Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГРАФ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Graft)
        Антон (18.11.1736, Винтертур,—22.6.1813, Дрезден), швейцарский живописец. Работал главным образом в Германии, с 1766 преподавал в АХ в Дрездене. Выполнил свыше 1500 живописных портретов и 322 портретные миниатюры серебряным штифтом, запечатлев, в частности, ряд выдающихся писателей, философов, учёных. Реалистические портреты Г. проникнуты духом буржуазного просветительства 18 — начале 19 вв. и отличаются простотой, отсутствием идеализации. В изображаемых людях Г. подчёркивал скромность и достоинство, естественность и непринуждённость манер.
         Лит.: Berckenhagen E., Anton Graff, B., 1967.
        А. Граф. Автопортрет. Около 1794. Картинная галерея. Дрезден.
II
(Graf)
        Оскар Мария (22.7.1894, Берг, Бавария, — 28.6.1967, Нью-Йорк), немецкий писатель. Сын пекаря, Г. бежал из дома, бродяжничал. С 1915 в армии, приговорён за бунтарство к расстрелу, но был заключён в психиатрическую лечебницу. Принимал участие в революционном движении 1918—19 как член независимой социал-демократической партии. В 1933 эмигрировал, обратился к нацистскому правительству с открытым письмом-памфлетом «Сожгите меня» (1933). Первые книги Г. — сборники стихов «Революционеры» (1917), повесть «Ранняя пора» (1922, рус. пер. 1925). Роман «Мы в ловушке» (1927) автобиографичен. Одно из значительных произведений антифашистской литературы — роман Г. «Антон Зиттингер» (1937, рус. пер. 1939). Роман «Беспокойство, вызванное миротворцем» (1948) рисует быт баварской деревни. В романе «Завоевание мира» (1948) описываются страшные последствия атомной войны. Известны также пьеса «Баллада маленького городка» (1952), роман «Бегство в посредственность» (1959), сборник рассказов «Большое зеркало крестьянина» (1962).
         Соч.: Das Gelachter von auen. Aus meinem Leben, 1918—1933, Munch., 1966.
         А. Л. Захаров.
III
(нем. Graf, лат. comes, франц. cornte, англ. earl)
        в раннее средневековье в Западной Европе королевское должностное лицо (во Франкском государстве Г. обладал со 2-й половины 6 в. в своём округе—графстве судебной, административной, военной властью). Постепенно должность Г. стала наследственной. В период феодальной раздробленности — феодальный владетель, затем (с ликвидацией феодальной раздробленности) титул высшего дворянства (в качестве титула формально продолжает сохраняться в большинстве стран Европы с монархической формой правления). В России титул Г. был введён в 18 в. Петром I, отменен в 1917.
Современная Энциклопедия
ГРАФ (Graf) Штефания (Штеффи) (родилась в 1969), немецкая теннисистка. Чемпионка мира (1987 - 90, 1993) и Олимпийских игр 1988. Победительница открытых чемпионатов Австралии (1988 - 90, 1993), Франции (1987 - 1988), США (1988 - 89, 1993), Уимблдонского турнира (1988 - 89, 1991 - 1993) в одиночном разряде; около 60 других профессиональных турниров (1986 - 93) в одиночном и парном разрядах. ГРАФ (немецкое Graf), в раннем средневековье в Западной Европе должностное лицо, представляющее власть короля в графстве. В период феодальной раздробленности графы превратились в независимых крупных феодалов. В дальнейшем графы - дворянский титул; в России со времени Петра I.
Энциклопедия Отечеcтво
ГРАФ (нем. Graf), дворянский титул. В России введён Петром I (первым его получил в 1706 Б. П. Шереметев). В конце 19 в. учтено свыше 300 графских родов. Ликвидирован Декретом ВЦИК и Совнаркома от 11.11.1917.
Орфографический словарь Лопатина
граф, граф 1, -а, мн. -ы, -ов и (разг.) -фь`я, -фьёв (титул)
граф, граф 2, -а (матем.)
