Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГРИГОРОВИЧ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Григорович
        Виктор Иванович [30.4(12.5). 1815, Балта, — 19(31).12.1876, Елизаветград, ныне Кировоград], русский славист, один из основоположников славянской филологии в России. С 1842 по 1863 профессор кафедр истории и литературы славянских наречий в Казанском, в 1848—49 — Московском, а с 1865 по 1876 — Одесском университетах. В 1844—47 совершил поездку по славянским землям, находившимся под турецким владычеством, собирая памятники южнославянской письменности, обогатившие источниковедческую базу славистики («Очерк путешествия по Европейской Турции», 1848). Широко использовал византийские источники для изучения истории балканских славян («О Сербии в ее отношениях к соседним державам, преимущественно в XIV и XV столетиях», 1859, и др.).
         Соч.: Собр. соч. (1864—76), Одесса, 1916.
         Лит.: Петровский Н. М., Библиографический список печатных трудов В. И. Григоровича, «Изв. Отделения русского языка и словесности имп. АН», 1914, т. 19, кн. 3: Викторов А. Е., Собрание рукописей В. И. Григоровича, М., 1879.
II
Григорович
        Дмитрий Васильевич [ 19(31).3.1822, Симбирск, — 22.12.1899 (3.1.1900), Петербург], русский писатель. Детство провёл в усадьбе отца, симбирского помещика. Учился в инженерном училище и Академии художеств (Петербург, 1836—40). Служил в Дирекции императорских театров. Наиболее значительные произведения Г. — повести «Деревня» (1846) и «Антон-Горемыка» (1847, опубликовано в журнале «Современник»), написаны в духе натуральной школы (См. Натуральная школа) и носят антикрепостнический характер. В них выражены критическое отношение к дворянству, любовь к крестьянам, даны картины природы. В 40—50-е гг. Г. создаёт произведения из народной жизни, разоблачающие социальную несправедливость: повести «Капельмейстер Сусликов» (1848), «Похождения Накатова» (1849), «Свистулькин» (1855) и др., роман «Просёлочные дороги» (1852). В 50-е гг. в мировоззрении Г. проявляются противоречивые тенденции: сочувствие демократическим устремлениям сочетается с выпадами против Н. Г. Чернышевского (повесть «Школа гостеприимства», 1855), что завершилось выходом Г. из «Современника» (1860). В романах Г. этого периода («Рыбаки», 1853, и «Переселенцы», 1855—56) с любовью нарисована жизнь крестьянства, содержится большой этнографический материал. Однако здесь сказались и умеренно-либеральные взгляды писателя. Своё морское путешествие вокруг Европы (1858—59) он описал в путевых очерках «Корабль “Ретвизан”» (ч. 1—2, 1859—63). В начале 60-х гг. Г. оставил литературную деятельность и лишь в 1883 вышла его повесть «Гуттаперчевый мальчик» о трагической судьбе ребёнка-акробата. Ценный для истории литературы материал содержат «Литературные воспоминания» (1892—93).
         Соч.: Полн. собр. соч., т. 1—12, СПБ. 1896; Избр. произв., М. — Л., 1959; Литературные воспоминания, М., 1961.
         Лит.: Лотман Л. М., Григорович, в кн.: История русской литературы, т. 7, М.— Л., 1955; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.
         Г. П. Пирогов.
        Д. В. Григорович.
III
Григорович
        Дмитрий Павлович [25.1(6.2).1883, Киев, — 26.7.1938, Москва], советский конструктор самолётов. В 1913 сконструировал свою первую летающую лодку М-1. Г. создал летающую лодку М-5 (1914) с высокими лётными данными, летающую лодку М-9, вооруженную пулемётом (1915) и пушкой (1916). В 1916 был построен первый в мире гидросамолёт-истребитель его конструкции М-11. В сов. время лучшими были его истребители И-2 и И-2-бис, летающая лодка М-24. Создал совместно с Н. Н. Поликарповым истребитель И-5 (1930), а также первый истребитель ПИ-1 с убирающимися шасси и пушечным вооружением (1930—33) и др.
         Лит.: Лебедев Н. М., Очерки гидроавиации, М., 1924: История воздухоплавания и авиации в СССР. Период до 1914, под ред. В. А. Попова, М.. 1944; Шавров В. Б.. История конструкций самолётов в СССР до 1938 г., М., 1969.
IV
Григорович
        Иван Иванович (1792—1852), белорусский археограф, собиратель древностей, историк. Окончил духовную академию (1819), был ректором училищ в Гомеле и Витебске. С 1837 член Археографической комиссии. Составил первый белорусский археографический сборник «Белорусский архив древних грамот» (ч. 1, 1824; ч. 2 в рукописи обнаружена в 1958 в Красноярском архиве). Издал также ряд др. публикаций документов, главные из которых «Акты, относящиеся к истории Западной России...» (т. 1—5, 1846—53) содержат источники по истории Белоруссии, Украины и Литвы 14—17 вв. (см. «Акты Западной России»).
