Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГУТТЕН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Hutten)
        Ульрих фон (21.4. 1488, Штеккельберг, — 29.8.1523, о. Уфенау, Цюрихское оз.), немецкий гуманист, писатель и политический деятель. Принадлежал к рыцарскому сословию. Был активным членом эрфуртского кружка гуманистов, одним из основных авторов сатиры «Письма тёмных людей» (1515—17), разоблачавшей схоластическую лжеучёность и моральное разложение духовенства. Г. выступал за развитие светской культуры, мастерски применял в своём литературном творчестве, в том числе публицистике, метод рационалистической критики католических догм. Жизнеутверждающее гуманистическое мировоззрение Г. проникнуто верой в могущество разума, силу науки. С началом Реформации (См. Реформация) Г. примкнул к группировавшейся вокруг Лютера оппозиции. Г. призывал выступить открытой войной против папства, покончить с засильем князей в Германии. Безуспешно пытаясь направить общенародное движение против Рима в интересах своего сословия, Г. принял участие в рыцарском восстании 1522—23 (См. Рыцарское восстание 1522-23) , после провала восстания бежал в Швейцарию, где вскоре умер. Основные сочинения Г. — памфлеты, речи, инвективы — написаны на латинском языке. В его диалогах встречаются ярко выписанные характеры («Вадиск, или Римская Троица», 1520; «Разбойники», 1521). Среди стихов Г. выделяются эпиграммы и сатира «Никто» (1512).
        
         Соч.: Opera quae reperiri potuerunt omnia, ed. Е. Bocking, v. 1—7, Lipsiae, 1859—70; в рус. пер. — Диалоги. — Публицистика. — Письма, М., 1959.
         Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 393—96; Пуришев Б., Очерки немецкой литературы XV—XVII вв., М., 1955; Володарский В. М., Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена, в сборнике: Средние века, в. 24, М., 1963; Штраус Д. Ф., Ульрих фон Гуттен, пер. с нем., СПБ, 1896; Drewinc Н., Vier Gestalten aus clem Zeitalter des Humanismus, St. Gallen, 1946.
         С. П. Маркиш, В.М. Володарский.
        У. фон Гуттен.
Современная Энциклопедия
ГУТТЕН (Hutten) Ульрих фон (1488 - 1523), немецкий писатель, гуманист эпохи Возрождения, просветитель и политический деятель. Принадлежал к рыцарскому сословию; много странствовал. Один из авторов (наряду с К. Рубианом и Г. Бушем) широко известной сатиры "Письма темных людей" (ч. 1-2, 1515 - 17), обличавшей моральное разложение, невежественность духовенства, схоластическую науку. Язвительные "Диалоги" (1520 - 21) в духе Лукиана, памфлеты, инвективы, направленные против римско-католической церкви, сатирические стихи. Идеолог рыцарства; выступал против папского Рима и сепаратизма князей. Гуттен был вдохновителем рыцарского восстания 1522 - 23; после поражения бежал из страны.
Литературная энциклопедия
Ульрих, фон [Ulrich von Hutten, 1488—1523] — немецкий гуманист. Происходил из старинного рыцарского рода. Вел деятельную, полную приключений жизнь. Был студентом, странствующим поэтом, придворным, воином. В 1522 Г. стоял вместе с Ф. фон Сикингеном во главе восстания мелкопоместного дворянства, деградировавшего в условиях развивавшегося капитализма. Восстание ставило своей целью возродить разрушаемый торговым капиталом феодализм. Однако движение не было поддержано широкими кругами дворянства, приспособлявшегося к капиталистическим условиям, и окончилось неудачей. Сикинген пал в битве, Г. пришлось бежать в Швейцарию, где он вскоре и умер. Если идеи Г. — идеи о восстановлении «доброго старого времени» не находили отклика у дворянских, тем более бюргерских читательских масс, то Г. как сатирик, памфлетист — враг папского Рима, был весьма популярен. Г. рано обнаружил свои гуманистические склонности. В одном из первых своих произведений, в стихотворении «Nemo», он громил схоластическую науку; когда же возгорелась борьба между Рейхлином и обскурантами, Г. решительно стал на сторону великого гуманиста, написав в прославление последнего стихотворение «Триумф Капниона» [1517], и принял участие в составлении «Писем темных людей» (Epistolae obscurorum