Словарь Даля
муж. графиня жен. наследственное дворянское достоинство, местами и доныне владетельское, но у нас только почетное: оно выше баронского и ниже княжеского. Графчик ·умалит. графенок, графеныш муж. маленький граф, дитя, шуточн. Графов, графинин, ему, ей принадлежащий. Графский, принадлежащий графу или графам вообще. Графство ср. сан или достоинство графа;
владения его, там, где есть графы владетельные. Англия делится на графства, как на области.
Словарь Ожегова
ГРАФ, -а, муж. Дворянский титул выше баронского, а также лицо, имеющее этот титул.
жен. графиня, -и, род. мн. -инь.
прил. графский, -ая, -ое.
Словарь синонимов Абрамова
см. дворянин
Словарь Ушакова
ГРАФ, графа, ·муж. (·нем. Graf) (·дорев. н ·загр. ). Наследственный дворянский титул, средний между князем и бароном.
Лицо, носящее этот титул.
Толковый словарь Ефремовой
м.
1) Должностное лицо, наделенное судебной, административной и военной властью (в раннем средневековье в Западной Европе); феодальный владетель.
2)
а) Титул высшего дворянства (средний между князем и бароном) (в Западной Европе и в Российском государстве до 1917 г.).
б) Лицо, имеющее такой титул.
Литературная энциклопедия
1. Артуро [Arturo Graf, 1848—1913] — один из крупнейших итальянских поэтов и историков лит-ры. Р. в Афинах; сын профессора-немца и итальянки. Вплоть до смерти был профессором лит-ры в Туринском университете. Как поэт обратил на себя внимание сборником стихотворений «Medusa» [1889], за к-рым следовали: «Dopo il tramonto» (После заката, 1893), «Danaidi» [1897], «Morgana» [1901]; одновременно с этим Г. опубликовывает ряд научных трудов. Г. — один из тех писателей Италии, которые, во главе с Кардуччи, заняли там в 80-х гг. центральное место как поэты и как историки лит-ры (д’Анкона, д’Овидио, де Губернатис, Стеккетти, Капуана). Философским эстетизмом проникнуты почти все описания Г., эрудита-филолога, поклонника Рескина и Карлейля. Хороший знаток средневековья, он — автор «Miti, legendi e saggi del medio evo» [1892—1893]; большое значение имеет его труд «Estetica e arte del Leopardi» [1898], где Граф устанавливает непосредственную связь эстетической доктрины Леопарди с его философией, с одной
696 стороны, и поэтикой — с другой. В своих статьях о современной европейской лит-ре («Prerafaeliti, symbolisti, esteti», «La letteratura del’avvenire», 1898) он является противником ницшеанства, а также формалистического уклона некоторых символистов, но сочувственно относится к философскому спиритуализму близкого ему Фогаццаро; историко-психологический этюд Графа «Il Diavolo» [1889] — художественный «essai», сходный по теме и по жанру с «Elementargeister» Гейне; здесь дан образ сатаны, начиная с его возникновения, освещена его роль в психологии и художественном творчестве европейских народов; история образа доведена до поэзии Бодлера и Кардуччи. Как поэт Г., испытав некоторое воздействие Кардуччи и прерафаэлитов, стоит однако обособленно в современной ему итальянской лит-ре; он — запоздалый представитель «поэзии мировой скорби». Пессимизм пронизывает поэзию Г. Смерть он называет своей «мрачной музой» (La mia lugubra musa). Общественные мотивы чужды Г., еще более субъективному и индивидуалистическому поэту, чем Леопарди, к-рому он, как и де Виньи, немало обязан. Основные мотивы Г. воплощены в поэтическом плане символизма; каждое стихотворение объединено вокруг основного философского стержня; чрезвычайно характерны для Графа пластические образы, которые однако никогда не имеют у него самостоятельного значения, каковое они приобретают у парнасцев. Стих Г. — мелодический, музыкальный; Г. — один из лучших мастеров сонета. Идеи смерти, всевластной, всемогущей, и страдания как единственной реальности, столь близкие Леопарди, а отчасти и Ленау, определяют мировоззрение Г. — мировоззрение аристократии, сторонящейся и не приемлющей