Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОЛЬЦ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
I
(Holz)
        Арно (1863—1929), немецкий писатель; см. Хольц А.
II
        Георгий Павлович [22.2(6.3).1893, Москва, — 27.5.1946, там же], советский архитектор и театральный художник. В 1922 окончил московский Вхутемас. В 1925—31 был член ОСА, создал ряд произведений в духе Конструктивизма (прядильная фабрика в Ивантеевке Московской области, 1927—28, и др.). Принимал активное участие в реконструкции Москвы, построил комплекс зданий фабрики «Всекохудожник» (1933—41), Устьинский мост (1937—39, с соавторами), шлюзы и насосную станцию на р. Яуза (1937—1939), дом № 22 на Ленинском проспекте (1939—40; Государственная премия СССР, 1941), в которых творчески применял элементы архитектуры Возрождения и русской классики. Создал ряд проектов восстановления городов, разрушенных в годы Великой Отечественной войны (Смоленска, 1944—46, и др.). В театральных работах Г. («Находка» Е. Я. Тараховской, 1924, «Негритёнок и обезьяна» Н. И. Сац и С. Г. Розанова, 1927, и др. — в Московском театре для детей) острые гротесковые характеристики персонажей и условный, фантастический фон декораций, выполненных в манере детского рисунка, сочетаются с остроумными сценическими конструкциями.
         Лит.: Третьяков Н., Георгий Гольц, М., 1969.
        Г. П. Гольц и др. Прядильная фабрика в Ивантеевке Московской области. 1927—28.
III
(Goltz)
        Кольмар фон дер (Гольц-паша) (12.8.1843, Лабиау, — 19.4.1926, Багдад), барон, германский генерал-фельдмаршал (1911). Участник австро-прусской (1866) и франко-прусской (1870—71) войн. В 1878—83 служил в Большом генеральном штабе. С 1883 член, а в 1885—95 глава герм. военной миссии в Турции, где под его руководством была произведена реорганизация турецкой армии по германскому образцу. Затем командовал дивизией и корпусом в Германии, был генерал-инспектором инженерных войск. В 1909—12 вице-председатель Высшего военного совета в Турции. В 1914 генерал-губернатор оккупированной Бельгии. С ноября 1914 генерал-адъютант турецкого султана, с апреля 1915 командовал 1-й турецкой, а с октября 1915 — 6-й тур. армиями и в декабре 1915 окружил английские войска в Кут-эль-Амаре. Автор ряда работ по истории франко-прусских войн 1806 и 1870—71.
IV
(Goltz)
        Рюдигер фон дер (8.12.1865, Цюллихау, ныне Сулехув, Польша, — 4.11.1946, Кинсегг, Бавария), граф, немецкий генерал. Во время 1-й мировой войны 1914—18 командовал ландверной дивизией. В апреле 1918 высадился на полуострове Ханко и совместно с белофинскими отрядами подавил революцию в Финляндии. В январе 1919 назначен командующим немецкими войсками в Прибалтике, организовал в Либаве (Лиепая) контрреволюционную армию из германских частей, латвийских буржуазных националистов и русских белогвардейцев, занял Курляндию и в мае 1919 овладел Ригой. В июне 1919 потерпел поражение от эстонско-латвийских войск буржуазных правительств, ориентировавшихся на Антанту. В октябре 1919 эвакуировался в Восточную Пруссию. Участник военного путча Каппа (1920). Один из организаторов милитаристских реваншистских союзов, в 1934—39 руководитель союза офицеров резерва.
Энциклопедия Отечеcтво
ГОЛЬЦ Георгий Павлович (1893-1946), архитектор и театральный художник. В духе конструктивизма построил фабрику в Ивантеевке (Московская обл., 1927-28), позлее использовал элементы ордерной архитектуры итальянского Возрождения и русского классицизма (дом на Ленинском проспекте в Москве, 1939-40). В театральных работах Гольца острая гротесковость декораций сочетается с остроумными сценическими конструкциями ("Робин Гуд" С. С. Заяицкого в Московском театре для детей, 1925). Государственная премия СССР (1941).
