Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОРАЦИЙ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        [полное имя Квинт Гораций Флакк (Qu'ntus Horatius Flaccus)] (65 до н. э., Венузий, — 8 до н. э., Рим), римский поэт. Сын вольноотпущенника. После убийства Цезаря (44 до н. э.) Г. стал на сторону республиканцев. В битве при Филиппах (42 до н. э.), окончившейся неудачно для Республики, Г. бежал с поля сражения. После объявления амнистии купил должность квесторского писца. В 38 до н. э. вошёл в кружок Мецената.
         Первые сочинения Г. — две книги сатир, или «бесед» на моральные и литературные темы по образцу греческих диатриб (ок. 35—30 до н. э.). Тогда же им созданы и книги эподов, стихотворений преимущественно обличительного характера. В дальнейшем Г. всё более примиряется с империей. С 30 по 13 до н. э. Г. создал четыре книги лирических стихов («од»). Первая книга содержит философские размышления в духе эпикурейства и отчасти стоицизма. Вторая посвящена вопросам поэзии. Особое место занимает письмо к Пизонам об искусстве поэзии, названное ещё в древности «Наукой поэзии». Творчество Г., замечательного мастера стиха, создателя поэзии ума, блистательной и гармоничной, — одна из вершин римской литературы, которую Г. обогатил новыми для неё размерами греческой лирики.
         В век классицизма Г. был образцом поэта и теоретика. «Наука поэзии» («Ars poetica») Г. послужила основой для «Поэтического искусства» Н. Буало (1674). В России ода Г. «Памятник» была переведена М. В. Ломоносовым; её переложили Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов. Стихотворение Пушкина «Кто из богов мне возвратил...» — вольный перевод 7-й оды из 2-й книги од Г.
         Соч.: Opera, ed. Fr. Klingner, Lipsiae, 1959; в рус. пер. — Оды, эподы, сатиры, послания, М., 1970; Полн. собр. соч., под ред. и с прим. Ф. А. Петровского, М. — Л., 1936.
         Лит.: Благовещенский Н. М., Гораций и его время, СПБ. 1864, 2 изд., Варшава, 1878; История римской литературы, т. 1, М., 1959; Smiley Ch. N., Horace. His poetry and philosophy, N.Y. ,1945; Fraenkel E., Horace, Oxf., 1957; Stegen G., Les epitres litteraires d'Horace, Namur, 1958; Ferret J., Horace, P., 1960; Commager S., The odes of Horace, New Haven — L., 1962.
         Ю. Ф. Шульц.
Современная Энциклопедия
ГОРАЦИЙ (Квинт Гораций Флакк) (Quintus Horatius Flaccus) (65 - 8 до нашей эры), римский поэт. Сын вольноотпущенника. В книгах сатир, од, посланий - философско-моралистические рассуждения (в том числе о бренности жизни, бессмертии поэзии), наставления житейско-философского характера; воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ меры и умеренности - "золотой середины" (выражение, восходящее к Горацию.). Трактат "Наука поэзии" ("Послание к Пизонам") стал теоретической основой классицизма. Знаменитый "Памятник" Горация породил множество подражаний (Г.Р. Державин, А.С. Пушкин и др.).
