Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГУМБОЛЬДТ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Гумбольдт (Humboldt)
        Александр (14.9.1769, Берлин, — 6.5.1859, там же), немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник. Член Берлинской АН (1800), почётный член Петербургской АН (1818). Родился в семье придворного саксонского курфюрста. Брат В. Гумбольдта. В 1787—92 изучал естествознание, экономические науки, право и горное дело в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене, в Гамбургской торговой и Фрейбергской горной академиях. В 1790 вместе с Г. Форстером, оказавшим на него глубокое влияние, путешествовал по Франции, Нидерландам и Англии. Первая научная работа, написанная Г. с позиций господствовавшего тогда нептунизма, была посвящена базальтам (1790). В 1792—95 Г. служил по прусскому горному ведомству. В 1793 было опубликовано его ботанико-физиологическое исследование «Подземная флора Фрейберга», в которой Г. обобщил свои наблюдения о тайнобрачных растениях. Его опыты над раздражимостью нервных и мускульных волокон описаны в монографии 1797.
         В 1799—1804 Г. вместе с французким ботаником Э. Бонпланом путешествовал по Центральной и Южной Америке. Вернувшись в Европу с богатыми коллекциями, он более 20 лет обрабатывал их в Париже вместе с другими видными учёными. В 1807—34 вышло 30-томное «Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799—1804 гг.» (рус. пер., т. 1—3, 1963—69), большую часть которого составляют описания растений (16 тт.), астрономо-геодезические и картографические материалы (5 тт.), другую часть — зоология и сравнительная анатомия, описание путешествия и др. По материалам экспедиции Г. опубликовал ряд других работ, в том числе «Картины природы» (1808, рус. пер., 1855 и 1959).
        В 1827 переехал из Парижа в Берлин, где исполнял обязанности камергера и советника прусского короля. В 1829 совершил путешествие по России — на Урал, Алтай и к Каспийскому морю. Природа Азии была освещена им в работах «Фрагменты по геологии и климатологии Азии» (т. 1—2, 1831) и «Центральная Азия» (т. 1—3, 1843, рус. пер., т. 1, 1915). Позднее Г. попытался обобщить все научные знания о природе Земли и Вселенной в монументальном труде «Космос» (т. 1 — о, 1845—62, рус. пер., т. 1—5, 1848—63; 5-й том остался незавершённым). Этот труд Г. — выдающееся произведение передовой материалистической натурфилософии 1-й половине 19 в. Произведения Г. оказали большое влияние на развитие естествознания (Ч. Дарвин, Ч. Лайель, Н. А. Северцов, К. Ф. Рулье, В. В. Докучаев, В. И. Вернадский и др.).
         Разработанные им методологические принципы о материальности и единстве природы, взаимосвязях явлений и процессов, их взаимообусловленности и развитии были высоко оценены Ф. Энгельсом (см. «Диалектика природы», 1969, с. 166). Он называл имя Г. в ряду др. учёных, творческая деятельность которых послужила развитию материалистического направления в естествознании, пробивала брешь в метафизическом образе мышления.
         Исходя из общих принципов и применяя сравнительный метод, Г. создавал физическую географию, призванную выяснить закономерности на земной поверхности, в её твёрдой, жидкой и воздушной оболочках. Воззрения Г. послужили основой общего землеведения (общей физической географии) и ландшафтоведения, а также географии растений и климатологии. Г. обосновал идею закономерного зонального распространения растительности на поверхности Земли (широтная и вертикальная зональность), развивал экологическое направление в географии растений. В связи с последним уделял большое внимание изучению климата и впервые широко применил для его характеристики среднестатистические показатели, разработал метод изотерм и составил схематическую карту их распределения для Сев. полушария. Г. дал подробную характеристику континентального и приморского климатов, указал на причины их различий и процессы формирования.
         Круг научных интересов Г. был настолько широк, что современники называли его «Аристотелем 19 в.». Он был связан дружбой и научными интересами с И. В. Гёте, Ф. Шиллером, П. Далласом, Д. Ф. Араго, К. Гауссом, Л. Бухом, в России — с А. Я. Купфером, Ф. П. Дитке, Н. И. Лобачевским, Д. М. Перевощиковым, И. М. Симоновым, В. Я. Струве.