урбанизма, капиталистической культуры и обреченной на гибель. В условиях растущего финансового капитализма Г. реагировал на властно вторгающиеся в поэзию общественные влияния вполне последовательным для него переходом к оккультизму, нашедшему себе яркое выражение в последних его произведениях: романах — «Il Riscatto» (Искупление, 1901) и «Per una fede» (Во имя веры, 1906), сборнике — «Poemetti drammatici» [1905] — наилучшая из этих «поэм» «Fausto ed Ahasvero» (см. «Агасфер»), стихотворениях — «Le Rime della Selva» [1906] и в книге — «Ecce Homo, Aforismi e paraboli» [1908]. Библиография: I. На русск. яз: Веселовский Ю. А., Поэзия скорби и гуманности, «Лит-ые очерки», т. I, изд. 2-е, М., 1910; на русск. яз. переведено лишь одно стихотворение Г. — «La Morte Regina» (Смерть царица) С. Головачевским (приведено в упомянутой статье Веселовского). L’Anglomania e l’influsso inglese in Italia nel secolo 18, Torino, 1911; Attraverso il cinquecento, 1888; Le Danaidi, 2-a ed., 1905; Foscolo, Manzoni, Leopardi, saggi, 1898; Roma nella memoria e nella immaginazioni del medio evo, 2 v., 1882—1883. II. Dornis Jean, La poesie italienne contemporaine, P., 1898; Morandi M., Arturo Graf, 1921; Farinelli A., Arturo Graf, «Journal of english and german Philology», 1922; Rizzo R., Pessimismo e spiritualismo nell’opera poetica di Arturo Graf, 1921; Foa A., Arturo Graf, Giovanni Pascoli, Orazioni, 1925. А. Шабад
2. Оскар Мариа [Oskar Maria Graf, 1895—] — немецкий писатель. В 1920 году вышла автобиографическая повесть Графа «Юность» (Fruhzeit). Молодой писатель рассказал здесь о своем тяжелом жизненном пути. Маленькая повесть представляет документ большого значения: судьбу писателя-рабочего, выступающего в условиях буржуазного окружения, типичную судьбу, Г. воспроизвел верно и убедительно. Семь лет спустя вышло новое издание автобиографии Графа, раз в пять разросшееся, с характерным заголовком — «Мы в ловушке» (Wir sind Gefangene, 1927 год). Продолжая рассказывать свою жизнь, Граф делает очень интересные разоблачения. Единственным стремлением охвачен теперь писатель — «выйти в люди», подняться на поверхность; эмансипироваться от своего классового прошлого. Сделавшись писателем, бывший пекарь стремится стать мещанином. Он смутно ощущает порочность избранного пути, вся книга полна мучительных и тщетных попыток обрести равновесие, рабочий, засасываемый буржуазным болотом, инстинктивно сопротивляется — вот отчего откровенная исповедь Г. является такой горькой книгой. Много страниц автобиографии посвящено событиям, связанным с советским переворотом в Мюнхене, близким свидетелем чего был Г. И вот здесь, на ответственном историческом переломе, с особой резкостью обнаружилось, как велико мещанское обволакивание рабочего-писателя. Г. очень верно оценивает соц.-дем. болтунов, сыгравших столь печальную роль в баварской трагедии, но у него нехватает классовой выдержанности, чтобы понять подлинный смысл обстоятельств, и он сам в конце концов ведет себя, как растерявшийся мещанин. Перед нами художник малой классовой сознательности, связанный с отсталыми консервативными элементами рабочего класса, — омещанивание здесь облегчалось самим ходом вещей. Но путь Графа прошли многие. Нужна большая выдержка и очень крепкая связь со своим классом, чтобы рабочий-художник мог развернуться в условиях буржуазного окружения, предотвратить разлагающее влияние этой обстановки. Г. может служить характерным примером «свихнувшегося»: буржуазное болото его засосало. В таких книгах Графа, как сборник рассказов «На добрую память» (Auf den freundlichen Erinnerung, 1922 год) или сборник сказок «Свет и тени» (Licht und Schatten, 1927 год), раскрывается характерная картина. Основной образ этих произведений — размагниченный, мягкотелый, утративший способность сопротивляться, покорно склоняющийся перед препятствиями человек, типичный мещанский герой. И если Г. с проникновением и идеализирующим сочувствием раскрывает такой образ, то это может означать только одно: тесную слитность художника с мещанским мировосприятием. В сборнике сказок «Свет и тени» Г. дает некую философскую систему
