Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОТЬЕ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
Готье (Gautier)
        Теофиль (31. 8. 1811, Тарб, — 22. 10. 1872, Нёйи, близ Парижа), французский писатель и критик. В молодости приверженец Романтизма, позже стал духовным отцом парнасской школы (см. «Парнас»). В его ранних «Стихах» (1830), поэме «Альбертус» (1833), повести «Молодая Франция» (1833), поэтический сборник «Комедия смерти» (1838) заметны следы байронического демонизма; склонность к фантастике сочетается с чеканным стихом. Отрицая буржуазную повседневность как царство пошляков и торгашей, Г. в предисловии к роману «Мадмуазель Мопен» (1835—36) и статьях в книге «Новое искусство» (1852) дал одно из первых развёрнутых обоснований теории «искусства для искусства» (См. Искусство для искусства); он отверг как мещанскую морализацию, так и демократическую идейность в литературе. В лирических миниатюрах сборника «Эмали и камеи» (1852, рус. пер. 1914) изящество, пластика и красочность вещей оттеняют безразличие мастера к преходящим, по его мысли, страстям. Вкус Г. к живописному воскрешению далёких эпох и стран сказался в «Романе мумии» (1858, рус. пер. 1911) о Древнем Египте, в приключенческом романе о жизни бродячих комедиантов во Франции 17 в. — «Капитан Фракасс» (1863, рус. пер. 1895, 1957; экранизирован в 1929, 1942, 1961, Франция), в книге «Путешествие в Россию» (1867). Из критических работ Г. интересны книга о забытых поэтах 15—17 вв. «Гротески» (1844), «История романтизма» (1874, посмертно), очерк о Ш. Бодлере (рус. пер. 1915). На русский язык стихи Г. переводили В. Г. Бенедиктов, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилев и др.
         Соч.: Ceuvres choisies, P., 1930; Contes fantastiques, P., 1962; в рус. пер. — Избр. стихи, П.. 1923.
         Лит.: История французской литературы, т. 2, М., 1956; Spoelberch de Lovenjoul Ch., Histoire des ceuvres de Th. Gautier, v. ,1—2, P., 1887; Jasinski R., Les Annees romantiques de Th. Gautier, P., 1929; Larguier L., Theophile Gautier, P., 1948; Richardson J., Th. Gautier, his life and times. N.Y..[1959]; Delvaille B., Theophile Gautier, P., 1968.
         С. И. Великовский.
II
Готье
        Юрий Владимирович [18(30). 6. 1873, Москва, — 17. 12. 1943, там же], советский историк и археолог, академик АН СССР (1939; член-корреспондент 1922). В 1895 окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1903—15 приват-доцент этого университета, затем профессор. В начале научной деятельности Г. находился под влиянием методологии В. О. Ключевского (См. Ключевский). В первой крупной работе «Замосковный край в XVII в. Опыт исследования по истории экономического быта Московской Руси» (1906, 2 изд., 1937) на основе тщательного изучения писцовых книг Г. показал запустение и разорение страны в результате польской и шведской интервенции начала 17 в. и последующий процесс восстановления хозяйства, рост дворянского землевладения за счёт широкой раздачи правительством в 17 в. дворцовых земель с крестьянами, усиление закрепощения крестьян и характер их повинностей. Это исследование сохраняет научное значение до наших дней. Др. крупная работа Г. — «История областного управления в России от Петра I до Екатерины II» (т. 1—2, 1913—41). В этом труде Г. использовал большое количество новых неопубликованных источников, показал классовый, дворянский характер местных учреждений. Г. — автор «Очерка истории землевладения в России» (1915), в котором собран ценный фактический материал. С 1900 Г. вёл раскопки в среднерусских и южнорусских городах. В работах «Очерки по истории материальной культуры Восточной Европы» (1925) и «Железный век в Восточной Европе» (1930) Г. выступал за синтез данных истории и археологии для изучения древнего периода русской истории. Им впервые дана обобщающая научная обработка обширного, но разрозненного археологического материала о древнейшей истории СССР от палеолита и неолита до возникновения Древнерусского государства. Однако Г. не сумел до конца преодолеть норманскую теорию (См. Норманская теория) происхождения Русского государства.
         Г. издал извлечённые им из шведских архивов «Памятники обороны Смоленска 1609—1611 гг.» (1912), переведённые им с английского языка записки путешественников «Английские путешественники в Московском государстве в XVI в.» (1937) и др. источники. Участвовал в написании первого учебника для вузов — «История СССР» (т. 1, 1939). Г. вёл большую педагогическую работу на Московских высших женских курсах (1902—18), в Межевом институте (1907—17), университете Шанявского (1913—18), институте народов Востока (1928—30), МИФЛИ (1934—41) и институте истории АН СССР. С 1898 по 1930 был учёным секретарём, а затем заместителем директора Всесоюзной библиотеки им. В. И. Ленина.