         Г. являлся поборником гуманизма и разума, выступал против неравенства рас и народов, против захватнических войн. Именем Г. назван ряд географических объектов, в том числе хребты в Центральной Азии (хребет Улан-Дабан) и Северной Америке, гора на о. Новая Каледония, ледник на С.-З. Гренландии, река и несколько населённых пунктов в США, ряд растений, минерал и кратер на Луне. Имя братьев Александра и Вильгельма Г. носит университет в Берлине (ГДР).
         Соч.: Versuche liber die gereizten Muskel-und Nervenfasern, nebst Vermuthungen liber den chemischen Process des Lebens in der Thier-und Pflanzenwelt, Bd 1—2, В., 1797.
         Лит.: Анучин Д. Н.. Александр фон Гумбольдт как путешественник и географ и в особенности как исследователь Азии, в кн. :Гумбольдт А., Центральная Азия, М., 1915; Вульф Е. В., Значение работ А. Гумбольдта для географии растений, в кн.: Гумбольдт А., География растений, М. — Л., 1936: Сафонов В. А., А. Гумбольдт, М., 1959; Есаков В. А., А. Гумбольдт в России, М., 1960 (библ.); Терра Г. де, А. Гумбольдт и его время, пер. с нем. , М., 1961: Переписка А. Гумбольдта с учёными и государственными деятелями России, М., 1962: Bruhns К., Alexander von Humboldt. Eine wissenschaftliche Biographic, Bd 1-3. Lpz., 1872 (библ.); Alexander von Humboldt (1769—1859). Gedenkschrift zur l00. Wiederkehr seines Todes-tages, B., 1959; Alexander von Humboldt. Wirkendes Vorbild fur Fortschritt und Befreiung der Menschheit. Festschrift aus Aniass seines 200. Geburtstages, B., 1969.
        В. А. Есаков.
         0253621580.tif
        Путешествия А. Гумбольдта.
        А. Гумбольдт.
II
Гумбольдт (Humboldt)
        Вильгельм (22.6.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель, близ Берлина), немецкий филолог, философ и языковед, государственный деятель. Брат А. Гумбольдта. Изучал в 1787—89 право в университетах во Франкфурте-на-Одере и Гёттингене. В 1801—10 прус. резидент при папском дворе; директор департамента исповеданий и просвещения. Его деятельность ознаменовалась введением методов Песталоцци в начальной школе, изъятием её из ведения церкви, перестройкой Прусская АН, основанием Берлинского университета (ныне университет им. Г. в ГДР). В 1810—19 на дипломатической службе. Будучи в 1819 одним из двух министров внутреннх дел, предпринял неудачную попытку разработать конституцию Пруссии.
         Г. — один из виднейших представителей нем. классического гуманизма времени И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Подобно И. Г. Гердеру, он видит цель истории в осуществлении идеала «гуманности», заключающегося в духовном формировании и раскрытии человеческой индивидуальности во всей полноте её способностей, которые должны слиться в некое гармоническое целое, подобное художественному произведению. Свободное внутреннее саморазвитие индивида и нации, которую Г. также понимает как духовную творческую индивидуальность, определяет и границы деятельности государства; задачи его Г. сводит лишь к защите внешних границ и обеспечению внутреннего правопорядка («О границах деятельности государства», 1792; рус. пер. в приложении к книге: Гайм Р., В. фон Гумбольдт ..., М., 1898).
        Осуществление идеала «гуманности» Г., подобно И. Винкельману, Гёте и Шиллеру, видел в античности, а в новое время — особенно в личности Гёте, произведения которого, по Г., реализуют высший художественный идеал — пробуждение целостного душевного мира в единстве его способностей («О “Германе и Доротее” Гёте», 1799): ведущая способность, создающая такое единство, — творческое воображение. Это единство составляет непременное условие всякого духовного постижения, в том числе и понимания истории, поскольку последнее требует проникновения в духовную суть описываемых лиц и событий («О задачах историка», 1821).
