Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГУМПЛОВИЧ

Брокгауза и Ефрона Энциклопедический словарь
Гумплович (Gumplowicz) Людвиг (09.03.1838, Краков-19.08.1909, Грац) - польско-австр. социолог и правовед, проф. университета в Граце, представитель социального дарвинизма. Согласно Гумплович, социология - философская основа всех социальных наук.
Несмотря на отрицательное отношение к биологическим аналогиям, присущим органицизму, он объяснял социальные явления с позиций натурализма, рассматривая человеческую историю как "естественный процесс", а социальные законы - как простую разновидность законов природы. Отсюда фатализм и фетишизация исторической необходимости в концепциях Гумплович Предмет социологии, по Гумплович, - исследование социальных групп и их взаимоотношений; этим она отличается от философии истории, исследующей все человечество. Будучи приверженцем социологического реализма, он трактовал социальную группу как надындивидуальную реальность, целиком и полностью определяющую поведение индивидов.
Взаимоотношения между группами Гумплович характеризовал как постоянную и беспощадную борьбу, определяющую социальную жизнь в целом. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами (т. е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между государствами, с другой - внутри государств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Основными причинами социальных конфликтов Гумплович объявлял экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей, интерпретируя социальные явления в духе вульгарного материализма. В то же время человеческие расы он трактовал гл. обр. как социокультурное, а не биологическое явление.
В работе "Расовая борьба" (1883) он ввел понятие "этноцентризм", впоследствии разрабатывавшееся Самнером и вошедшее в понятийный аппарат социологии, социальной психологии и этнографии. Кроме того, позитивное значение работ Гумплович связано с его вниманием к роли социальных групп и межгрупповых конфликтов в становлении и развитии различных социальных институтов. Однако вульгаризованная трактовка роли конфликта как основного и универсального фактора социального развития, а также натурализм и вульгарный материализм, присущие концепциям Гумплович, отвергаются в большинстве современных социологических теорий.
Соч.: 1) Социология и политика. М., 1895. 2) Основы социологии. СПб., 1899. 3) Социологические очерки. О., 1899.
Современная Энциклопедия
ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz) Людвиг (1838 - 1909), австрийский социолог и юрист. По происхождению поляк. Представитель социального дарвинизма, один из основателей социологического направления в государствоведении. Труды по государственному праву, истории политических учений.
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
Гумплович (Gumplowicz) Людвиг (09.03.1838, Краков-19.08.1909, Грац) - польско-австр. социолог и правовед, проф. университета в Граце, представитель социального дарвинизма. Согласно Гумплович, социология - философская основа всех социальных наук.
Несмотря на отрицательное отношение к биологическим аналогиям, присущим органицизму, он объяснял социальные явления с позиций натурализма, рассматривая человеческую историю как "естественный процесс", а социальные законы - как простую разновидность законов природы. Отсюда фатализм и фетишизация исторической необходимости в концепциях Гумплович Предмет социологии, по Гумплович, - исследование социальных групп и их взаимоотношений; этим она отличается от философии истории, исследующей все человечество. Будучи приверженцем социологического реализма, он трактовал социальную группу как надындивидуальную реальность, целиком и полностью определяющую поведение индивидов.
Взаимоотношения между группами Гумплович характеризовал как постоянную и беспощадную борьбу, определяющую социальную жизнь в целом. В историческом развитии первоначальная борьба между ордами (т. е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны, между государствами, с другой - внутри государств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Основными причинами социальных конфликтов Гумплович объявлял экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей, интерпретируя социальные явления в духе вульгарного материализма. В то же время человеческие расы он трактовал гл. обр. как социокультурное, а не биологическое явление.
В работе "Расовая борьба" (1883) он ввел понятие "этноцентризм", впоследствии разрабатывавшееся Самнером и вошедшее в понятийный аппарат социологии, социальной психологии и этнографии. Кроме того, позитивное значение работ Гумплович связано с его вниманием к роли социальных групп и межгрупповых конфликтов в становлении и развитии различных социальных институтов. Однако вульгаризованная трактовка роли конфликта как основного и универсального фактора социального развития, а также натурализм и вульгарный материализм, присущие концепциям Гумплович, отвергаются в большинстве современных социологических теорий.
Соч.: 1) Социология и политика. М., 1895. 2) Основы социологии. СПб., 1899. 3) Социологические очерки. О., 1899.
