Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОЛЬБАХ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(Holbach)
        Поль Анри [1723, Эдесхейм, Пфальц, — 21.6.1789, Париж], французский философ-материалист и атеист, идеолог революционной франц. буржуазии 18 в. Родился в семье нем. коммерсанта. Г. был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. В парижском салоне Г., ставшем одним из центров просветительской и атеистической мысли предреволюционной Франции, встречались Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. Д'Аламбер, Ж. Л. Бюффон, Ж. А. Нежон и др.; одно время здесь бывал и Ж. Ж. Руссо. Главное сочинение — «Система природы» (1770, рус. перевод 1924 и 1940).
         Г. был крупнейшим систематизатором мировоззрения франц. материалистов 18 в. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Г., есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элементарными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых — протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение. Движение, все формы которого Г. сводил к механическому перемещению, является неотъемлемым свойством природы, материи. Считая человека частью природы, всецело подчинённой её законам, Г. отрицал свободу воли. Г. последовательно развил материалистический сенсуализм Дж. Локка.
         Г. критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, отстаивал необходимость ограничения королевской власти. Опираясь на отвлечённое понятие человеческой природы, Г. сводил социальное к индивидуальному, искал объяснения общественных явлений в законах природы и разделял идеалистическую договорную теорию происхождения общества (см. Общественный договор). Развитие человеческого общества, по мнению Г., есть результат деятельности правительств, выдающихся личностей, роста просвещения и т. д. Осуществления «царства разума» Г. ожидал в результате появления просвещённого монарха, гуманного законодателя. Основой поведения человека он считал его интерес, пользу. В числе других французских материалистов он выдвинул положение о формирующей роли социальной среды по отношению к личности. Наряду с Гельвецием (См. Гельвеций) Г. сыграл определённую роль в идейной подготовке утопического социализма (См. Утопический социализм) 19 в. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 147—48).
         Г. принадлежат написанные в духе буржуазного просветительства остроумные атеистические произведения. Из-за преследований со стороны церковников произведения Г. выходили анонимно, и, как правило, за пределами Франции.
         Соч.: Textes choisis, v. 1—, P., 1957 —; в рус. пер.— Избр. произв., т. 1—2, М., 1963.
         Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 409—12; Плеханов Г. В., Избранные философские произведения, т. 2, М., 1956, с. 36—78; Беркова К. Н., П. Гольбах, 2 изд., М., 1923; Альтер И. М., философия Гольбаха, М., 1925; Залманович А. В., Атеизм Гольбаха, «Уч. зап. Тульского государственного педагогического института», 1955, в. 6; Волгин В. П., Социальные и политические идеи Гольбаха, «Новая и новейшая история», 1957, №1, с. 29—55; Cushing М. P., Baron d'Holbach, N. Y., 1914; Hubert R., D'Holbach et ses amis, P., 1928; Naville P., P. d'Holbach et la philosophie scientifique au 18 siecle. P., 1943.
         М. Д. Цебенко.
        П. А. Гольбах.
Современная Энциклопедия
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723 - 89), французский философ. Активно сотрудничал в "Энциклопедии" Д. Дидро и Ж. Д'Аламбера. Систематизатор взглядов французских материалистов 18 в. В объяснении общественных явлений отстаивал положение о формирующей роли среды по отношению к личности. Идеи Гольбаха повлияли на утопический социализм 19 в. Главное сочинение - "Система природы" (1770).
История философии. Энциклопедия
ГОЛЬБАХ, (Holbach) Поль Анри (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения: "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" (1770), "Разоблаченное христианство" (1761), "Карманное богословие" (1768), "Здравый смысл" (1772) и др. Г. разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Г. предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Г., материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение Г. определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Г., была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Г. стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Г., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Г., как и Гельвеции, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Г. был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев. В теории познания Г. придерживался принципа материалистического сенсуализма, был непримиримым противником агностицизма и учения о врожденных идеях. Саркастически остроумно Г. выступал с критикой религии и церкви. Г., наряду с Гельвецием, сыграл большую роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.