         Г. по существу явился основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины. В работе «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода», предпосланной в качестве введения к посмертно вышедшей его книге «О языке кави на острове Ява» (1836—39), Г. понимает язык не как нечто застывшее, но как непрерывный процесс духовного творчества, как «формирующий орган мысли», выражающий индивидуальное миросозерцание народа и тем самым определяющий все духовные отношения человека к миру. Эти идеи оказали огромное влияние на последующее развитие языкознания (психологическая школа 19 в. — Х. Штейнталь и А. Потебня, немецкое неогумбольдтианство и американская этнолингвистика 20 в. и др.).
         Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1—17, В., 1903—36; в рус. пер., в кн.: Звегинцев В. А., Хрестоматия по истории языкознания XIX—XX вв. , М. , 1956; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли, т. 3, М., 1967, с. 137—47.
         Лит.: Spranger Е., W. von Humboldt und die Humanitatsidee, 2 Aufl., B., 1928; его же, W. von Humboldt und die Reform desBildungswesens, 3 Aufl., Tubingen, 1965: Kaehier S. A., W. von Humboldt und der Staat, 2 Aufl., G5tt., 1963; Menze C., W. von Humboldts Lehre und Bild vom Menschen, Dusseldorf, 1965.
         Ю. Н. Попов.
        В. Гумбольдт.
III
Гумбольдт (Humboldt)
        река в США, самая большая в пределах Большого Бассейна. Длина около 600 км, площадь бассейна 37560 км2. Имеет горный характер, протекает по полупустынной, засушливой, слабообжитой местности, впадает в озеро Гумбольдт. Питание дождевое. Повышенная водность с декабря по май, в остальное время года сток низкий, частично идёт подземным путём, река нередко пересыхает. Средний расход воды в низовьях 6—7 м3/сек, наибольший — около 150 м3/сек. На Г. несколько водохранилищ (самое большое Рей-Патч, или Гумбольдт). Используется для орошения. По долине Г. пролегают шоссе и Трансконтинентальная ж. д. Названа в честь А. Гумбольдта.
Современная Энциклопедия
ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (1767 - 1835), немецкий филолог, философ, языковед, государственный деятель, дипломат. Осуществил реформу гимназического образования в Пруссии, основал в 1809 Берлинский университет. Один из виднейших представителей немецкого классического гуманизма; друг И.В. Гете и Ф. Шиллера. Видел в универсальном развитии индивидуальности высшую цель общества и государства. Развил учение о языке как непрерывном творческом процессе ("формирующем органе мысли") и о "внутренней форме" языка как выражения индивидуального миросозерцания народа.
Литературная энциклопедия
Вильгельм — см. «Эстетика».
История философии. Энциклопедия
ГУМБОЛЬДТ, (Humboldt) Вильгельм фон (1767- 1835) - немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гёте и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790 - 1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликовано - 1792, полностью - 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном. "Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. Вся философия Г. может рассматриваться как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. понимал ее как "антропологию") оказалось и "сравнительное языкознание", одним из родоначальников которого стал Г. ("О сравнительном изучении языков...", 1820). В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (опубликован как введение к работе "О языке кави на острове Ява", тт. 1-3, 1836-1839) подчеркивается творческая природа языка: язык - не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, т.е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации": в самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определенное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. Языковед, по Г., должен постичь язык как самодостаточный продукт творчества народного духа: "В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку - в отличие от всего уже познанного и продуманного им - как неисчерпаемая сокровищница, в которой дух всегда может открыть неведомое, чувство - всегда по-новому ощутить непрочувствованное". "Обособив" язык как предмет исследования, Г. явился, по существу, основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков. Эволюция в 19-20 вв. философии языка и научного языкознания в качестве новых "изданий" философского номинализма, как правило, происходила в границах конструктивного преодоления полюсов идеи Г.: а) о языке как органе и орудии мысли; б) языке как органе, образующем мысль (перевод А.Потебни); в) языке как о той "духовной силе, которая в своем существе не позволяет вполне проникнуть в себя" (перевод В.В.Бибихина).