         Лит.: Ю. В. Готье, сост. Н. М. Асафова, М., 1941 (Материалы к библиографии трудов учёных СССР, Серия истории, в. 1); Богоявленский С. К., Академик Ю. В. Готье, «Изв. АН СССР. Серия истории и философии», 1944, № 3; П и чета В. И., Академик Ю. В. Готье, в сборнике: Исторические записки, в. 15, М., 1945.
         Б. Б. Кафенгауз.
        Ю. В. Готье.
Современная Энциклопедия
ГОТЬЕ (Gautier) Теофиль (1811 - 1872), французский писатель и критик, один из вдохновителей "Парнаса". Обосновал теорию "искусства для искусства". Стилистически отточенная поэзия (сборники "Стихи", 1830, "Эмали и камеи", 1852; поэма "Комедия смерти", 1838) и проза. В новеллах ("Два актера на одну роль", 1841, и др.) - легкая ирония, эстетизм. Приключенческие романы "Капитан Фракасс" (1863). Книга "Новое искусство" (1852), литературная критика.
Энциклопедия Отечеcтво
ГОТЬЕ Юрий Владимирович (1873-1943), историк, археолог, археограф; академик АН СССР (1939). Труды по археологии Европы, землевладению Замосковного края в 17 в., областному управлению 18 в.
Литературная энциклопедия
Теофиль [Theophile Gautier, 1811—1872] — французский писатель. В первый период своего творчества примыкал к группе романтиков, сторонников Виктора Гюго. Принимал активное участие в бравурных выступлениях романтической молодежи, в частности, в защите пьесы Гюго «Эрнани». Знаменитый «красный жилет» Г., его «меровингская» шевелюра и другие экстравагантности внешности характеризуют живописный быт романтических кружков (сенаклей). Кружок улицы Дуаннэ особенно близок молодому Г. [1883]. Его друзья — Жерар де Нерваль, Селестен Нантейль, Роже де Бовуар, Урлияк, Девериа и другие писатели и художники. Из их среды рекрутировались те писатели «Молодой Франции» (Les Jeunes-France), облик которых Готье нарисовал несколько сатирически в одноименном сборнике своих повестей. Эта экстравагантная молодежь, вступившая в борьбу с «буржуазией» и «мещанским бытом», составляла в сущности аполитичную группу буржуазно-аристократической богемы, которую Жерар де Нерваль назвал «галантной богемой». Творчество Г. первого периода — типично романтическая поэзия всего «необычайного», «чудовищного», «гигантского». Первый сборник стихотворений Г. вышел в 1830 («Poesies»); успеху его повредили политические события. В плане индивидуалистической юношеской поэзии Г. были и стихотворные сборники — «Альбертус» (Albertus, 1832) и «Комедия смерти» (Comedie de la mort, 1838) и романы — «Мадмуазель Мопэн» (Mademoiselle de Maupin, 1835), «Фортунио» (Fortunio, 1838) и др. «Альбертус» — характерный образец вычурного романтического стиля: эксцентрический сюжет, утрированные метафоры и антитезы. Это любовная поэма в духе «Мардош» и «Ролла» Мюссэ; герой ее — «дьявольский и фешенебельный» персонаж, в к-ром байронизм сочетается с легкомысленностью парижского бульварного фланера. Такой же тип денди-набаба — Фортунио, герой одноименного романа. В «Комедии смерти» много мотивов демонического романтизма, характерная кладбищенская тематика — могилы и лунный свет. Однако в указанных произведениях и в новеллах с экзотическими и фантастическими по преимуществу сюжетами встречаются необычные для романтиков пластические изображения пейзажа или предметов, зачастую переданные в различных живописных стилях. Среди романтиков Г. особенно культивировал «живописное изображение». Он стремился «показать» (faire
663 voir) предмет. Уже в юности он увлекался живописью (учился в ателье художника Риуля). Все это облегчило переход Готье к парнасской поэтике, для к-рой особенно характерно пластическое изображение. Лучший стихотворный сборник Г. — с характерным названием «Эмали и камеи» (Emaux et camees, 1852) — относится уже к парнасскому периоду его творчества. Стихотворения этого сборника — мастерские пластические этюды — уголки пейзажа, натюрморт и т. п. Это — «этюды от руки», «симфонии в белом мажоре» и т. п. Отныне Г. стремится к «оптическому ритму», пространственному принципу композиции, которые являлись обычными для парнасцев. Г. называл себя «человеком, для которого внешний мир существует». Чувство вещи, характерное для Г., сказалось и в его авантюрном романе «Капитан Фракасс», — своего рода сюите эстампов о веке Людовика XIII, и в «Романе Мумии», где в изображении Египта за 1 000 лет до христ. эры Г. отошел от фальшивой декоративности типично романтического восприятия исторических эпох. Парнасец с 50-х гг., Готье в своем декларативном стихотворении «Искусство» говорил о мастерстве, считая основным достижением искусства преодоление материала, Иллюстрация: Обложка к «Les Jeunes-France», 1833
