Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГРОССМАН

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Гроссман
        Василий Семенович [29.11(12.12).1905, Бердичев, — 14.9.1964, Москва], русский советский писатель. Окончил физико-математический факультет МГУ (1929). Работал в Донбассе инженером-химиком. Первая повесть Г. «Глюкауф» из жизни советских шахтёров (1934) и рассказ «В городе Бердичеве» (1934) обратили на себя внимание М. Горького. Герои более поздних рассказов («Четыре дня», «Товарищ Федор», «Кухарка»), пройдя через подпольную борьбу против царизма и Гражданскую войну, становятся строителями нового общества. Они показаны в обыденных жизненных обстоятельствах, что оттеняет необыкновенность их душевного склада. В романе «Степан Кольчугин» (ч. 1—4, 1937—40) рассказано о молодом рабочем, который приходит в ряды большевистской партии.
         В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 Г. — военный корреспондент газеты «Красная звезда» — публикует серию очерков о борьбе сов. народа против фашистов и повесть «Народ бессмертен» (1942) — первое крупное произведение о событиях войны, где дана обобщённая картина народного подвига. В 1952 опубликовал роман «За правое дело», в котором содержится попытка широкого осмысления исторического опыта Великой Отечественной войны. Основная тема романа — тема народа, вынесшего на своих плечах всю тяжесть защиты родной земли. Война предстаёт здесь во всей её конкретности — от событий исторического масштаба до мельчайших подробностей, из которых складываются эти события. Позднее Г. опубликовал ряд рассказов («Дорога», «Несколько печальных дней» и др.) и лирический дневник-очерк о поездке в Армению «Добро вам!» (1965). Награжден 3 орденами, а также медалями.
         Соч.: За правое дело, ч. 1—3, М., 1954; Повести. Рассказы. Очерки. [Вступ. ст. Ф. Левина], М., 1958; Старый учитель. Повести и рассказы, М., 1962; Добро вам! Рассказы. [ Предисл. Н. Атарова], М., 1967.
         Лит.: Мясников А., Литература и война, «Октябрь», 1942, № 11; Перцов В., Подвиг и герой, «Знамя», 1945, № 9; Галанов Б., Эпопея народной борьбы, «Молодой коммунист», 1953, №1; Бочаров А. Г., В. Гроссман. Критико-биографический очерк, М., 1970; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 1, Л., 1959.
         Г. Н. Мунблит.
II
Гроссман
        Леонид Петрович [12(24).1.1888, Одесса, — 15.12.1965, Москва], советский литературовед. Окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе (1911). Начал печататься в 1903. Профессор Московского горного педагогического института им. В. П. Потемкина. Основные работы посвящены творчеству Ф. М. Достоевского и др. писателям 19 в., вопросам поэтики, связям рус. литературы с общественной мыслью и зап.-европ. литературой, драматургии и театру. Автор романов и повестей: «Записки Д'Аршиака» (1930), «Рулетенбург» (1932), «Бархатный диктатор» (1933).
         Соч.: Собр. соч., т. 1—4, М., 1928; Жизнь и труды Ф. М. Достоевского, М.— Л., 1935; Бальзак в России, в кн.: Литературное наследство, т. 31—32, М.,1937; Театр Сухово-Кобылина, М. — Л., 1940; Н. С. Лесков, М.. 1945; Пушкин, 3 изд., М., 1960; Достоевский, 2 доп. изд., М., 1965; Роман Нины Заречной, альм. «Прометей», т. 2, М., 1967.
Энциклопедия Отечеcтво
ГРОССМАН Василий Семёнович (1905-64), русский писатель. Историко-революционный роман "Степан Кольчугин" (ч. 1-4, 1937-40). Пьеса "Если верить пифагорейцам" (1946). Повесть "Народ бессмертен" (1942), роман "За правое дело" (1952) посвящены народному подвигу в Великой Отечественной войне. В повести "Всё течёт" (1955-1963, опубликована в 1970, в России в 1989) - жёсткое изображение трагического в истории страны 30-50-х гг. В романе "Жизнь и судьба" (1948-60; в 1961 рукопись арестована; опубликована в 1980, в России в 1988) - многоплановая панорама эпохи Великой Отечественной войны (Сталинградская битва, тыл, ГУЛАГ, немецкие концлагеря, еврейские гетто), проблемы противостояния личности насилию тоталитарной системы (фашистской и коммунистической).
Литературная энциклопедия
Леонид Петрович [1888—] — современный литературовед. Р. в семье одесского врача. По образованию юрист. Преподавал в ВЛХИ, состоял ученым секретарем литературной секции ГАХН. В настоящее время работает в литературно-художественном отделе Госиздата. Методологические воззрения Г. близки к формализму. «Углубленное исследование языка, композиции, поэтической техники, особенностей художественной манеры данного автора понемногу ликвидирует все господствовавшие недавно историко-литературные приемы, от социологии и культурной истории до биографии и психологии» (ст.