A. A. Грицанов
История философии. Грицианов
(Humboldt) Вильгельм фон (1767— 1835) — немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гёте и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории, дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790 — 1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение ‘Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства’ (частично опубликовано — 1792, полностью — 1851) являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования, была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., ‘организация’ — в мире физическом, ‘характер’ — в мире интеллектуальном и моральном. ‘Тайна всего бытия’ заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. Вся философия Г. может рассматриваться как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму ‘духа народа’. Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. понимал ее как ‘антропологию’) оказалось и ‘сравнительное языкознание’, одним из родоначальников которого стал Г. (‘О сравнительном изучении языков...’, 1820). В трактате ‘О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества’ (опубликован как введение к работе ‘О языке кави на острове Ява’, тт. 1—3, 1836—1839) подчеркивается творческая природа языка: язык — не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, т.е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, ‘орган, образующий мысль’, продукт ‘языкового сознания нации’: в самой структуре языка (его ‘внутренней форме’) воплощено определенное воззрение на мир (‘мировидение’) того или иного народа. Языковед, по Г., должен постичь язык как самодостаточный продукт творчества народного духа: ‘В каждый момент и в любой период своего развития язык предлагает себя человеку — в отличие от всего уже познанного и продуманного им — как неисчерпаемая сокровищница, в которой дух всегда может открыть неведомое, чувство — всегда по-новому ощутить непрочувствованное’. ‘Обособив’ язык как предмет исследования, Г. явился, по существу, основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19—20 вв. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков. Эволюция в 19—20 вв. философии языка и научного языкознания в качестве новых ‘изданий’ философского номинализма, как правило, происходила в границах конструктивного преодоления полюсов идеи Г.: а) о языке как органе и орудии мысли; б) языке как органе, образующем мысль (перевод А.Потебни); в) языке как о той ‘духовной силе, которая в своем существе не позволяет вполне проникнуть в себя’ (перевод В.В.Бибихина).
Новый философский словарь
(Humboldt)
Вильгельм фон (1767-1835) - немецкий философ, языковед, государственный деятель, дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Ведущий представитель гуманизма и идей гуманности в немецком идеализме. Мировоззрение Г. органично соединяло в себе такие базовые основания, как тотальность (в художественном изображении жизни) и универсальность. Идеи Гердера о целостности всемирно-исторического процесса, о народах как живых организмах, о включенности деятельности отдельного человека в бесконечное поступательное развитие общества как предпосылке исследования истории были творчески переработаны Г. наряду с эстетическими концепциями Гете и Шиллера, ориентированными на классическую Грецию как воплощение идеала. Историк, по Г., должен проникать во внутренние содержание и смысл истории дабы избежать опасности быть простым регистратором исторических результатов. Работы Г. 1790-1800-х о древнегреческой культуре соединили проблематику истории и эстетики. В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой французской революции, раннее его сочинение "Идеи к опыту, определяющему границы деятельности государства" (частично опубликована - 1792, полностью - 1851) - являет собой рассуждение о политических условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. По Г., задачами государства являются защита внешних рубежей и обеспечение правопорядка в стране при условии предоставления всех возможностей для свободного и раскрепощенного национального и индивидуального развития. Надежда Г. на достижение идеала с помощью социальных реформ, воспитания, самосовершенствования обусловили возрастающую роль педагогических мотивов в его творчестве. Как результат инициированной Г. реформы образования была создана гуманистическая гимназия в ее классическом облике. Г. стремился преодолеть дуализм материи и идеи, материала и формы; из их слияния возникает, по Г., "организация" - в мире физическом, "характер" - в мире интеллектуальном и моральном. "Тайна всего бытия" заключена, по Г., в индивидуальности (личности, народа). Вся философия Г. может рассматриваться как характерология форм культуры, выражающих самобытную внутреннюю форму "духа народа". Моментом такой сравнительной характерологии (сам Г. понимал ее как "антропологию") оказалось и "сравнительное языкознание", одним из родоначальников которого стал Г. ("О сравнительном изучении языков...", 1820). В трактате "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества" (опубликован как введение к работе "О языке кави на острове Ява", т. 1-3, 1836-1839) подчеркивается творческая природа языка: язык - не столько продукт деятельности, нечто созданное, сколько сама деятельность, т.е. непрестанно совершающийся процесс порождения смысла, "орган, образующий мысль", продукт "языкового сознания нации": в самой структуре языка (его "внутренней форме") воплощено определенное воззрение на мир ("мировидение") того или иного народа. Языковед должен постичь язык как продукт творчества народного духа. Г. явился по существу основоположником философии языка как самостоятельной дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19-20 вв. Принимая философское учение И. Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной точки зрения. Историю как науку в известной степени может заменить эстетика. В своем учении о языке Г. предложил оказавшийся весьма ценным метод сравнительно-исторического исследования языков.
