Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОРБОВ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Александр Иванович [11(23).5.1859, Москва, — 26.1.1939, Ленинград], советский химик. Окончил в 1882 Петербургский университет; ученик А. М. Бутлерова. С 1894 заведующий химической лабораторией Инженерной академии, в 1918—24 профессор там же. С 1927 редактор «Журнала прикладной химии».
         В 1885 Г. вместе с А. Э. Кесслером изобрёл прибор для дробной перегонки под уменьшенным давлением (иногда называемый по имени Ю. В. Брюля, описавшего подобный же прибор в 1888). Г. исследовал свойства бетона и способствовал его рациональному использованию в военных сооружениях. Г. разработал составы шашек для дымовых завес. Г. совместно с В. Ф. Миткевичем построил в 1907—10 первую в России установку для получения азотной кислоты из воздуха дуговым методом.
         Лит.: Окатов А. П., Александр Иванович Горбов, «Журнал прикладной химии», 1939, т. 12, в. 6 (имеется библиография трудов Г.).
Ономастикон
см. ГОРБАНЕВСКИЙ
Литературная энциклопедия
Дмитрий Александрович [1894—] — литературный критик, член ВКП (б). Считает себя марксистом, «учеником классиков марксизма», что не соответствует действительности. Даваемые им определения искусства противоречивы, неясны и по существу немарксистские. «Искусство есть противоречие. Оно призвано обнаруживать препятствия, недоступные взгляду поверхностному» («Поиски Галатеи»). «Искусство есть наиболее углубленное и полное выражение связи между субъектом и объектом». «Назначение искусства в том, чтобы истолковать для современников и последующих поколений внутренний смысл той эпохи, в которую это искусство творится». Лишь случайно и мимоходом оговаривается классовая обусловленность искусства. «Искусство есть познание действительности, разумеется классово преломленное» (там же). Однако классовый характер искусства и его социальная обусловленность сейчас же ограничиваются или прямо отрицаются. «Искусство неизменно идет своими путями, если оно только подлинное искусство». «Все определения художника в его классовой замкнутости бессильны охватить его творчество» («М. Горький»). «Художник всегда в некотором разладе со своим классом». «Человек, пребывающий в полной внутренней гармонии со своим классом, никогда не познает его в образах искусства. Ему как художнику нечего будет сказать». Марксистское положение, что «произведение данного художника является показом его классового бытия», объявляется Г. «детской болезнью», к-рую надлежит «изжить». Между теоретическими положениями Г. и его критической практикой нет внутренней связи. Заявляя, что его «позиция обязывает его в оценке каждого лит-ого факта подходить к нему диалектически как к единой системе, все части к-рой предопределены природой того общественного явления, которое создало этот факт, и тем самым соподчинены друг другу», Г. нигде не подвергал такому анализу отдельные произведения или совокупность произведений того или иного из современных писателей. Вместо научного анализа с указанной правильной точки зрения то-и-дело господствует чистейшая словесность. Так «внутренний стиль» Л. Леонова характеризуется следующим ничего не объясняющим сравнением: «Это плавная и гибко-извилистая река центральной полосы России, послушно отражающая в своем чистом,
633 прозрачном, но и глубоком потоке все разнообразие прибрежной жизни и изменчивость неба над ней». Как критик Г. — преимущественно публицист. Сторонник Воронского (см.), Г. вместе с ним возглавлял лит-ую группировку «Перевал» (см.), возникшую в противовес ВАППу. По мере обострения классовой борьбы на литературном фронте и наступления боевой марксистской критики против писателей буржуазного и специфически мелкобуржуазного направления Г. сочинил особую теорию самоценности искусства как такового, независимо от его классового содержания, в статье «Поиски Галатеи». «Задача художника не в том, чтобы показать действительность, а в том, чтобы строить на материале реальной действительности, исходя из нее, новый мир — мир действительности эстетической, идеальной. Построение этой идеальной действительности и есть общественная функция искусства» («Поиски Галатеи»). Если общественная функция писателя только в том, чтобы строить некий идеальный эстетический мир независимо от того, какова классовая и социальная направленность и наполненность этого идеального эстетического мира, то очевидно нет никакого основания бороться против вторжения в лит-ру буржуазных и антисоветских тенденций, раз они составляют органическую составную часть этого идеального эстетического мира. Статьи Г. собраны в сборниках: «У нас и за рубежом» (изд. «Федерация», 1928), «Поиски Галатеи» (изд. «Круг», 1928). Кроме того Горбову принадлежит книга о Горьком («Круг», 1928) и о Беранже (Гиз). О нем и против него см. статьи Долова и Беспалова (журнал «Культура и революция»), Авербаха («На лит-ом посту») и Ольхового («Печать и революция»). Библиография: I. Жизнь и творчество Беранже, Гиз, М., 1925; И. Эренбург и современность, «Новый мир», 1925, IV; Итоги литературного года, «Новый мир», 1925, XII; Художественная проза в 1925, «Книгоноша», 1926, II; Мертвая красота и живучее безобразие, «Красная новь», 1926, VII; Дневник обнаженного сердца, «Красная новь», 1926, VIII; В поисках темы, «Красная новь», 1926, XII; «Перевал» и правый уклон в литературе, «Прожектор», 1927, № 9; 10 лет литературы за рубежом, «Печать и революция», 1927, № 8; Об Александре Яковлеве, «Красная новь», 1927, II; У нас и за рубежом, Лит-ые очерки, изд. «Круг», М., 1928; Путь М. Горького, изд. «Круг», М., 1928; Поиски Галатеи, статьи о лит-ре, изд. «Федерация», М., 1929. II. Беспалов И., Без компромиссов (Заметки о литературной критике), «Революция и культура», 1928, № 22; Долов, Кривое зеркало нашей литературы, там же, 1928, № 12; Авербах Л., Долой Плеханова (Куда растет школа Воронского), сб. «Творческие пути пролетарской лит-ры», II, Гиз, M., 1929; Фриче B. M., Откровения мистера и миссис Бриттлинг об искусстве, «Печ. и рев.», 1929, № 4.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОРБОВ


будет выглядеть так: Что такое ГОРБОВ