Литературная энциклопедия
Арно [Arno Holz, 1863—] — немецкий писатель, теоретик натурализма. Г. принадлежит к той группе германской мелкобуржуазной интеллигенции, которая в 80-х гг., в связи в резким промышленным подъемом, устремилась в большие города, возымела большие надежды, но не способна была их осуществить. Первая книга Г. — «Книга времени» (Buch der Zeit, 1885) — написана еще в старой стихотворной форме, под сильным влиянием Гейне. Эта книга носит отпечаток двойственности той социальной группы, к к-рой принадлежит Г. Наряду с восторженным отношением к большому городу она отражает стремление возвратиться назад в провинциальный городок с его неторопливой тихой жизнью, сливающейся с природой. Ревизуя положения старого искусства в своей теоретической
598 работе — «Искусство, его сущность и законы» (Die Kunst, ihr Wesen und ihre Gesetze, 1891), — Г. говорит, что и искусство должно стремиться стать природой. В книге «Революция лирики» (Revolution der Lyrik, 1899) он проповедует новую форму лирики, отрицая ее старые основные приемы — рифму, строфу и традиционный ритм. Новая лирика должна строиться на ритме, который, основываясь на субъективном восприятии отдельного индивида, определяется лишь тем, что он выражает. Свою теорию искусства Гольц применял в лирике, драме и повести. В сборнике стихов «Phantasus» (выходил тетрадями от 1898—1916) он отталкивается от традиционных схем стихотворной техники и дает стихотворения, которые выявляют индивидуальный ритм. Вместе с Иоганнесом Шлафом им написаны программные повести немецкого натурализма — «Папа Гамлет» (Papa Hamlet, 1889), «Бумажные страсти» (Papierene Passionen), «Маленькая Эмми» (Die kleine Emmi) и др. — и драма «Семья Зелике» (Familie Selicke). Во всех этих произведениях, объединенных в сборнике «Новые колеи» (Neue Gleisen, 1891), последовательно проводится тенденция, что художественное произведение должно «стать действительностью». Окружающая среда и независящие от воли мелкого обывателя большого города обстоятельства определяют жизнь и судьбу людей, часто колеблющихся между радикальными действиями и полным бездействием. Детально передаются мельчайшие впечатления от окружающей жизни, описываются движения и воспроизводится яз. действующих лиц. На большее и не был способен интеллигент этой группы — он только регистрирует впечатления. Поэтому творчество Г. переходит часто в беспринципный импрессионизм. Неуравновешенность и двойственность психологии мелкобуржуазного интеллигента сказались также на последующем
599 этапе творчества Г. — когда он написал в старой вычурной форме сатиру «Blechschmiede» [1901] и стихотворения в стиле барокко XVII века, составившие сборник «Dafnis». Последующие лирические произведения Г. не имеют большого значения. В 1896 Г. начал цикл пьес, который должен был характеризовать разные социальные слои современного ему Берлина. Первой пьесой этого цикла явилась комедия «Sozialaristokraten» [1896], за ней следовали: «Sonnenfinsternis» (Затмение солнца, 1898), «Ignorabimus» (He узнаем, 1913 г.). Но эти пьесы беспринципны и неопределенны по своей установке. После расцвета в 80-х и 90-х гг. творчество Г. становится все более и более беспочвенным и теряет свое значение. Написанные вместе с Гершке драмы — «Gaudeamus» (Будем радоваться, 1908) и «Frammulus» [1909] — не имеют большой ценности. — Г. является типичным выразителем идеологии мелкобуржуазной интеллигенции, которая в эпоху расцвета немецкой промышленности в конце XIX в. героически отстаивала в неблагоприятных для нее условиях право на существование, но не могла внести ничего своего ни в область хозяйственной жизни, ни в художественное творчество Германии. Постоянная неуравновешенность этой группы скоро приводит к краху ее писателей. Г. теряет почву под ногами. «В действительности случай с Гольцем, — как указывает правильно Франц Меринг, — это трагический случай: большой и богатый талант напрасно старается своими силами удержать судьбу, обрекшую его класс на неотвратимую гибель». Библиография: I. Neue Folge, Berlin, 1892; Johannes Schlaf, 2 Aufl., 1905; Die befreite deutsche Wortkunst, Wienn u. Lpz., 1921; Kindheitsparadies, Berlin, 1924; Neun Liebesgedichte, 1924. II. Троцкий Л. Д., Затмение солнца, газ. «Киевская мысль», 1908, № 295 (подпись: Антид Ото; перепеч. в его книге «Лит-ра и революция», Гиз, М., 1923; 2-е изд., М., 1924); Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1913 (в гл. V о Шлафе); Bahr Hermann, Studien zur Kritik der Moderne, Frankfurt a/M., 1894; Lublinski S., Die Bilanz der Moderne, Berlin, 1904; Его же, Der Ausgang der Moderne, Dresden, 1909; Lessing O. E., Die neue Form. Ein Beitrag zum Verstandnis des deutschen Naturalismus, Dresden, 1910; Ress Rob., Arno Holz und seine kunstlerische weltkulturelle Bedeutung, Dresden, 1913; Fischer W. Hans, Arno Holz. Eine Einfuhrung in sein Werk, Berlin, 1923; Schar, Arno Holz, seine dramatische Technik, 1926; Arno Holz und sein Werk. Deutsche Stimmen zu seinem 60 Geburtstage, Berlin, 1923; Статьи в журн.: Mehring Franz, Aesthetische Streilzuge, «Die Neue Zeit», 1898—1899, S. 538—544; Lublinski S., Holz und Schlaf. Ein zweifelhaftes Kapitel Literaturgeschichte; Bleibtreu Karl, Revolution der Literatur. А. Запровская
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОЛЬЦ


будет выглядеть так: Что такое ГОЛЬЦ