А.А. Грицанов
Философский словарь
• Александр (1769 — 1859) — нем. философ и естествоиспытатель. Единственной космической субстанцией Г. считал материю, наделенную внутренней активностью. Всеобщими и фундаментальными свойствами материи являются, по его мнению, движение, пространство и время. Отстаивал диалектическую трактовку движения как единства универсальной взаимосвязи и развития явлений, выступал с критикой Канта, натурфилософии Шеллинга и Гегеля, позитивизма Копта. Большое значение придавал союзу науки и материалистической философии. Его философские и естественнонаучные идеи способствовали подрыву метафизических воззрений. Признавая единство сенсуализма и рационализма, Г. высказывался за поэтическое осмысление действительности, к-рое, по его мнению, делает познание общественно полезным и гуманным. Сильная сторона гносеологических взглядов Г. — признание того, что познание возможно на базе экспериментального общения с природой. Выражал интересы радикального крыла нем. буржуазии, симпатизировал фр. буржуазной революции конца 18 в. Осн. соч.: “Картины природы” (1808), “Космос” (В 5 т., 1845 — 59).
• Вильгельм (1767 — 1835) — нем. философ, языковед и государственный деятель, брат А. Гумбольдта. Принимая философское учение Канта, Г. стремился конкретизировать и развить его на материале общественной истории, отклоняясь по ряду вопросов в сторону объективного идеализма. Согласно теории исторического познания Г., всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, поэтому она не может быть понята с причинной т. зр. Г. считал, что история как наука в известном смысле может совпадать с эстетикой. Предложил оказавшийся весьма ценным сравнительно-исторический метод исследования языков; одновременно с Шлейермахером и Шлегелем разрабатывал ряд проблем герменевтики. В этике стоял на позициях абстрактного гуманизма. Антифеодальные взгляды Г. не выходили за рамки реформ системы образования, идеи объединения Германии. Осн. соч.: “О границах деятельности государства” (1792), “О задачах историка” (1821).
Философский энциклопедический словарь
• ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Александр (род. 14 сент. 1769, Берлин – ум. 6 мая 1859, там же) – нем. естествоиспытатель. Написал фундаментальную работу «Entwurf einer physischen Weltbeschreiburg» (рус. пер. «Космос», 1848 – 1863), в которой представил мир как природное целое, движимое и оживляемое внутренними силами, и стремился объединить дух классического идеализма и поднимающегося до философии естествознания. Его произв. оказали большое влияние на развитие эволюционных идей и сравнительного метода в естествознании.