Античные писатели
    Гораций, Квинт Гораций Флакк; Quintus Horatius Flaccus, 65-8 гг. до н. э., римский поэт. Сын вольноотпущенника, родился в Венузии в Южной Италии. Благодаря отцу получил хорошее образование в Риме. Примерно в 44 г. до н. э. отец послал Г. в Грецию изучать философию. Когда Брут появился в Афинах после убийства Цезаря, Г. присоединился к нему и в должности военного трибуна сражался под Филиппами. Поражение противников Октавиана разорило его, завещанное отцом имущество подверглось конфискации. Возвратившись в Рим, Г. работал писарем у квестора, одновременно сочиняя стихи. Вергилий и Варий Руф в 38 г. представили его Меценату, и тот принял Г. в свой круг, оделив в 33 г. земельной собственностью в Сабинских горах, что обеспечило поэту материальный достаток. Благодаря Меценату Г. познакомился с Августом. Несмотря на то, что он отверг предложенную ему должность начальника канцелярии (ab epistulus), Г. до конца жизни пользовался покровительством императора. — В творчестве Г. можно выделить 3 периода: 40-30 гг., 30-23 гг., 23-8 гг. В первый период была создана Книга эподов (Epodon liber), содержавшая 17 стихотворений, названных эподами (это название происходит от метрики стихотворений, где после долгого стиха выступает более короткий, обозначенный как stichos epodos — заключение). Г. брал за образец Архилоха, чаще в формальном отношении, ибо в противоположность греческому поэту он не бичевал людей, но лишь сами явления. Объектами его критики были зазнавшийся выскочка, сладострастная старуха, отравительница Канидия. Г. дает выражение и своим патриотическим чувствам, как в эподе 7, где в преддверии новой гражданской войны он призывает соотечественников опомниться, или в более раннем эподе, созданным до 40 г., эподе 16, где он рисует мрачный образ погрязшего в братоубийственных войнах Рима, для которого уже нет спасения, а немногих праведных призывает к бегству на счастливые острова. В это же время создаются Сатиры (Sermones) в 2 книгах. Книга I (10 произведений) была написана ок. 35 г., II (8 произведений) — ок. 30. Г. пошел здесь по следам Луцилия, которого порой критиковал за языковые и стилистические недочеты. Сам он старался писать более правильно: Г. иллюстрирует это двумя сатирами, аналогичными произведениям предшественника (I 7, 15). Он пишет свои Сатиры дактилическим гекзаметром, размером, с той поры типичным для этого жанра. Большая часть произведений Г. имеет форму диалога. Сатиры Г. напоминают популярно-философские диатрибы Биона с Борисфена. Композиция свободная, с большим количеством отступлений, экскурсами, тематика богата и разнообразна. Шутки Г. легки, а его безмятежность неподдельна. Сатира Г. отличается своим характером от сатир Луцилия: он не поднимает политических вопросов, не допускает ни критики высокопоставленных особ, ни чрезмерного внимания к римскому народу, носит в большей степени общечеловеческий характер. Г. не обрушивается на ошибки и слабости, но смеется над ними. Указывая пороки: жадность, зависть, чрезмерное гурманство, недовольство своей судьбой, наглость, неустанный критицизм — поэт хочет помочь людям найти настоящую дорогу к счастью Сатиры эти содержат множество сведений о жизни и творчестве поэта. Сатиры и Эподы автор посвятил Меценату. К другому периоду его творчества относятся лирические песни Carmina (23 г.) в 3 книгах, также посвященные Меценату. Позднейшие грамматики называли их одами, сам же автор — песнями (carmen, melos). Они создавались постепенно и тщательно отделывались. Эти песни имеют строфическую форму; чаще всего используются алкеева и сапфическая строфы, но также можно встретить и другие размеры, некоторые из них были применены в римской литературе впервые. Г. ориентировался на древних греческих лириков: Алкея, Сапфо, Анакреонта, Вакхилида, но заимствуя у них мотивы или образы, придавал своим песням родной римский колорит. Это видно на примере произведений, греческие соответствия которых не сохранились, например, ориентированная на Алкея ода I 14, где у греческого поэта взято только сравнение государства с кораблем, или же ода I 37, где сходство выявляет лишь общий фон. У Г. больше моральной рефлексии и субъективных элементов. Песни содержат также больше философских рассуждений, направленных на практические цели. Г. провозглашает, что житейская мудрость основывается на следовании