Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГВИЧЧАРДИНИ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Гуиччардини (Guicciardini) Франческо (6.3.1483, Флоренция, — 22.5.1540, Арчетри), итальянский историк, философ-гуманист, политический деятель. В 1511—14 Г. — посол Флоренции в Испании, в 1516—34 последовательно — наместник папы в Модене, Романье, Болонье. В «Истории Италии» (написанной в 1537—40) дал историю не отдельных итальянских государств, а всей страны как единого целого, выступал за национальное и государственное объединение Италии. Основным двигателем истории считал эгоистические побуждения людей. Будучи идеологом ранней буржуазии, создал этическое учение о выгоде как основе взаимополезности, полагая, что необходимо приспосабливаться к обстоятельствам, считал вполне допустимым для достижения политических целей применение любых средств, чем и руководствовался в своей практической деятельности. Г. был сторонником олигархически-республиканского правления, противником участия народных масс в государственном управлении («Диалог об управлении Флоренцией», написанный в 1325). Ратовал за всеобщее развитие человека, находящегося, по его мнению, в условиях постоянного циклического изменения общества. Г. был противником астрологии, в своих сочинениях критиковал лицемерие монашества, папство, церковь, предлагал проект замены религии взаимоотношениями добрососедской выгоды («Заметки политические и гражданские», написанные в 1525—29, тщательно им скрываемые, опубликованы в 1576).
         Соч.: Opere, Mil. — Napoli, [1953]; Cartegi..., v. 1—13, Mil., 1938—68; в рус. пер. — Соч., М. — Л., 1934.
         Лит.: Самаркин В. В., К вопросу о формировании политических взглядов Ф. Гвиччардини, «Вестник Московского университета», 1960,. № 5, сер. 9, Исторические науки; Рутенбург В. И., Гвиччардини, в сборнике: Итальянское Возрождение, [Л.], 1966.
         В. И. Рутенбург.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней

Гвиччардини и Ботеро
    Последовательность идей, аналогичную макиавеллевской, о природе человека, о добродетели, о судьбе и жизни политической, мы находим у Франческо Гвиччардини (1482—1540), в частности в "Заметках политических и гражданских" (законченных в 1530 г.). Но Гвиччардини в историческом измерении кажется более чувствительным ко всевозможным "частностям".
    Примечательны две его мысли. Согласно одной, прежде, чем умереть, нужно увидеть осуществление трех желаний: 1) пожить в прекрасно устроенной республике; 2) увидеть Италию освобожденной от варваров; и 3) увидеть мир освобожденным от тирании священников.
    В другой он набрасывает свой духовный автопортрет: "Я не знаю ничего более неприятного для меня, чем честолюбие, скупость и изнеженность наших священников: потому что каждый из этих пороков отвратителен сам по себе, потому что каждый из них и все вместе мало похожи на тех, кто сделал профессией жизнь, посвященную Богу, и еще потому, что собираясь в одном субъекте одновременно, они являют чрезвычайно странную картину. Не для освобождения от законов, предписанных религией, христиане стремились соединиться, но для того, чтобы сократить эту кучу мерзостей до должных пределов, т.е. оставаться либо без недостатков либо без авторитета".
    Доктрину Макиавелли часто сводят к формуле "цель оправдывает средства". Она вряд ли справедлива по отношению к автору "Государя", все же она дает некоторый урок современной эпохе.
    Макиавелли также размышлял над понятием "разум Государства". На этих уроках Макиавелли расцветает богатая литература, Джованни Ботеро (1544—1617) в работе "Об основании Государства" предпринял попытку смягчить грубый макиавеллиевский реализм, увеличив удельный вес моральных и религиозных ценностей.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГВИЧЧАРДИНИ


будет выглядеть так: Что такое ГВИЧЧАРДИНИ