|
|
|
|
|
ГУС ЯН |
Мультимедийная энциклопедия |
(Hus, Jan)
(ок. 1371-1415), чешский религиозный реформатор. Родился в местечке
Гусинец (Чехия) в крестьянской семье. В 1393 окончил Пражский университет,
где в 1396 получил степень магистра свободных искусств, в 1401-1402 был
деканом факультета свободных искусств, а в 1402-1403 и 1409-1410 -
ректором университета. В 1402 он был назначен настоятелем и проповедником
Вифлеемской часовни в старой части Праги, где занимался в основном чтением
проповедей на чешском языке.
Еще в студенческие годы Гус попал под влияние известных деятелей
реформаторского движения (в частности, Яна Милича и Матвея из Янова),
которое зародилось в Чехии к концу правления (1346-1378) императора Карла
IV и стало весьма заметным к 1400. Гус примкнул к этому движению и
сделался пламенным его приверженцем. Его роль в спорах и полемике
относительно церковной реформы оказалась столь значительной, что уже в
скором времени Гус стал признанным вождем сторонников реформ.
Настоятельная необходимость их проведения признавалась всеми, однако
мнения о ее глубине и средствах осуществления расходились. Поначалу между
проповедниками реформ и церковными властями не было разногласий, и часто
они работали сообща. В ряде случаев архиепископ Пражский приглашал Гуса
выступать с проповедями перед собранием клириков и вносить предложения о
том, как исцелить язвы, поразившие общество и церковь. Но когда вдобавок к
своим собственным идеям Гус начал проповедовать учение Джона Уиклифа,
высшее церковное начальство от него отвернулось. Папская курия, выведенная
из себя обличениями Гуса, выпустила против него в 1410 буллу, тогда же
архиепископ Пражский распорядился о сожжении книг Уиклифа и наложил
церковный запрет на деятельность Гуса и его сторонников. Еще ранее
повсюду, кроме церквей, были запрещены проповеди (эта мера явно была
направлена против Вифлеемской часовни). В 1411 тот же архиепископ
торжественно провозгласил церковный запрет против Гуса и пригрозил всем
местностям, которые его укроют, интердиктом (отказом в праве совершать
богослужения). В 1412 в Прагу были направлены папские эмиссары для сбора
денег (посредством продажи индульгенций), которые предназначались для
объявленного папой Иоанном XXIII крестового похода против короля Неаполя
Владислава. Проповеди Гуса и его сторонников против индульгенций и
последовавшие за ними народные выступления явились последней каплей. Новое
послание еще более ужесточило церковный запрет и угрожало приостановкой
богослужений в Праге. Тогда Гус обосновался в замках своих последователей
вблизи Праги. В октябре 1414 он, положившись на слово императора
Сигизмунда, который гарантировал его безопасность и дал в сопровождающие
чешских дворян, выехал на собор в Констанце, надеясь, что ему удастся
оправдать свое учение и деятельность. Но вскоре после прибытия в Констанц
Гус был взят под стражу. Состоялись три заседания, на которых Гус пытался
утверждать, что многие предъявленные ему обвинения не соответствуют
действительности и он ничего подобного не утверждал (так, он не разделял
учения Уиклифа о т.н. "реманенции", т.е. сохранении сущности хлеба и вина
при евхаристии в неизменном виде), другие подверглись искажению (так,
утверждалось, что Гус говорил о неспособности клириков, обретающихся в
смертных грехах, совершать таинства, но при этом опускалось важное
добавление: "надлежащим образом"). Практика же причащения мирян и хлебом,
и вином, а не одним только хлебом, еще не была окончательно, на уровне
официального учения церкви, отвергнута и осуждена. Выдвинутое в трактате О
церкви учение о Христе как о главе церкви и о том, что церковь
представляет собой "совокупность избранных", также могли быть объявлены
еретическими лишь при очень необъективном рассмотрении. Гусу предложили
отречься от своего учения, и это спасло бы ему жизнь, однако он возразил,
что не может отрекаться от того, чего не утверждал. Тогда его, как
неисправимого еретика, приговорили к сожжению заживо на костре, что и было
исполнено здесь же, в Констанце, 6 июля 1415. Известие о его казни и о
предательстве императора вызвали в Чехии взрыв возмущения и новый подъем
национальных чувств. 452 представителя высшей знати, собравшиеся в Праге в
начале сентября 1415, подписали протест, который был направлен собору. То
был пролог гуситских войн и начало продолжавшейся столетиями борьбы Чехии
за религиозную и политическую свободу.
Литературная деятельность Гуса протекала параллельно его борьбе за свои
воззрения. Обращаясь к академическим кругам и мирянам, он использовал как
латынь, так и чешский язык. Наиболее примечательным вкладом Гуса в дело
защиты реформ явилась книга О церкви (De Ecclesia, 1413). Труды Гуса на
чешском языке - замечательное литературное дополнение к его проповедям в
Вифлеемской часовне. Их число значительно выросло в течение его
добровольного изгнания, они были предназначены как последователям Гуса в
Праге, так и новым его сторонникам по всей стране. Циклу работ на чешском
языке, в которых Гус стремился осветить сложные проблемы или объяснить
основоположения христианского учения, предшествуют краткие трактаты по
вопросам, представляющим общий интерес. Его труд Объяснения веры, декалога
и молитвы Господней содержит описание тонких теологических проблем на
доступном пониманию народа уровне. Важное место следует отвести собранию
чешских проповедей Postilla, а также блестящему описанию христианских
принципов Дочь, или Истинное знание о подлинном молении, которое посвящено
набожным женщинам, членам конгрегации Яна Гуса.
ЛИТЕРАТУРА
Иванов Ю.Ф. Ян Гус в советской послевоенной историографии. - Советское
славяноведение, 1983, № 5 |
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней |
См. <<Уиклиф Джон>>. |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГУС ЯН
будет выглядеть так: Что такое ГУС ЯН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|