принципу золотой середины, способности довольствоваться малым, сохранении спокойствия и душевного равновесия в различных ситуациях, внутренней независимости, радости жизни в настоящем, без попытки заглянуть в будущее. Даже мысль о старости и смерти заставляет поэта почувствовать очарование уходящего мгновения. Радость жизни приносят скромные застолья в кругу друзей и любовь. Знаменательно для поэтической техники Г. использование в качестве отправной точки фактических или воображаемых деталей ситуации. Часто в роли эпиграфа выступают у Г. греческие изречения, а далее он излагает собственные мысли, раскрывает своеобразную жизненную философию, мешая эпикурейские элементы со стоическими. В песнях на патриотические темы, прежде всего в так называемых римских одах (III 1-6; I 2; 37; III 24), он говорит как поэт-пророк, жрец Муз, наставник общества. Он призывает молодежь вернуться к старым римским добродетелям, идеалам, к нравственной и физической силе, включаясь тем самым в августианскую программу преобразования общества. В песнях в честь богов, обыкновенно тоже связанных с персоной Августа: Венеры, Аполлона, Дианы, Меркурия — Г. официален и холоден. Эротические произведения также несколько растянуты, в них больше рефлексии, чем подлинных чувств. У них множество адресаток, и Г. говорит с ними скорее тоном ментора, чем любовника. Зато к друзьям он обращается с большой искренностью и сердечностью, им он навсегда предан. С гордостью говорит Г. о собственном творчестве. В одах II 20 и III 30 он выражает в стихах уверенность в бессмертии своей поэзии, которая переживет века (знаменитое «Non omnis moriar» — «Весь я не умру») В последний третий период была написана IV книга Песен и Послания. После перерыва в несколько лет Г. возвращается к лирике в 17 году, когда Август доверяет ему написать гимн, восхваляющий прелести наступления нового века, так называемый ludi saeculares. Эта песнь написана сапфической строфой. В ней Г. прославляет Аполлона и Диану, богов, покровительствующих Риму, а вместе с ними и Августа, и восхваляет начинания правителя, стремящегося обновить общество и государство. Гимн Г. был исполнен в праздничные дни хором юношей и девушек после принесения жертв на Палатине. Этот знак отличия подтолкнул поэта вновь заняться лирическим творчеством. В 17-13 гг. была создана IV книга Песен (15 произведений). Самыми распространенными темами являются здесь: особа Августа и прославление его деятельности, как правителя, который дал государству покой и мир; собственное творчество поэта, а также любовь, пиры, философские размышления. В 20 г. появилась первая книга Посланий (Epistulae) Г., вторая книга была издана только в конце жизни поэта. Каждое произведение этого сборника имеет своего адресата. Из 20 посланий первой книги несколько посвящены размышлениям о морали, в основном в духе стоиков, другие имеют форму писем, заключающих в себе рекомендации или рассказ о чем-либо. Хватает в них и личной тематики, например, послание 10 о жизни в городе и в деревне с восхвалением последней, послание 7 к Меценату, где Г. поучает адресата, какова должна быть истинная дружба. Послание 19 содержит рассуждения о второстепенных литераторах и описывает собственные заслуги Г. перед римской поэзией: поэт гордится тем, что перенес греческую лирику на италийскую почву. Литературную проблематику мы находим и во второй книге Посланий. Ей посвящено три произведения. В написанном позднее послании 1 к Августу Г. выступает против переоценки старой римской поэзии, ибо пренебрежение тем, что ново, препятствует творческому развитию. Г. приводит здесь краткий обзор предшествующей римской поэзии, особенно драматической, подчеркивает достоинства старых мастеров, хотя отмечает и формальные слабости. Атмосфера в литературных кругах Рима, вопрос об ответственности поэта, проблемы собственного творчества и собственной жизни составляют тематику послания 2 к Флору. Послание 3 к Пизонам, названное Квинтилианом Поэтическим искусством (Ars poetica), представляет собой стихотворное эссе о поэзии. Г. основывается на выводах Неоптолема и Аристотеля, использовал также собственный опыт. В этом поэтическом трактате о поэзии он рассматривает прежде всего автора и его произведение. Больше внимания он уделяет творению, описывая его построение, предписывая единство композиции, тщательность языковой и