99 virorum, 1515—1517, см.) главным образом их второй части. В 1515 герцог Ульрих Вюртембергский убил двоюродного брата Г. Г. публикует против герцога «Речи» и диалог «Phalarismus» [1517], причем в этих произведениях впервые выступает в качестве политического трибуна. В лице герцога Вюртембергского он нападает на княжеский абсолютизм вообще, на политическую форму, развившуюся на почве торгового капитала. В диалоге «О придворной жизни» Г. весьма мрачными красками рисует жизнь мелкого тирана и его приближенных. К 1520—1521 годам относятся самые замечательные произведения Гуттена — его знаменитые сатирические диалоги в стиле Лукиана: «Фортуна», «Лихорадка» I и II, «Вадиск, или римская троица», «Зритель» [1520], «Истребитель булл», «Советчик» I и II, «Разбойники» [1521]. Написанные сперва на латинском, они вскоре были переведены автором на немецкий яз., для того «чтобы они стали доступны и простому человеку». Деятели реформации отнеслись к ним восторженно. Впрочем диалоги не были продиктованы Г. его особой привязанностью к протестантскому движению, которое он расценивал в качестве чисто религиозного. Проблемы веры мало занимали Гуттена, склонявшегося к гуманистической арелигиозности. Главный объект сатиры Г. — папский Рим, способствующий капиталистическому перерождению Германии, содействующий усилению княжеского абсолютизма и ослаблению центральной императорской власти, католическое духовенство, развратное, тупое, ожиревшее от безделья. В этих диалогах, проникнутых волнующим сарказмом, Г. обнаруживает свой огромный сатирический темперамент. Наиболее значителен диалог «Вадиск, или римская троица». Вадиск, побывавший в Риме, сообщает своему приятелю Эрнгольду: тремя вещами торгуют в Риме — Христом, священническими местами и женщинами. Три вещи в избытке в Риме: проститутки, попы и писцы. Три вещи, напротив, изгнаны из Рима: простота, умеренность и благочестие. Трех вещей желает всякий в Риме: коротких обеден, старого золота и сладострастной жизни. Напротив, о трех вещах там неохотно слушают: о всемирном соборе, о преобразовании духовенства и о том, что немцы начинают умнеть, и т. п. Выслушав рассказ Вадиска, Эрнгольд восклицает: «Теперь я ясно вижу, что Рим — источник всякой заразы, океан всех пороков, клоака всяческого нечестия и что к уничтожению этой заразы должны быть направлены усилия всех честных людей в Германии». Диалоги «Зритель» и «Разбойники» содержат критику буржуазного строя, враждебного Г., идеологу мелкопоместного дворянства, и апологию феодальной старины. Ростовщики, купцы и юристы стали хозяевами жизни. Германию объяла страсть к наживе. Купцы ввозят в страну экзотические пряности, предметы роскоши, содействуя тем
100 самым распространению изнеженности и порочной жизни. Повсюду торжествуют обман, сладострастие, трусость. Города — очаги заразы. Отвергая настоящее, Г. прославляет эпоху натурального хозяйства, когда не знали денег, когда умеренность, храбрость и прямодушие были распространеннейшими добродетелями, когда дворяне были господами в своих замках и потребляли только то, что производилось в их поместьях. Г. призывает вернуть это время, восстановить на почве феодального строя единую германскую империю. Г. — писатель-агитатор. Заставить массы действовать — цель его лит-ой деятельности. Все произведения Г. насыщены страстным ораторским пафосом. Форма, которой он с особым блеском владеет, — речь, инвектива, диалог. Его стихотворение «Новая песня» (Ain new Lied, 1521 г.), которое начинается словами девиза Г.: «Я решился...» (Ich habs gewagt mit Sinnen...), — значительное явление в истории ораторской лирики. Библиография: I. Полное собр. сочин. Г. издано Бёкингом (Bocking, Lpz., 1859—1862, 5 тт., с дополнением, заключающим в себе «Epist. obsc. vir.» и обстоятельные к ним примечания, 1864—1870); перечень их в «Index bibliographicus Huttenianus» Бёкинга [1858]; на русск. яз. см.: Письма темных людей, перев. Н. Куна в «Источниках по истории реформации», изд. Моск. женск. высших курсов, в. II, М., 1907; Диалоги, перев. и пересказ В. Протопопова, там же, в. I, М., 1906. II. Биография Г. написана Штраусом: «U. v. Hutten», Lpz., 1858—1860; нов. изд., 1914; Бонн, 1896 (русск. перев. под ред. Радлова, изд. Л. Пантелеева, СПБ., 1896); Фриче В. М., Защитники «доброго старого времени» в эпоху реформации, «Русская мысль», 1903, VI; Tzamatolski, Ulrich v. Huttens deutsche Schriften, Strassburg, 1891; Geiger L., Renaissance und Humanismus in Italien und Deutschland (в сб. Онкена, 1882; см. вторую часть этого сочинения, переведенного на русск. яз.: «Немецкий гуманизм», изд. О. Поповой, СПБ., 1899); Voigt, Ulrich v. Hutten in der deutschen Literatur, 1905; Jordan G. F., Hutten als Vorlaufer unsrer Zeit, 1908; Kalkoff P., Ulrich von Hutten und die Reformation, 1920; Gundolf F., Hutten, Klopstock, Arndt, 1924; Gewerstock O., Lucian und Hutten, 1924; Kalkoff P., Huttens Vagantenzeit und Untergang, 1925. Б. Пуришев
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГУТТЕН


будет выглядеть так: Что такое ГУТТЕН