         Лит.: Суднiк М., 3бipaльнiк беларускай старажытнасцi, «Беларусь», 1945, №11—12: Иконников В. С., Опыт русской историографии, т. 1—2, К., 1891—1908.
V
Григорович
        Иван Константинович [26.1(7.2).1853 — 3.3.1930, Ментона, Франция], русский адмирал (1911). Окончил Морской корпус (1874). Во время русско-японской войны 1904—05 командовал броненосцем «Цесаревич», с марта 1904 начальник порта в Порт-Артуре. В 1905—06 начальник штаба Черноморского флота. С 1909 товарищ морского министра и представитель Морского министерства в Государственной думе. С марта 1911 по 28 февраля (13 марта) 1917 морской министр. Под руководством Г. был выработан и осуществлен ряд судостроительных программ, чем было начато восстановление русского военно-морского флота после разгрома в русско-японской войне 1904—05. Г. отличался «либерализмом» и поддерживал контакты с буржуазно-октябристскими кругами, которые в 1916 выдвигали его на пост председателя Совета Министров. После Февральской революции вышел в отставку. После Октябрьской революции служил в Морской исторической комиссии по изучению опыта 1-й мировой войны. В 1923 уехал во Францию.
         А. Г. Кавтарадзе.
VI
Григорович
        Константин Петрович [18(30).9.1886 — 12.9.1943], один из основателей советской школы электрометаллургов, профессор (1921), доктор технических наук (1934). Родился в Николаеве. В 1913 окончил Петербургский политехнический институт и работал на Путиловском заводе. Участвовал в проектировании и пуске первого советского завода качественной стали «Электросталь» (Московская обл.). В 1920 организовал кафедру электрометаллургии в Московской горной академии (с 1930 — Московский институт стали). Принимал участие в создании первых крупных заводов ферросплавов: Челябинского, Зестафонского, Запорожского. С 1931 технический директор треста «Спецсталь» (впоследствии «Главспецсталь»). Награжден орденом Ленина.
         Соч.: Электрометаллургия железа, ч. 1, М., 1922; Производство стали в электрических печах, М. — Л., 1932.
VII
Григорович
        Юрий Николаевич (р. 1.1.1927, Ленинград), советский артист балета и балетмейстер, народный артист РСФСР(1966). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище по классу Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был танцовщиком Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова. В 1962—64 балетмейстер этого театра, с 1964 главный балетмейстер Большого театра. Выдающимися событиями балетного искусства явились постановки Г. в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова: «Каменный цветок» Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» Меликова (1961), затем перенесённые в Москву на сцену Большого театра (1959, 1965). Балет «Каменный цветок» Г. ставил также в театрах Новосибирска (1959), Таллина (1961), Стокгольма (1962), Софии (1965).Оба балета дают синтез хореографического симфонизма, высокой театральной действенности, психологического анализа характеров. Значительным успехом была постановка «Щелкунчика» Чайковского (1966, Большой театр), в которой достигнуто высокое единство музыки и хореографии в цельной системе образов и последовательном развитии действия. Народно-героическую тему балета А. И. Хачатуряна «Спартак» (1967; Ленинская премия, 1970) Г. впервые передал средствами симфонизированного классического танца.
         Лит.: Чистякова В., В мире танца. Беседы о балете, Л. — М., 1964; Ванслов В. В., Балеты Григоровича и проблемы хореографии, М., 1968.
         В. М. Красовская.
Современная Энциклопедия
ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (1822 - 1899/1900), русский писатель. Антикрепостнические повести "Деревня" (1846) и "Антон-Горемыка" (1847). Романы 50-х гг. ("Рыбаки" и "Переселенцы") насыщены этнографическим материалом. Автор повести "Гуттаперчевый мальчик" (1883).
Русская цивилизация
Дмитрий Васильевич (19.03.1822-22.12.1899), русский прозаик, переводчик, искусствовед. Учась в Петербургском Главном инженерном училище (1836 — 40), подружился с Ф. М. Достоевским. Н. А. Некрасов привлекает его к участию в альманахе «Физиология Петербурга» (очерк «Петербургские шарманщики»). Ободренный успехом, пишет повесть о трагической истории девушки-сироты, жанрово ориентированную на «физиологический очерк»; «Деревня» (1846).
Серьезным, единодушно признанным творческим успехом стала повесть Григоровича «Антон Горемыка» (1847), посвященная судьбе от природы одаренного, но задавленного нуждой и произволом космополитизированного барина русского мужика.
В последующие годы Григорович обращается к жанру романа, как правило, в традициях «натуральной школы» («Проселочные дороги», 1852, о паразитическом существовании помещиков-«небокоптителей»; «Рыбаки», 1853, о гибели крестьянской общины под натиском «прогресса» и капитализма; «Переселенцы», 1855, о взаимоотношениях «просвещенных» помещиков с их «крещеной собственностью»).
На отмену крепостного права Григорович откликнулся романом «Два генерала» (1864), где отразил «нигилистов», не увидев в них ничего, кроме дешевой демагогии.