стилистической обработки. На примере эпоса, а в основном драмы, он дает множество указаний, касающихся среди прочего обрисовки характеров, динамики образа, роли сценических перипетий, использования стихотворных размеров. Он обращает внимание на неизбежную связь автора с произведением: оно вырастает из души творца, отражая его переживания, и лишь в этом случае может нравиться читателю (Если ты хочешь, чтобы я заплакал, то сначала выстрадай это сам — Si vis flere, dolendum est primum ipsi tubi). Г. прослеживает тесную связь технических умений, искусства (ars) и таланта (ingenium). Собственные художественные достижения Г. имеют своим источником как большой талант, так и долгие размышления над собственной поэзией и вдумчивый анализ образцов. Лишь Г. придал существующим поэтическим жанрам законченную художественную форму. Неустанное стремление к совершенству формы очевидно во всем творчестве Г., что сближает его с эллинистической поэзией. Язык его необычайно разнообразен, богат оттенками: от возвышенной молитвы до обыденной речи. Произведения Г. динамичны, в них много движения и жизни. Забота о судьбах государства позволила Г. включиться в программу преобразований Августа. Противник всяческих крайностей, сторонник правила золотой середины, даже в области философских взглядов Г. сумел сохранить независимость от отдельных школ. По отношению к греческим образцам он тоже демонстрировал самостоятельность, творя новую римскую поэзию. Признание и восхищение сопровождали его еще при жизни, но он сталкивался и с критикой. Отголоски его творчества были сильны. Его влияние можно найти уже у Проперция, позднее — у христианских поэтов, среди прочих у Пруденция. Г. знали и ценили в средневековье, но в основном как автора сатир. Песни Г. открыл Петрарка, и с этого момента Г. почти в единственном числе представлял античную лирику. Под его влиянием развивается ренессансная лирика на национальных языках. Поэтическое искусство на протяжении веков было поэтическим оракулом.
Имя собственное в русской поэзии 20 в
(Флакк Квинт Г. (65-8 до н. э.) – рим. поэт) Пусть все сказал Шекспир, милее мне Гораций, (рфм.: интонаций) Ахм964 (368.1)
Литературная энциклопедия
Квинт Флакк [Quintus Horatius Flaccus, 65—8 до христ. эры] —
628 древнеримский поэт «золотого века» римской лит-ры. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Г. — мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Г. попал в среду республикански настроенной аристократической молодежи. В 42 до христ. эры он, будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филлиппах (в Македонии). После поражения республиканцев Г. вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Не имея средств к существованию, он должен был стать писцом; с этого времени начинается его лит-ая деятельность. Вергилий вводит Г. в литературный кружок известного сотрудника Августа — Мецената (см.), к-рый делается его другом и покровителем, представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего Тиволи). Из республиканца Г. становится приверженцем нового режима монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела «восстановителя республики». И Октавиан старался приблизить Г. к себе как поэта-выходца из среды вольноотпущенников, — из той социальной группы, которая, богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой нового режима и скоро приспособилась к нему. Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Г. приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, «золотую середину», умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Г. начал рассматривать явления жизни. И в
629 тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Г. на сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений — форму разговора по образцу так наз. философской «диатрибы» — диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Г. «диатриба» чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его «Сатир» [по-римски — сатира — «смесь» (первая кн. закончена в 35, вторая — в 30 г.). Г. сам называет их — «Разговоры»]. Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой «диатрибы». Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова: или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр.; о преимуществах деревенской жизни, с баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном), или инвективы нефилософские, или просто описания. «Разговоры» Горация — настоящие «causeries»; в обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия (см.), последователем к-рого Г. себя считал. Параллельно с сатирами Г. [с 41 по 30] писал «Эподы» — стихотворения, близкие по духу к сатирам, но написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры): в нем длинный стих заключается более коротким «эподом» (отсюда и название). В одних эподах — резкие инвективы, напр. нападки на римлян за продолжительную гражданскую войну, — в других отразилось романтическое бегство от современности (эп. 7 и 16), зов за океан «в страну блаженных» (эп. 16); некоторые эподы чужды политики: в них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2), откликается на текущие события (эп. 8 — гимн победе Октавиана при Акциуме и т. п.). К сатирам и эподам примыкают «Послания» — написанные гекзаметром письма разным лицам, с к-рыми Г. так же «разговаривает», как и в «Сатирах». В 1 кн. развиваются любимые Г. темы философского характера, иногда в форме «диатрибы». Интереснее лит-ые письма 2 книги; среди них важно отметить «Послание к Пизонам» (Epistola ad Pisones), названное позднее «Ars poetica» (см. «Поэтика»). Несколько особое место занимают чисто лирические стихотворения Г. — оды (три первых книги изд. в 22, а четвертая — в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Г. (хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные, написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то проповедующие все ту же
630 мораль умеренности и квиетизма. В 30 оде третьей кн. Г. сулит себе бессмертие как поэту (ср. «Памятник» Державина и Пушкина). Г. в «Одах» подражает по форме, а иногда и по содержанию, греческим лирикам: Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным поэтом Августа, Г. в 18 г. до христ. эры написал по его заказу «Песнь столетия» (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет; это — прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе Рима. — Г. далек от народной массы Рима; «Августов певец» (по выражению Пушкина), он «ненавидел невежественную чернь» (революция, как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Г. вполне проявляет себя в «Сатирах», «Эподах» и «Посланиях»: это — публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии торгово-капиталистического Рима. «Сатиры» и «Послания» — это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха; поэтичнее «Эподы», но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии) ямбам Архилоха (см.), Г. значительно уступает этому греческому лирику в силе и безыскусственности. Своеобразно у Г. лишь эподическое построение. И в «Одах», иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики: Г., писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре Катулла (см.) по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Г., благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы трактовки, характерной для его греческих образцов. В Риме Г. читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него учились, его переводили в средние века, во времена «гуманизма». Но культ Г. начался с XVII в. Много заимствует из его «Ars poetica» для своей «Поэтики» Буало [1674]; ему подражает Гёте, им восторгается Байрон (см. «Чайльд-Гарольд», «Дон-Жуан»), его изучают Лессинг и др. У нас подражал Г. в своих сатирах Кантемир (см.); увлекались им — Пушкин (перев. 7-й оды 2 кн. — «Памятник» и др.), Дельвиг, Майков и др. Библиография: Изданий и переводов Г. огромное множество. Новое издание Heinze R., Lpz., 1921; Критич. изд. Volmer F., Lpz., 1921. Указание перев. и изд. см. у Schanz M., Gesch. d. rom. Liter., I, Munchen, 1927. Полный (с незначит. проп.) русск. перев. А. Фета, М., 1883 (изд. 2-е, СПБ., 1898), перев. отдельных стихотв. в разных журналах (в «Гермесе» и др.); лучший перевод всех од — Порфирова П. Ф. (изд. 2-е, СПБ., 1902); см. указ. русск. перев. у Нагуевского Д. И., История римской литературы, т. II, Казань, 1925. II. Руководящие пособия: Благовещенский H. M., Гораций и его время, Варшава, 1878 (не устар. до сих пор); Ribbeck, Gesch. d. rom. Dichtung, Stuttg., 1889; Stemplinger, Ed., Horaz im Urteil der Jahrhunderte, Lpz., 1921; Campbell A. V., Horace. A new interpretation, 1924. Н. Дератани
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОРАЦИЙ


будет выглядеть так: Что такое ГОРАЦИЙ