Е. В. Петушкова
История философии. Грицианов
(Holbach) Поль Анри (1723—1789) — французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения: ‘Система природы, или О законах мира физического и мира духовного’ (1770), ‘Разоблаченное христианство’ (1761), ‘Карманное богословие’ (1768), ‘Здравый смысл’ (1772) и др. Г. разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Г. предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Г., материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства (‘Система природы’). Движение Г. определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Г., была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Г. стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек — продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Г., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Г., как и Гельвеции, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Г. был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев. В теории познания Г. придерживался принципа материалистического сенсуализма, был непримиримым противником агностицизма и учения о врожденных идеях. Саркастически остроумно Г. выступал с критикой религии и церкви. Г., наряду с Гельвецием, сыграл большую роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.
Новый философский словарь
(Holbach)
Поль Анри (1723-1789) - французский философ, один из основателей школы французского материализма и атеизма, выдающийся представитель французского Просвещения, идеолог революционной французской буржуазии 18 в. По происхождению немецкий барон. Основные сочинения: "Система природы, или О законах мира физического и мира духовного" (1770), "Разоблаченное христианство" (1761), "Карманное богословие" (1768), "Здравый смысл" (1772) и др. Г. разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей неза-висимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Г. предпринял попытку соединить естественнонаучные представления о свойствах и структурной организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Г., материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства ("Система природы"). Движение Г. определял как способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Г., была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Г. стоял на позициях эволюционизма, считал, что человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы. Сущность человека, по Г., проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. Г., как и Гельвеции, попытался перенести принцип материалистически понятого сенсуализма на объяснение общественной жизни. Отстаивал учение о ведущей роли потребностей и интересов в социальном развитии, о формирующей роли среды по отношению к личности с ее потребностями. Г. был сторонником договорной теории происхождения общественных институтов, в том числе государства. Мерилом свободы членов общества Г. считал благо общества в целом. Выступал с резкой критикой феодальных устоев. В теории познания Г. придерживался принципа материалистического сенсуализма, был непримиримым противником агностицизма и учения о врожденных идеях. Саркастически остроумно Г. выступал с критикой религии и церкви. Г., наряду с Гельвецией, сыграл большую роль в духовной подготовке Великой французской революции 18 в.
Е.В. Петушкова
Философский словарь
Поль Аири (1723 — 89) — фр. философ-материалист и атеист. По происхождению нем. барон, однако большую часть жизни провел во Франции. Гл. труд Г. “Система природы” (1770) был сожжен по решению парижского парламента. Др. его работы — “Разоблаченное христианство” (1761), “Карманное богословие” (1768), “Здравый смысл” (1772). Г. выступил с критикой религии и идеалистической философии, особенно учения Беркли. В идеализме Г. видел химеру, противоречащую здравому смыслу. Возникновение религии объяснял темнотой, страхом одних и обманом др. Материя, по Г., — это “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства”. Она состоит из неизменных и неделимых атомов, осн. свойства к-рых — протяженность, вес, фигура, непроницаемость. Движение — также атрибут материи — Г. рассматривал как простое перемещение тел в пространстве. Человек, по Г., — часть природы, подчиненная ее законам. Отстаивая детерминизм, Г. вместе с тем понимал причинность механистически. Отрицал объективное существование случайностей, определял их как явления, причины к-рых нам неизвестны. В теории познания придерживался сенсуализма, выступал против агностицизма. В политике Г. — сторонник конституционной монархии, а в ряде случаев — просвещенного абсолютизма. Во взглядах на об-во Г. — идеалист, утверждал, будто “мнения правят миром”. Решающую роль в истории придавал деятельности законодателей. Путь к освобождению людей видел в просвещении. Незнание своей собственной природы, по Г., привело род человеческий к тому, что он оказался порабощенным и стал жертвой правительств. Развивающееся буржуазное об-во Г. трактовал как царство разума.