• ГУМБОЛЬДТ (Humboldt) Вильгельм (род. 22 июня 1767, Потсдам – ум. 8 апр. 1835, Тегель, близ Берлина) – нем. государственный деятель, философ, языковед. Главный представитель гуманизма и идеи гуманности в период нем. идеализма. Его мировоззрение характеризуется тремя осн. идеями: универсальность, индивидуальность и тотальность (изображение жизни в художественном произв.). Исследование истории, так же как и исследование языка, по Гумбольдту, не является делом только интеллекта, а имеет своей предпосылкой совместную деятельность всех человеческих душевных способностей. Историк должен проникать во внутреннее содержание личности и эпохи, которыми он занимается, если хочет сделать нечто большее, чем бессвязное перечисление внешних результатов. Языковед должен понять язык как внешнее проявление и орудие народного духа, предназначенное для обеспечения языковой общности. В духе своего гуманистического идеала Гумбольдт поддерживал идею создания Берлинского ун-та и принимал практическое участие в его основании jb 1811. В результате задуманной им реформы высшей школы была создана гуманистическая гимназия в ее современном виде. В работе «Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen» (рус. пер. «О границах деятельности государства», 1898) он утверждал, что задачей государства является защита внешних границ и обеспечение внутреннего правопорядка. Но в остальном государство должно всячески сдерживать себя и предоставить возможность свободному индивидуальному и национальному развитию.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Humboldt) Вильгельм (22.0.1767, Потсдам, — 8.4.1835, Тегель), нем. эстетик, языковед, философ, гос. деятель и дипломат, один из основателей Берлинского университета (1810). Взгляды Г. отражали идеалы гуманистич. мировоззрения, сложившегося в Германии к кон. 18 в. (Гёте, Шиллер, Гердер); в ряде работ Г. разъяснял этич. и эстетич. смысл поэзии нем. классиков (статьи о поэме Гёте «Герман и Доротея», о Шиллере). В философии истории Г. перерабатывал опыт Великой франц. революции, раннее его соч. «Идеи к опыту установления границ деятельности госва» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wirksamkeit des Staates zu bestimmen», 1792, опубл. 1851) — рассуждение о по-литич. условиях, призванных обеспечить свободное развитие индивида и народа. Для Г. характерен преимуществ, интерес к культуре как целостному органич. единству, к «духу» народов, действующему в истории (работы 1790—1800-х гг., посвящённые др.-греч. истории и культуре). Вершина науч. деятельности Г. — его работы о языке, в которых начала сравнит. языкознания неотделимы от философии языка и культуры («О сравнит. изучении языков...», «Uber das vergleichende Sprachstudium...», 1820; «О различии строя человеч. языков...», «Uber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...», — введение к работе «О языке кави на острове Ява», «Uber die Kawi-Sprache auf der Insel Java», Bd l—-3, 1836—39, и мн. др.). Подчёркивая творч. природу языка, Г. рассматривал его в тесной связи с мыслит, деятельностью индивида и народа; язык — не только готовый инструмент и нечто созданное (ergon), но и деятельность (energeia) духа; язык как «непроизвольное средство» выражения и обретения истины; в самой структуре языка воплощено определ. воззрение на мир. Г. явился по существу основоположником философии языка как самостоят. дисциплины и оказал огромное влияние на развитие языкознания в 19—20 вв. (X. Штейнталь, А. А. Потебня и др.). Gesammelte Schriften, hrsg. v- A. Leitzmann, Bd l—17, B., 1903—36, то же, В., 1968; Werke, hrsg. v. A. Flitner und K. Giel, Bd 1—5, Darmstadt—B., 1960—65; Der Briefwechsel zwischen F. Schiller und W. v. Humboldt, hrsg. v. S. Seidel, Bd l—2, B., 1962.
        Гайм Р., Вильгельм фон Г. .... пер. с нем., М., 1898; Ш ? е т Г. Г., Внутр. форма слова. (Этюды и вариации на темы Г.), М., 1927; S p r a n g e r E., W. v. Humboldt und die Humanitatsidee, В., 1928 2; S curl a H., W. v. Humboldt. Werden und Wirken, B., 1975 2.
Научнотехнический Энциклопедический Словарь
ГУМБОЛЬДТ (Humboldt), барон Фридрих Хайнрих Александр фон (1769-1859), немецкий ученый и исследователь. Его основным предметом была минералогия, но в своих научных поездках по Европе и Центральной и Южной Америке он исследовал также вулканы, причины тропических штормов и увеличения напряженности магнитного поля от экватора к полюсам. Его основная, пятитомная работа «Kosmos» (1845-62), является всесторонним описанием физического мира.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГУМБОЛЬДТ


будет выглядеть так: Что такое ГУМБОЛЬДТ