партии Соединённых провинций (ныне штат Уттар-Прадеш), позднее — член Исполкома Всеиндийской рабоче-крестьянской партии и редактором газеты этой партии «Крантп кари» («Революционер»). Г. — один из организаторов компартии Индии, с 1933 член ЦК, с 1936 член Политбюро ЦК (с 1958 — Центральный исполнительный комитет) компартии Индии (КПИ), с 1951 генеральный секретарь ЦК (с 1958 — Национальный совет) КПИ. За революционную деятельность Г. неоднократно подвергался арестам и тюремному заключению. Г. — автор ряда работ по проблемам коммунистического движения в Индии.
         Соч.: Статьи и речи, пер. с англ., М., 1962.
         Лит.: Жизнь, отданная борьбе, 2 изд., М., 1966, с. 177-96; Полонская Л. Р., Шаститко П. М., Аджой Гхош, «Вопросы истории», М., 1969, № 6.
        А. К. Гхош.
II
        Амалананда (р. 3.3.1910, Варанаси), индийский археолог. Генеральный директор археологической службы Индии (1953—68), главный редактор журнала «Эйншент Индия» («Ancient India»), издатель отчётов об исследованиях инд. археологов («Indian Archaeology»). Организатор и руководитель многих археологических экспедиций. Известен исследованиями в Пачмархи, Таксиле, Арикамеду, Хараппе (См. Хараппа), Ахиччхатре (См. Ахиччхатра).
Философский словарь
Ауробиндо (1872 — 1950)-инд. философ-идеалист, основоположник т. наз. “интегральной веданты”. В начале 20 в. выступил как один из вождей радикального крыла инд. национально-освободительного движения, т. наз. экстремистов. В 1922 основал религиозную общину (Ашрам). Гл. философские работы Г. — “Божественная жизнь”, “Цикл человеческой истории”, “Идеал человеческого единства”. В них элементы различных направлений веданты (адвайта, вишишта, двайта) переплетаются с идеями идеалистической философии Запада (Гегель, Ф. Брэдли, Бергсон). В ходе человеческой истории, по мнению Г., осуществляется переход от “подсознания” к сознанию и “сверхсознанию”, и именно в достижении мистического “сверхсознания” состоит решение загадки истории и осуществление чаггний человечества. Претендуя на открытие “третьего пути” общественного развития, отличного от капитализма и социализма, Г. на деле выступал как идеолог буржуазии. Если в период 1914 — 20 в его философском учении важнейшую роль играли такие мотивы, как защита права наций на самостоятельное развитие, критика феодального прошлого, империалистической политики и т. д., то в последующие годы на первый план выдвинулись ми-стико-религиозные стороны его учения.
Философский энциклопедический словарь 2
        Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, — 5.12.1950, Пондишери), инд. религ. философ. Как Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и особенно Индии в обращении к духовно-религ. наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с одной стороны, с инд. философией 19 в., с другой— с определ. идеями европ. культуры. Пытаясь создать некую общечеловеч. религ.-филос. систему, примиряющую Запад и Восток, Г. старался «избежать их недостатков: материализма Запада и спиритуализма ? отрешенности от реальности Востока». Филос. основой этой системы явилась реформированная Г. веданта («интегральная веданта»): особенностью её является отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана, благодаря которой он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абс. реальностью (брахманом) и эмпирич. миром является «супраментальное сознание», в котором первонач. единство брахмана дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого многообразия от своего источника возникает мир, цель развития которо-го — возвращение к своему источнику, возможное только посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели может лишь интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божеств. начала путём использования религ., этич., эстетич. и др. имиульсов человека в их совокупности. Суть этого пути — отказ от эгоистич. устремлений и служение обществу. Т. о., Г. старался переориентировать традиц. религ. практику, обратив её интересы с потустороннего на посюстороннее, найти «духовный смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание уделял оккультной психологии, явлениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его учения имеются в Индии, а также в Европе и Америке.
        The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s; Conversations of the dead, Pondicherry, 1951; The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga, Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry, 1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959.
        Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S. K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951; ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of Sri Aurobindo, Lacknow, I960.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГХОШ


будет выглядеть так: Что такое ГХОШ