Философский энциклопедический словарь
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри, барон (род. 1723, Гейдесгейм, Пфальц – ум. 21 июня 1789, Париж) – франц. философ; соратник Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании «Энциклопедии», автор «Systeme de la nature ou des lois du monde physique et du monde moral», 1770 (рус. пер. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного», 1924) – главного произв. франц. материализма и атеизма; в нем дается систематическое краткое изложение сенсуализма, детерминизма и атеизма, утверждается вечность и несотворенность материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает все многообразие реального мира. То, что в материи выступает как инерция, притяжение и отталкивание, в сознании обнаруживается как косность, любовное влечение, ненависть.
Философский энциклопедический словарь 2
        (Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм, Пфальц,— 21.6.1789, Париж), франц. философ, один из основателей школы франц. материализма и атеизма 18 в., идеолог революц. буржуазии. Был соратником Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании возглавлявшейся Дидро «Энциклопедии». В фи-лос. салоне Г. обсуждались вопросы экономич., со-циально-политич. и духовного обновления Франции, преодоления сословного неравенства и деспотич. формы правления.
        Разносторонние естеств.-науч. знания Г. способствовали обоснованию материалистич. философии и атеизма, систематич. критике идеализма и религии. В осн. филос. соч. «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» (т. 1—2, 1770, рус. пер. 1924) Г. утверждает вечность и несотворённость материи, которая в процессе постепенного развития и изменения порождает всё многообразие реального мира. Вселенная, по Г., представляет собой движущуюся материю, движение является способом существования материи, необходимым образом вытекающим из её сущности. Однако, говоря о единстве материи и движения, Г. понимал движение механистически. Меха-нистич. ограниченность проявилась и в понимании им детерминизма, объективной закономерности, случайности и необходимости и др.
        Теория познания Г. опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на признание первичности материи и вторичности всех форм сознания. Г. был противником агностицизма, отстаивая способность чело-веч. разума познавать мир и его законы. Вместе с тем теория отражения Г. несла на себе отпечаток созерцательности, свойственной домарксовскому материализму, поэтому Г. не раскрыл активной природы сознания и роли обществ. практики в познании.
        Материалистич. понимание природы сочеталось у Г. с историч. идеализмом, с признанием сознания и воли выдающихся личностей решающей силой обществ. развития. В понимании обществ. явлений у Г. имелись отд. материалистич. моменты: идеи о роли среды в формировании личности, о значении материальных интересов в обществ. развитии и др.
        Г. развил всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное назначение, состоящее в дезориентации нар. масс, защите интересов короля и дворянства, борьбе против науки и культуры, однако с позиций идеалистич. понимания истории он не сумел вскрыть социальные корни религии, считая её порождением невежества и сознат. обмана со стороны духовенства. Г. уделил много внимания критич. оценке религ. нравственности и обоснованию утилитаристской этики.
        В «Естеств. политике...» («La politique naturelle...», v. 1—2, L., 1774) Г. показал реакц. сущность феод. политич. строя и обосновал неизбежность его падения.
        Отвергая феод. форму собственности, он отрицал перспективу обществ. собственности, обосновывал утверждение бурж. порядков, однако объективно мн. стороны учения Г. содействовали возникновению утопич. социализма 18 в.
        Systeme social..., v. i—3, L., 1773; Le bon sens, ou Idees naturelles opposees aux idees surnaturelles, L., 1786; La morale universelle..., v. 1—3, P., 1820; Textes choisis, v. l, P., 1957; в рус. пер.— Священная зараза.—Разоблаченное христианство, М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956; Карманное богословие, М., 1959; Избр. произв., т. 1—2, М., 1963.
        Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; и ? ж е, Немецкая идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., АнтиДюринг, там же, т. 20; его же, Людвиг Фейербах..., там же, т. 21; Ленин В. И., Три источника и три составных части марксизма, ПСС, т. 23; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. -15; Кочарян М. Т., Поль Г., М., 1978; Акулов П. В., М а л ю к О. П., Поль Г.— критик религ. догматов, М., 1975; N a v i 1 1 е Р., D'Holbach et la Philosophie scientifique au XVIII siede, nouv. ed., P., 1967; Skrzypek M., Holbach, Warsz., 1978.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОЛЬБАХ


будет выглядеть так: Что такое ГОЛЬБАХ