Вновь к литературному творчеству Григорович возвращается в сер. 1880-х. Его повесть «Гуттаперчевый мальчик» — «маленький шедевр» (И. С. Тургенев) — и поныне числится в классике детского чтения.
Энциклопедия Отечеcтво
1.
ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич (1822-1899/1900), русский писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1888 ). Антикрепостнические повести "Деревня" (1846) и "Антон Горемыка" (1847). Романы 50-х гг. ("Рыбаки" и "Переселенцы") насыщены этнографическим материалом. Повесть "Гуттаперчевый мальчик" (1883).
2.
ГРИГОРОВИЧ Иван Константинович (1853-1930), адмирал (1911). Участник обороны Порт-Артура во время русско-японской войны 1904-05. В марте 1911 - феврале 1917 морской министр. Под его руководством разработан и осуществлён ряд судостроительных программ, начато восстановление русского флота после его разгрома в русско-японской войне. С 1913 член Государственного совета. После 1917 сотрудничал в Морской исторической комиссии по изучению опыта 1-й мировой войны и Морском архиве. С 1923 в эмиграции.
3.
ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (род. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946-64 в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Ленинград), в 1964-95 главный балетмейстер Большого театра (Москва). Поставил: "Каменный цветок" С. С. Прокофьева (1957), "Легенда о любви" А. Д. Меликова (1961), "Щелкунчик" П. И. Чайковского (1966). В балете "Спартак" А. И. Хачатуряна впервые раскрыл героическую тему средствами симфонизированного классического танца (1968). Поставил также балеты: "Иван Грозный" на музыку Прокофьева (1975), "Ангара" А. Я. Эшпая (1976), "Золотой век" Д. Д. Шостаковича (1982), "Раймонда" А. К. Глазунова (1984), "Корсар" А. Адана - Ч. Пуни (1994) и др. Ленинская премия (1970), Государственные премии СССР (1977, 1985).
Литературная энциклопедия
Дмитрий Васильевич [1822—1899] — видный представитель дворянской лит-ры 40-х гг. Начал литературную деятельность с вещей, писанных по заказу. Впервые обратил на себя внимание Белинского «физиологическим очерком» «Петербургские шарманщики» [1845]. Громкое литературное имя приобрел повестями из крестьянской жизни — «Деревня» [1846] и «Антон Горемыка» [1847]. За ними последовал ряд рассказов из народного быта — напр. «Четыре времени года» [1849], «Мать и дочь» [1851], «Смедовская долина» [1852], «Пахарь» [1853] — и два романа — «Рыбаки» [1853] и «Переселенцы» [1855—1856]. В начале 60-х гг., когда в редакции «Современника» произошел раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Г. был всецело с первой группой и вышел из «Современника». К Чернышевскому, лидеру радикалов, он относился с ненавистью. С 1864 Г. надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по Обществу поощрения художеств, деятельным секретарем которого он оставался долгое время. В 80-е и 90-е гг. Г. напечатал несколько незначительных рассказов и довольно любопытные лит-ые воспоминания. Положение Г. в лит-ре целиком определяется его повестями «Деревня» и «Антон Горемыка». Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. Г. в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в лит-ре. У Г. значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» Тургенева и у всех других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан Г. не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Г. способствовало более цельному читательскому
2 впечатлению. «Жаление» крепостного мужика, которым проникнуты повести Г., носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах Г. из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В «Рыбаках» Г. дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в «безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением». В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Г. противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Г. — совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Г. — народные обряды, обычаи, суеверия, песни
3 и пр. — характерно для дворянского народничества той поры. Уже в 60-е гг. мужицкая беллетристика Г. стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший Г., позже довольно едко отзывался об «Антоне Горемыке». В своих изображениях помещиков (роман «Проселочные дороги») Г. был ближе к Гоголю, чем напр. к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на к-рый Г. здесь претендует, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у Г. («Похождения Накатова», «Столичные родственники» и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В лит-ой манере Г., с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам — много родственного Диккенсу; иногда Григорович доходил до слишком явного подражания английскому юмористу («Проселочные дороги»). При своей склонности к живописи Г. отводит очень много места пейзажу — особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Г., к-рый считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием. Библиография: I. Кроме отдельных произведений, полн. собр. сочин. Григоровича издавались в 1859 и 1872; в 1896 даны в качестве приложения к «Ниве» (12 тт., изд. 3-е, А. Маркса, СПБ.). «Литературные воспоминания» Григоровича переизданы изд. «Academia», Л., 1929. II. Бродский Н. Л., Ст. в «Истории русской литературы XIX в.», т. II, изд. «Мир»; Коган П. С., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. II, изд. 5-е, М., 1926; Войтоловский Л. Н., История русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, Гиз, М., 1926. III. Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924. М. Клевенский
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГРИГОРОВИЧ


будет выглядеть так: Что такое ГРИГОРОВИЧ