Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГРАНОВСКИЙ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

Мультимедийная энциклопедия
(1813-1855), русский историк, либеральный мыслитель. Родился 9 марта 1813 в Орле в дворянской семье. В 1835 окончил исторический факультет Петербургского университета. В 1836-1839 Грановский находился в зарубежной научной командировке. Он слушал в Берлинском университете лекции крупнейших немецких историков: Л.фон Ранке, Фр.фон Раумера, Фр.фон Савиньи; посещал лекции по философии К.Вердера, Э.Ганса и др. В этот период начинается его увлечение гегелевской философией, хотя гегельянцем он так и не стал. После возвращения в Россию Грановский приступил к чтению лекций в Московском университете. В конце 1830-х - начале 1840-х годов он играет существенную роль в интеллектуальной жизни Москвы, посещает заседания кружка Н.В.Станкевича, встречается с Герценом, Чаадаевым, Катковым, братьями Киреевскими и другими деятелями отечественной культуры. При активном участии Грановского оформляется "западничество" как течение русской общественной мысли. В 1843-1844 он читает в Москве цикл публичных лекций по истории средневековой Европы, пользовавшийся большой популярностью. В 1845 защищает магистерскую диссертацию. Во второй половине 1840-х годов происходит идейный разрыв между либералом Грановским и радикальным крылом российского западничества (прежде всего с Герценом). В своих лекциях и статьях Грановский акцентирует и обосновывает значение личности в истории, не отрицая при этом общих закономерностей исторического развития. Реализация исторических законов предполагает, по Грановскому, активность личности, поскольку в процессе их осуществления "вступает во все права отдельная личность". О необходимости и плодотворности использования философской методологии в исследовании истории ученый говорил в своем докладе О современном состоянии и значении всеобщей истории, произнесенном в январе 1852 на торжественном собрании Московского университета. В 1855, незадолго до смерти, он был избран деканом историко-филологического факультета Московского университета. Умер Грановский в Москве 4 октября 1855. ЛИТЕРАТУРА Грановский Т.Н. Полное собрание сочинений, тт. 1-2. СПб, 1905
Новый философский словарь
(1813-1855)
русский историк, философ, общественный деятель. В 1832-1835 учился на юридическом факультете Петербургского университета, получил степень магистра. В 1836-1839 - в Германии, в Берлинском университете слушал лекции Л. Ранке, Ф.К. Савиньи, К. Вердера, К. Риттера, Э. Ганса. Увлекся философией Гегеля, но воспринял прежде всего круг его идей по философии истории, которые критически переработал, обосновывая собственную систему взглядов. Г. входил в кружок Станкевича. В круг его общения входили также Чаадаев, Н.П. Огарев, Герцен. Стал известен своими публичными лекциями по истории, которые читал с 1843 по 1851. Являясь одним из идеологов западничества, Г. стремился занять компромиссную позицию в споре радикального и либерального направлений течения, но в 1846 все же произошел его идейный разрыв с Герценом. Незадолго до смерти был избран деканом историко-филологического факультета Московского университета. Специальных работ по философии не оставил. Интересовался, в основном, философией истории, основные положения которой изложил в теоретических введениях к читаемым курсам. При жизни печатался мало. В 1897 издано два тома его переписки, в 1905 - два тома сочинений (однотомник выходил ранее). Историческое развитие, считал Г., задано бесконечным разумом, "развертывание" которого позволяет выделять исторические ступени социокультурного развития, реализующие все более и более принципы свободы. При этом исторический процесс субстратен и телесен. Историю можно рассматривать как правильно (закономерно и целесообразно) развивающийся организм, причины изменения которого лежат в нем самом. Случившееся, по Г., должно было случиться по внутреннему логическому закону. Конкретика истории поставляет лишь необходимый материал для осмысления идеи истории в философии истории. Только сознающий себя внутренний дух обладает полным и ясным уразумением истории. Г. считал основателем подлинной философии истории Шеллинга, а раскрытие ее проблематики связывал с именем Гегеля. Критически переработанную концепцию последнего, Г. дополнил ее идеей "органической жизни истории" Гумбольдта. Считал, что 18 в. дал всем народам место в истории (сделал их историческими народами), что каждый из них идет в историческом процессе туда, куда ведет его провидение. Исторический процесс пытался трактовать как диалектику необходимости и свободы. Разделял идею "старых" и "молодых" народов. Утверждал, что в бесконечной преемственности истории постоянно происходит смена "лидеров", т.е. тех народов, которые, наследуя предшествующие достижения, способны внести новое начало в историческую жизнь. Восприятие "нового" является условием "удержания" "одряхлевших народов" в историческом процессе. Цель последнего - утверждение такого общества, которое будет сообразно требованиям свободной личности.
В.Л. Абушенко
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГРАНОВСКИЙ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ


будет выглядеть так: Что такое ГРАНОВСКИЙ ТИМОФЕЙ НИКОЛАЕВИЧ