|
|
|
|
|
ГОМОФОНИЯ |
Большая советская энциклопедия (БЭС) |
(от греч. homos — одинаковый и phone — звук; буквально — одинаковое звучание), тип многоголосия, характеризующийся разделением голосов на главный и сопровождающие. Этим Г. принципиально отличается от полифонии (См. Полифония), основывающейся на равноправии голосов. Расцвет Г., подготовленный гуманистическими идеями эпохи Возрождения, относится к 17—19 вв. Индивидуализированная мелодия, сопровождаемая элементарными аккомпанирующими фигурами остальных голосов, стала рассматриваться как элемент музыки, который может наиболее естественно и гибко выразить богатство человеческих чувств. Г. утвердилась прежде всего в новых музыкальных жанрах (опере, оратории, кантате, сольной песне с сопровождением) и в инструментальной музыке. Широкое распространение Г. в западноевропейской музыке шло параллельно с бурным развитием гармонии в современном значении этого термина. Развитие Г. в 17—19 вв. условно делят на два периода. Первый из них (1600— 1750) часто определяют как период Генерал-баса (хотя в это время жили и работали крупнейшие композиторы-полифонисты И. С. Бах и Г. Ф. Гендель). 1-я половина (1750—1825) второго периода (1750—1900) отмечена обогащением Г. в творчестве венских классиков. Развитые и полифонизированные «сопровождающие» голоса в симфониях и квартетах В. А. Моцарта, Л. Бетховена по подвижности и тематической значительности часто не уступают контрапунктическим линиям старых полифонистов, выходя тем самым за рамки гомофонного стиля музыки. В начале 20 в. развитие гармонии, являвшейся фундаментом гомофонных форм, достигло предела, за которым связующая сила гармонических отношений утрачивала своё конструктивное значение. Поэтому наряду с продолжающимся развитием Г. (С. С. Прокофьев, М. Равель и др.) резко возрастает интерес к возможностям полифонии (Б. Барток, П. Хиндемит, И. Стравинский, А. Веберн, Д. Д. Шостакович и др.).
Ю.Н. Холопов.
|
Современная Энциклопедия |
ГОМОФОНИЯ (от гомо... и греческого phone - звук, голос), вид многоголосия в музыке, основанный на господстве одного мелодичного голоса, обычно верхнего, и подчинении ему прочих голосов, образующих сопровождение (аккомпанемент). |
Орфографический словарь Лопатина |
гомоф`ония, гомоф`ония, -и |
|
|
|
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:
будет выглядеть так: ГОМОФОНИЯ
будет выглядеть так: Что такое ГОМОФОНИЯ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|