Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОРТЕР

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Gorter)
        Герман (26.11.1864, Вормервер, — 15.9.1927, Брюссель), нидерландский поэт, критик, общественный деятель. Изучал филологию в Амстердамском университете. Был учителем. С 1895 посвятил себя пропаганде социализма. В 1897 примкнул к Социал-демократической рабочей партии Нидерландов. Литературную деятельность начал в 1885. Лирическая поэма «Май» (1889) воспевает природу. На сборнике стихов «Школа поэзии» (1897) сказалось влияние натурфилософии Б. Спинозы. В сборниках «Стихи» (1903), «Пан» (1912, расширенное изд. 1916), в «Маленьком героическом стихотворении» (1906) Г. выразил свои мечты о социалистической революции. В 1907 Г. один из основателей левой социал-демократической газеты «Трибюне» («Tribune»). С 1909 один из руководителей левой Социал-демократической партии Нидерландов. В годы 1-й мировой войны вёл борьбу против социал-шовинизма в Германии и Нидерландах. В. И. Ленин отзывался о Г. того периода как об убеждённом интернационалисте (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26, с. 251). Г. приветствовал Октябрьскую революцию. В 1919 участвовал в создании компартии Нидерландов (КПН). Позднее Г. допускал ошибки ультралевого характера. В 1921 вышел из КПН и основал Коммунистическую рабочую партию, занимавшую левацкие позиции. В 1922 отошёл от политической деятельности.
         Соч.: Verzamelde werken, dl 1—8, Amst., 1948—52.
         Лит.: Roland Hoist H., Herman Gorter, Amst., 1933; Brandt-Corstius J.C., Herman Gorter, de mens en dichter, Amst., 1934; Mussche A., Herman Gorter, de weinig bekende, Antw., 1946.
1000 кратких биографических данных
литератор, старый марксист, видный работник левого крыла голландской социал-демократии. Во время войны занял интернационалистическую позицию. Выпустил известную брошюру: "II Интернационал, мировая война и социал-демократия", где резко критикует социал-демократических вождей, выясняет причины краха II Интернационала и призывает к созданию революционного III Интернационала. Однако, уже тогда и в лучших его произведениях формализм и доктринерство были налицо и предопределили его отход в сторону мелкобуржуазного литераторского сектантства. В 1919 г. он примыкает к Коминтерну и участвует в работах его конгрессов. Но затем начинает "леветь", отрицает необходимость участия коммунистов в работе профсоюзов и парламента, проявляет недоверие к движению масс и т. д. В 1920 г. переходит в ряды германской коммунистической рабочей партии и вскоре становится одним из ее лидеров. С тех пор значение Гортера в рабочем движении сходит на-нет.
Литературная энциклопедия
Герман [Gorter, 1864—1927] — голландский поэт и критик. Получил классическое образование; одно время был учителем гимназии. Г. — один из руководителей лит-ого движения 80-х гг., вызванного некоторым экономическим и политическим подъемом, пережитым в то время голландской мелкой буржуазией. Тогда же написано и его лучшее произведение — лирический эпос «Mei» (Май, 1889). Это — романтическая мечта о вечной юности и счастливом единении человека с природой, музыкальная симфония «мировой души». «Май» во многом напоминает «Освобожденного Прометея» Шелли и «Эндимиона» Китса. Первый период творчества Г. отмечен сильным влиянием Шелли и английского мелкобуржуазного романтизма; как Шелли, так и Г. в начале своей деятельности полагал, что настоящая поэзия не связана с трудовым процессом, вообще с жизнью общества, а создается интуицией, свободной и независимой. У Г. та же влюбленность в природу, то же стремление проникнуть в самую глубину ее, всецело раствориться в «мировой душе», но, считая себя частицей природы, Г. пытается поднять ее на более высокую ступень путем одухотворения и персонификации, представляя ее в образе богов и богинь: преходящая красота, богиня «Май», хочет себя увековечить браком со слепым, но
