ГРЕХОПАДЕНИЕ |
Мультимедийная энциклопедия |
в христианском вероучении, "первородный" грех прародителей, Адама и Евы,
решающим образом повлиявший на судьбу и состояние человечества. В Книге
Бытия, после рассказа о сотворении Адама и Евы, говорится о том, что Бог
не только создал их самыми совершенными из живых существ, но и наделил их
особыми дарами и поселил их в саду Эдема, где они могли вести счастливую
жизнь, не омраченную страхом или страданиями. Их невинность - плод их
общения с Богом - была знаком их нравственного совершенства: "И были оба
наги, Адам и жена его, и не стыдились".
Грехопадение произошло следующим образом. Бог дал им особую заповедь,
воспрещающую вкушать плоды от дерева познания добра и зла (Быт 2:17),
назначив наказанием за нарушение этой заповеди смерть: "ибо в день, в
который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Однако змей, посулив Еве, что
в тот день, в который они вкусят плодов этого древа, их глаза откроются и
они будут "как боги, знающие добро и зло", убедил Еву нарушить заповедь, а
Ева предложила Адаму разделить с ней эту трапезу (Быт 3:1-6). Бог же,
сказав: "вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы
не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и
не стал жить вечно" (Быт 3:14-24), изгнал Адама и Еву из рая и обрек их
жить до смерти в трудах и страданиях, змея же проклял.
Обстоятельства и детали грехопадения, о котором рассказывает Книга Бытия,
по-разному истолковывались библейскими экзегетами. Большинство из них не
видело никаких затруднений в буквальном понимании этого рассказа, однако
явное присутствие в нем антропоморфных мотивов побудило Филона
Александрийского в 1 в., христианских писателей-александрийцев 3 в.
(Климент, Ориген), кардинала Каетана в 16 в. и многих других прибегнуть к
аллегорическим толкованиям. В 20 в. проблема интерпретации грехопадения
еще более усложнилась в результате развития библейской критики, ставящей
вопрос о связи Книги Бытия с древними ближневосточными мифами. Все больше
исследователей усматривает в библейском рассказе о грехопадении отголоски
фольклорных традиций. Католические экзегеты, отстаивая достоверность
рассказа о грехопадении, не требуют безоговорочного принятия всех деталей,
сопровождающих этот рассказ. Либеральные экзегеты, как и многие
протестантские теологи, рассматривают его как миф, не подлежащий
исторической интерпретации.
См. также <<ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ>>.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 |
Орфографический словарь Лопатина |
грехопад`ение, грехопад`ение, -я |
Словарь Ожегова |
ГРЕХОПАД’ЕНИЕ, -я, ср. (книжн.). Нравственное падение, поступок, совершённый в нарушение норм общественной морали [первонач. падение первых людей, Адама и Евы, вкусивших запретный плод от древа познания]. |
Словарь синонимов Абрамова |
см. грех |
Словарь Ушакова |
ГРЕХОПАД’ЕНИЕ, грехопадения, мн. нет, ср. ·первонач., в библейском мифе, - впадение в грех, греховное падение первых людей, Адама и Евы, по наущению дьявола нарушивших завет, данный им богом, а до тех пор бывших безгрешными (церк.).
перен. Поступок, представляющий собою измену какому-нибудь идеалу, высоким моральным правилам, убеждениям, честности и т.п. (·книж. ·ритор. или ирон.). Политическое грехопадение. |
Толковый словарь Ефремовой |
[грехопадение]
ср.
1) Нарушение первыми людьми - Адамом и Евой - заповеди Бога об абсолютном повиновении, повлекшее за собою - по библейскому сказанию - изгнание из рая и наказание не только для них, но и для потомков.
2) перен. Поступок, представляющий собою измену какому-л. идеалу, принципам, убеждениям и т.п. |
|
|