664 устанавливая аналогию между поэзией и пластическими искусствами: «Ваяй, шлифуй, чекань медали. / Твои витающие сны / На вечной стали / Да будут запечатлены». Бодлер, посвящая Г. свои «Цветы зла», назвал его «непогрешимым поэтом», «магом словесного искусства». Парнасская поэтика Г. была им намечена и в предисловии к «Цветам зла» Бодлера. В нем он выступает против «поэзии сердца» романтиков, в защиту «бесстрастной поэзии», против романтической теории непроизвольного вдохновения и, отрицая искусственное возбуждение (гашиш, морфий и т. п.), бывшее в моде у демонических романтиков 30-х гг., говорит о волевом начале поэтического творчества и принципе труда в искусстве. Г. был одним из ярких представителей теории «искусства для искусства»; он боролся против «утилитаризма» в поэзии: «все, что полезно, — говорил он, — уродливо». Художественной реализацией культа искусства явился эротический роман Г., гимн красоте — «Мадмуазель Мопэн». Он прокламировал аполитичность, аморализм и крайний формализм в искусстве. Его любимой формулой было — «все исходит от формы». Принципы искусства для искусства Г. совпали с требованиями объективности в поэзии у парнасцев, к которым принадлежали и писатели из радикальной республиканской буржуазной молодежи, даже социалистической, отошедшей от общественности после крушения революции 1848 (например Леконт де Лиль). Но у Г. в его подчеркивании аполитичности поэзии («он ни красный, ни белый и даже не трехцветный; он никакой, и замечает революцию, когда пули разбивают стекла» — предисловие к «Первым поэмам», 1832) сказывается общественный консерватизм и даже буржуазная реакционность. Этот юношеский тезис последовательно был раскрыт Готье во всем своем творчестве вплоть до дней Коммуны. — Враг буржуазной промышленной культуры, Готье вынужден был заниматься журналистикой в прессе, развивавшейся в то время в широкие капиталистические предприятия. Как профессионал-журналист (художественный критик) Г. работал с 1836 по день смерти в «Прессе» Жирардена, затем во «Всемирном монитере» и в «Официальной газете». Он написал также несколько историко-литературных книг; самая оригинальная из них — «Гротески» (Grotesques) — посвящена забытым меньшим поэтам XV—XVII вв. Он дал яркие психологические образы, в духе критики Сент-Бёва, поэтов — Вийона, Сирано де Бержерака, Сент-Амана и др. Большой историко-литературный интерес представляет и его книга «История романтизма». Особое место в творчестве Г. занимают его книги путешествий — путевые впечатления, красочно изображающие многообразный пейзаж и предметы искусства, которые ему приходилось видеть от Египта до России («Путешествие в Россию», «Путешествие в Испанию», «Италия», «Восток»
665 и другие). Путешествия Г. стоят в одном плане с экзотическими мотивами его творчества. «Экзотизм в пространстве и во времени» Г. считал характерной чертой поэтов искусства для искусства. Г. писал также драмы и либретто балетов. Всего он издал при жизни более 60 книг. Библиография: I. Наиболее полное издание произведений Г. в 34 тт. вышло у Шарпантье. Библиография произведений Г. занимает два тома (Spoelberch de Lovenjoul. Histoire des u0153uvres de T. Gautier, 1887). Переводов произведений Г. на русск. яз. относительно немного: Капитан Фракасс, СПБ., 1895; Милитона, СПБ., 1847 и СПБ., 1872; Спирит; Двойная звезда и др. Стихи Г. переводили: Н. Греков (Новые стихотворения, М., 1866); М. Волошин (Стихотворения, 1910); Н. Хвостов (Огни и отражения, 1912); В. Брюсов (см. его «Французские лирики XIX в.», СПБ., 1909 и «Собр. сочин.», т. XXI, СПБ., 1913); Н. Гумилев (хороший перевод сборника «Эмали и камеи», СПБ., 1914) и др. II. Де ла Барт, Разыскания в области романтической поэтики и стиля, Киев, 1908; Гумилев Н., «Аполлон», 1911, IX; Плеханов Г., в ст. «Искусство и общественная жизнь», сборник «Искусство», М., 1922; Richet E., Theophile Gautier, l’homme, la vie et l’u0153uvre, 1873; Feydeau, Theophile Gautier, 1874; Bergerat E., Theophile Gautier. Entretiens, souvenirs et correspondances, 1879; Spronk M., Les artistes litteraires, 1889; du Camp M., Theophile Gautier, 1890; Cassagne A., La theorie de l’art pour l’art en France chez les derniers romantiques et les premiers realistes, 1906; Patch H. E., The dramatic Criticism of Th. Gautier, 1922; Boscgot A., Theophile Gautier meconnu, 1925; Largier Leo, Theophile Gautier (с богатой иконографией); Faguet E., XIX siecle; Brunetiere F., L’evolution de la poesie lyrique en France au XIX siecle. Писали о Г. также Барбэ д’Оревильи, Банвиль, Ш. Бодлер и др. М. Эйхенгольц
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОТЬЕ


будет выглядеть так: Что такое ГОТЬЕ