642 вечным богом Бальдером. «Май» является величайшим лирическим произведением новой голландской лит-ры, произведением, принесшим своему автору славу первого после Вонделя голландского лирика. В 1892 Г. выпустил сборник стихов «Verzen»; в них уже нет того энтузиазма, цельного мировоззрения и веры в лучшее будущее, к-рые так выделяют «Май». «Verzen» — несвязные мысли и думы поэта-индивидуалиста. К тому времени группа писателей, представлявших движение 80-х гг., распалась. Одна ее часть — Клос, Вервей и др. — вступила на путь эстетизма, «чистого искусства», другая — во главе с Г. и Роланд-Гольстом, пришла к социализму; в 1897 Г. вступил в соц.-дем. партию, примкнув к левому, ортодоксально-марксистскому крылу, основавшему ежемесячник «De Nieuwe Tijd» (Новое время). В нем Г. опубликовал свой первый большой марксистский очерк «Kritick op de litterairie Beweging van 1880 in Holland». В течение следующего десятилетия, в период «осознания самого себя», Г. почти не пишет художественных произведений; в 1906 появилась его песенка о героической борьбе» (Een kleen Heldendicht), к-рая открыла новый период поэтического творчества Г. — певца рабочего класса. В творчестве Г. исчезли как-будто индивидуализм, эстетизм и неустойчивая идеология, появились — ясная цель, желание сделать яз., мысли и образы близкими социалистическим рабочим. Но в этой же «Песенке» сказалась и двойственность Г., гибельная для него в дальнейшем: идеологически «Песенка» выдержана, но психология эстета-интеллигента прорывается почти на каждой странице. Это — не сочетание искусства великого мастера слова с простотой чувств рабочего, а параллелизм того и другого, чем и объясняется слабый успех «Песенки» у рабочих. Лучшие свои силы Г. тратил на борьбу с оппортунизмом. В течение 10 лет [1897—1907] вокруг руководимого Гортером, Роланд-Гольстом и Ант. Панекуком журнала «De Nieuwe Tijd» группировалось марксистско-революционное ядро соц.-дем. партии; в этом же журнале печатали свои стихи и критические работы пролетарские писатели. В 1907 эта группа основала еженедельник «Tribune», являющийся сейчас органом голландской компартии. Самое выдающееся поэтическое произведение социалистического периода творчества Г. — «Пан»; в нем он возвращается к стилю «Мая». Как раньше он воспевал природу, так в «Пане» он воспевает социализм: Пан, старый бог музыки и природы, должен стать созвучным духу свободного, бесклассового человечества. Но и здесь, как и в «Песенке», получился разрыв. Г. не смог соединить «симфонию природы» и «борьбу против темных сил капитала». Лучшие места «Пана» — описания природы; более слабые — страницы о борьбе рабочего класса. «Пан», так. обр.,
643 не оправдал своего назначения — стать «героической песней о пролетариате». После объявления мировой войны, Г. вплоть до 1918 всецело защищал ленинскую тактику и примыкал к циммервальдской левой. Но с победой пролетарской революции в России его воззрения резко изменились: союз рабочего класса с крестьянством он воспринял как гибель пролетарской революции. С 1919 у него наметилась ультралевая ориентация, изложенная в «Открытом письме к Ленину» [1921]. Отклоненная II Конгрессом Коминтерна, она привела Г. к основанию с Роланд-Гольстом и Панекуком так наз. «Коммунистической рабочей партии». После развала этой организации Г. замкнулся в самом себе и отдался художественному творчеству: до самой кончины он работал над большим социалистическим поэтическим произведением, которое осталось незаконченным и неопубликованным. Г. написал также ряд работ по политическим вопросам, историческому материализму и т. д. Его же перу принадлежит много пропагандистских стихов. Но он никогда не мог отрешиться целиком от мелкобуржуазной психологии; поэтому Г., несмотря на огромные заслуги перед рабочим классом, нельзя признать пролетарским поэтом. Он любил пролетариат, но не таким, каким он был в действительности, а таким, каким он его хотел видеть. Г. — один из величайших лириков голландской лит-ры, но лучшую долю своего поэтического творчества он отдал не рабочему классу, а индивидуалистическому, мелкобуржуазному радикализму и эстетизму. Библиография: II. Луначарский А. В., Западная интеллигенция, «Печать и революция», 1922, V—VI; Hugenholtz R. H., Gorters «Mei», Amsterdam, 1904; Vooys P., de, De dichter Herman Gorter, «De Beweging», 1905, IV; Welders J., Gorter de socialist, «De Stem», Nov. 1927. Ф. П. Шиллер
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОРТЕР


будет выглядеть так: Что такое ГОРТЕР