698 покорности и религиозного смирения, делая ее центром всех сказок книги. От пролетарского прошлого здесь уже ничего не осталось, художник целиком захвачен мещанским влиянием. Но все это является лишь переходной ступенью к той фазе развития, которую переживает Г. в настоящее время, когда он подлинно «нашел себя». В таких книгах Г., как «Хроника села Флехтинг» (Chronik von Flechting, 1925), «Мрак» (Finsternis, 1926), «Испытание» (Die Heimsuchung, 1928) и «Баварский Декамерон» (Bayrisches Dekameron, 1928), Г. становится бытоизобразителем баварского крестьянства. Сытое, косное самодовольство «достаточного» существования, кряжистые, туповатые люди, очень традиционный, веками застоявшийся деревенский быт — вот атмосфера последних вещей Г. Художник очень тесно с нею сживается, он находит теперь новую и совершенно своеобразную сюжетологию: чаще всего он пишет хронику мужицких династий. Характерная деформация происходит с яз. Г. — он насыщен теперь воздействием диалектов баварской деревни. Получается очень крепкое единство, свидетельствующее о том, что Г. совсем не случайно обращается в эту сторону. Здесь сказываются социальные корни той группы рабочего класса, с к-рой был связан Г., это — сравнительно свежие кадры пролетариата, недавно вовлеченные в производство, пришедшие из деревни и еще не порвавшие с нею связи. Органичность «мужиковствования» Г. восходит к этому обстоятельству. Характерная эволюция намечается уже в этом «деревенском» периоде творчества Г. Первые его книги о крестьянстве, напр. «Finsternis», были довольно пессимистическими изображениями, художник достаточно ясно представлял себе мутную, реакционную стихию кулацкой деревни, и его первые рассказы о ней были не только сочными воспроизведениями деревенского быта, но и пожалуй еще в большей степени критическими разоблачениями его тупой косности. В последующем Г. переходит к гораздо более мягким, сочувственным и органическим изображениям. В «Баварском Декамероне» слышится уже не негодующее возмущение деревенской косностью, а скорее сочувствие — отсюда мягкая, идеализирующая ирония этих рассказов, откровенная игривость их тона. Всего полнее это вживание в деревенскую стихию сказывается в романе «Испытание». Г. дает здесь обычную для него теперь хронику крестьянской династии. Делает он это, не только открыто героизируя старую патриархальную деревню, но и насыщая все произведение деревенской религиозной мистикой. Бесспорно, это — наиболее яркая из крестьянских книг Г.; но она является и самой ярко-реакционной из его книг. «Мужиковствование» Г., рабочего писателя в прошлом, становится здесь органическим явлением.
699 Библиография: I. На русск. яз. перев.: На добрую память, Восемь рассказов, перев. Н. Винберг, Гиз, 1923; Пережитое (Из пекарни в писатели), перев. В. Житомирского под ред. Е. Ланна, ЗИФ, 1925; Юность (Из воспоминаний рабочего). Повесть, перев. А. К. Георгиевской, изд. «Современные проблемы», М., 1926; Мы в ловушке, авторизированный перев. А. Оленина, Гиз, 1928. И. Анисимов
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ГРАФ (от греч. grapho - пишу) - англ. graph; нем. Graph. Одна из простейших матем. моделей взаимодействующих систем. см. ТЕОРИЯ ГРАФОВ.
Большой юридический словарь
(нем. Graf) - в раннее Средневековье в Западной Европе должностное лицо, представляющее власть короля в графстве. В период феодальной раздробленности превратились в независимых крупных феодалов. В дальнейшем Г. - дворянский титул (в России со времени Петра I до 1917 г.).
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГРАФ


будет выглядеть так: Что такое ГРАФ