26 «Метод и стиль», 1922). Однако Г. остаются чуждыми и технологический практицизм формалистов, и их небрежение вопросами тематики. Констатируя исконный разрыв между «формой» и «содержанием», Г. предлагает заменить эти метафизические термины старинным понятием «„стиля“ — самого видного наружного выражения самой внутренней сокровенной жизни духа» (Леонтьев). «Вместо истории идей, игнорирующей один из важнейших признаков лит-ого произведения — его форму, вместо исключительного формального анализа, изучающего автора как неодушевленный предмет, исследование стиля способно охватить облик поэта во всей его цельности и полноте...» Представление о литературоведении как о «новой углубленной эстетике, построенной на созданиях художественного слова», сближает Г. с такими представителями эстетического интуитивизма в русской историографии, как Евлахов, а его импрессионизм — с Айхенвальдом. Работы Г. многочисленны. Они посвящены самым различным вопросам: исследованию поэтической техники («Онегинская строфа»), прототипология («Бакунин в „Бесах“»), анализу критических систем («Аполлон Григорьев»), установлению лит-ых воздействий («Композиция романов Достоевского»), эволюции поэтических жанров («Поэтика сонета», «Мадригалы Пушкина») и пр. «В план лит-ого исследования необходимо включать все, что служит выразительности и своеобразию данного творческого облика. В этом смысле вкусы поэта, его умственные наклонности, его увлечение теми или иными философскими системами часто совершенно равноправны с вопросами строения и выбора его художественных форм» («Метод и стиль»). В каком же взаимном отношении находятся эти компоненты стиля, какова их функциональная роль в создании поэтического целого, чем обусловлен наконец самый стиль, какие социальные причины вызвали его к жизни? От решения этих капитальных проблем Г. или уклоняется, или решает их неправильно. Его понимание стиля всецело импрессионистично. «Синтетический облик Брюсова являет нам черты бесстрашного укротителя слов, поэта-комбатанта, уверенного мастера и отважного конквистадора в безбрежных далях российской поэзии». Как воспитался этот «синтетический облик», волю каких групп выполнял в лит-ре Брюсов, рупором чьего сознания он являлся — Г. нам не сообщает. Детерминированность творчества им просто-напросто отрицается. Автор «Записок охотника» рисовал образы дворовых, разрабатывал крестьянские мотивы. И то и другое очевидно обусловлено было социальным генезисом тургеневского стиля, вызывалось к жизни тягой «охотника» к «простой жизни», его мечтательностью, мягкосердечностью и т. п. По мнению же Г., здесь имел место «умный технический ход и совершенно правильный художественный прием»: «Темы любви оказались
27 недостаточными для придания очеркам нужной динамичности. И как новый действенный фермент драматизма Тургенев принимает для своих охотничьих рассказов явление крепостничества». Автор поступил не так, как требовала от него социальная природа его образов, а так, как ему самому казалось удобнее! Аналогичным образом разрешаются проблемы лит-ой динамики. Исследуя историю русского мадригала, Г. обходит совершенным молчанием причины его упадка в 40-х годах, хотя связь этого жанра с аристократической культурой очевидна. «Эволюция поэтического рода являет нередко картину органического развития живого существа с тем же процессом накопления жизненных сил, их концентрации и затем их медленной утраты и даже подчас полного исчезновения» («Мадригалы Пушкина»). На самом деле деградация жанров обусловлена деградацией культивировавших их классовых групп. Изложение Г. увлекательно, его «эссэ» и «портреты» всегда построены по тщательно обдуманному плану, композиция их отчетлива, язык образен. Однако изложение его часто грешит излишней манерностью. Г. питает пристрастие к эффектам. Самые обыкновенные факты быта превращаются им в «примечательные», «обостренные» и «фатальные» происшествия. «Не фатально ли совпадение столетнего юбилея Лермонтова с разгаром кровопролитнейшей войны?» «Пути Брюсова снова так фатально и знаменательно скрестились с путями молодого Артюра Рембо...» «Действие последнего романа Тургенева происходит в 1870. События „Нови“ разворачиваются в момент прелюдии к катаклизму 1914. Но даже пушки, штурмующие Страсбург, бессильны заглушить для Тургенева переливчатый звон старинного клавесина» («Портрет Манон Леско»). Как ни соблазнительно это «фатальное предзнаменование», в нем нет ни грана истины: события «Нови» датированы 1868 годом! Библиография: I. Собр. сочин. Г. выпущено в 5 тт. издательством «Современные проблемы», М., 1928. II. Биографию Г. см. в сб. «Писатели современной эпохи», т. I, М., 1928 (здесь и библиография); Благой Д. Д., Новая книга по истории литературы, «Печать и революция», 1926, II (о книге Г. «От Пушкина до Блока», М., 1926); Полонский Вяч., Три статьи в сб. «Спор о Бакунине и Достоевском», Л., 1926 (совместно с Г.); Боровой А. А. и Отверженный Н., Миф о Бакунине, М., 1925; Цейтлин А. Г., «Преступление и наказание» и «Les Miserables», «Лит-ра и марксизм», 1928, кн. V; Немеровская О., Леонид Гроссман во весь рост, «На лит-ом посту», 1929, VI. П. Э.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГРОССМАН


будет выглядеть так: Что такое ГРОССМАН