Новый философский словарь
(Gumplowich)
Людвиг (1838-1909) - польско-австрийский социолог и правовед, преподаватель в университетах Кракова и Граца, автор многих социологических и юридических работ, основоположник теории "социального конфликта", "этноцентризма", оригинальных теорий происхождения государства, рас и законов социального развития. Основные сочинения: "Раса и государство" (1875), "Расовая борьба" (1883) и др. Г. весьма убедительно показал принципиальное отличие социологии от истории, психологии, права, политэкономии, определив специфический характер ее объекта и предмета исследования. Подчеркнув, что для истории и других гуманитарных наук предметом являются те или иные действия личности, события, Г. обосновывает, что "предмет социологии составляет система движений социальных групп, повинующихся столь же вечным, неизменным законам, как солнце и планеты". Предметом социологии, по Г., являются закономерности развития человечества, его классов, социальных групп, социальных отношений, возникающих из взаимодействия человеческих групп и общностей. "Отыскать во всех этих столь различных процессах социального развития социальные законы, действующие в них и управляющие ими, - писал Г., - великая и отнюдь не легкая задача социологии". Г. первым в социологии не только сформулировал ее общие и специфические законы, но и создал их классификацию. Исходя из той методологической посылки, что субстратом социологического закона является социальная группа, человеческий род, и чертами социологического закона, как и природных явлений, являются однообразие, повторяемость, он характеризует такие специфические законы: правильность развития, периодичность, сложность, взаимодействие разнообразного, всеобщая целесообразность, тождество сил, тождество процессов, параллелизм. Общество развивается, по Г., строго закономерно, под действием социальных законов. Его движущей силой является стремление социальных групп к самосохранению и постоянному повышению своих благополучии. Это стремление в свою очередь "приводит к стремлению властвовать над другими социальными группами и их порабощению, - которое, при столкновении с подобными же стремлениями других групп, приводит к борьбе за власть над другими социальными группами". Вся история человеческого развития - сплошная борьба социальных групп. Борьба между ордами (т.е. группами, объединенными физико-антропологическими и этническими признаками), в результате которой возникает государство, в дальнейшем сменяется борьбой, с одной стороны между государствами, с другой - внутри государств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями. Особенно много внимания уделил Г. борьбе рас в книге "Расовая борьба". Но понятие "раса" он определял социальными признаками, а не биологическими. Поэтому по существу речь шла о борьбе классов. Г. является автором теории "этноцентризма", которая также обосновывается им прежде всего в книге "Расовая борьба". Он утверждал, что существует разный характер отношений внутри группы и между группами. Опираясь на выведенный им "всеобщий высший закон" - закон самосохранения, Г. доказывал, что если для отношений внутри группы характерны сплоченность, солидарность, высокое уважение к выработанным внутри группы нравственным и эстетическим ценностям, то для отношений между группами, напротив, характерны враждебность, недоверие, взаимное презрение и т.п. В настоящее время термин "этноцентризм" применяется в социологии и социальной психологии. Г. - автор оригинальной концепции происхождения и сущности государства. По Г., объективные закономерные действия социальных групп ведут к созданию государства. Первое действие здесь состоит в порабощении одной орды другой, одного племени другим, одной социальной группы другой, в организации господства над порабощенными, для чего создаются соответствующие учреждения. "Каждое государство является совокупностью учреждений, имеющих целью господство одних над другими, и именно меньшинства над большинством. Поэтому государство есть организация господства меньшинства над большинством". Таким же путем, по Г., происходило и образование наций. По его мнению нации образовались не путем собственного роста племени, народности, а путем порабощения многих племен более могучими, иногда объединенными племенами. Поэтому в государственной форме объединения людей как правило есть несколько народностей, наций. Внеся достойный вклад в развитие социологии, Г. стремился возвысить социологию над всеми гуманитарными науками. Он считал, что она есть основа всех социальных наук: "... как наука о человеческом обществе и о социальных законах социология представляет, очевидно, фундамент всех наук, занимающихся отдельными частями человеческого общества, отдельными направлениями человеческой деятельности, наконец, отдельными проявлениями общественной жизни".
Г.П. Давидюк
Философский энциклопедический словарь 2
        (Gumplowicz) Людвиг (9.3.1838, Краков, — 19.8.1909, Грац), польскоавстр. социолог и юрист. Представитель социального дарвинизма. Предметом социологии считал социальные группы, а непрерывную и беспощадную борьбу между ними — гл. фактором социальной жизни. Основа социальных процессов в целом, по Г., — в стремлении человека к удовлетворению материальных потребностей. На заре истории вражда характеризует отношения между ордами, разделёнными расово-этнич. признаками. В результате порабощения одних орд другими возникает государство, при котором борьба между ордами уступает место борьбе между сословиями, классами, партиями и т. д., а также между государствами.
        Г. рассматривал общество как надындивидуальную и сверхиндивидуальную реальность. Натурализм в понимании общества тесно связан у него с фаталистич. трактовкой социальных законов, фетишизацией историч. необходимости. Г. отрицал существование обществ. прогресса, интерпретируя обществ. развитие как круговорот, в котором каждое общество проходит этапы становления, расцвета и гибели. Концепция Г., которой присущи общие пороки социального дарвинизма,— свидетельство несостоятельности натурализма, вульгарного материализма и редукционизма в построении со-циологич. теории.
        Н Race und Staat, Wien, 1875; Der Rassenkampf, Innsbruck, 1883; The Letters of Ludwig Gumplowicz to Lester F. Ward, Lpz., 1933; в рус. пер.— Основы социологии, СПБ, 1899; Социо-логич. очерки, Одесса, 1899; Социология и политика, М., 1895. 0 Совр. социологич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурж. социологии XIX ~ начала XX века, М., 1979, гл. 4.
Энциклопедия Юриста
(Gumplowicz)
Людвиг (1838-1909) - австрийский социолог и юрист,государствовед.С 1876 г. - доцент, а с 1882 г. - профессор университета в Граце. Разрабатывал так называемую социологическую теорию государства, в соответствии с которой последнее обязано своим происхождением борьбе одних групп людей против других, в результате чего побеждали сильнейшие, формировавшие затем господствующий класс и устанавливавшие свою политическую власть ("теория насилия"). Само понятие государства Г. формулировал так: "Естественно выросшая организация господства, призванная поддерживать определенный правовой порядок". Соответственно право, по Г., лишено внутренней автономии, оно всецело подчинено государству, являясь "лишь воплощением предписаний государственной власти".
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГУМПЛОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое ГУМПЛОВИЧ