Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГОФМАНСТАЛЬ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
        Хофмансталь (Hofmannsthal) Гуго фон (1. 2. 1874, Вена, — 15. 7. 1929, Родаун), австрийский писатель, эссеист. Происходил из аристократической семьи. Изучал право и филологию в Вене. Выступил в 90-х гг. Отдал дань импрессионизму, символизму, неоромантизму. Неприятие буржуазной действительности и бескрылого натурализма в литературе привело Г. к культу красоты и наслаждений (одноактная драма «Смерть Тициана», 1892). В его сборнике «Стихотворения и маленькие драмы» (1907) наряду с ущербными настроениями выражена мечта о полноценной жизни, которую не могут дать эстетизм и гедонизм (пьеса «Безумец и смерть», 1894, изд. 1899). Однако в вольных переработках трагедий Софокла и Еврипида. («Электра», 1904—06, «Эдип и сфинкс», 1906) герои воплощают жестокость, патологическую чувственность или являются безвольными жертвами рока. В стилизациях под средневековые мистерии («Всякий человек», 1911; «Зальцбургский большой театр жизни», 1922) углубляются декадентские идеи пессимизма и мистика. К Октябрьской революции в России Г. отнёсся враждебно, аристократически отвергнув власть народа (драма «Башня», 1925).
         Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—12,. Fr./M., 1947—56; Die Gedichte und kleinen Dramen, Lpz., 1958; в рус. пер. — Драмы, М., 1906.
         Лит.: Аксельрод И., Литературно-критические очерки, Минск, 1923; История немецкой литературы, т. 4, М., 1968; Hammelmann H. A., Hugo von Hofmannsthal,. New Haven, 1957; Hamburger M.,. H. von Hofmannstha], Gott., [1964]: Weber H., H. von Hofmannsthal. Bibliographie..., B., 1966.
         Г. С. Слободкин.
Современная Энциклопедия
ГОФМАНСТАЛЬ (Хофмансталь) (Hofmannsthal) Гуго (Хуго) фон (1874 - 1929), австрийский писатель. В неоромантическо-символистских драмах ("Смерть Тициана", 1892; "Авантюрист и певица", 1899; "Император и ведьма", 1900; "Башня", 1925) - проблемы жизни и смерти, культ красоты, мистика, эстетизация рока и патологической чувственности.
Литературная энциклопедия
Гуго, фон [Hugo v. Hofmannsthal, 1874—1929] немецкий писатель. Расцвет его творчества относится к началу XX в. Ученик Ст. Георге (см.), он выражает аристократическую струю западного символизма. Поэт угасающей аристократии, Г. четко и художественно выразил созерцательное, эстетическое мироощущение этого класса в период его увядания, его неспособность к активному участию в жизни. Г. раскрывается целиком в одной из ранних лирических драм «Der Tor und der Tod» (Безумец и смерть, 1899); дальнейшее творчество развертывает центральный образ этой драмы — Клавдио, «человека усталой крови». Основной психологический мотив его — усталость и пресыщенность созерцательным эстетизмом и в то же время сознание обреченности своего стремления к полноте действенных переживаний. Клавдио, молодой эстет, только в минуту смерти понимает необходимость подлинного, интенсивного переживания и в
681 смерти приветствует впервые полноту жизни. Так Г. осознал неутолимость своей жажды преодолеть душевный холод, свою усталость. Отсюда три пути его творчества: показ самого противоречия в его неразрешимости, попытки некоторого утверждения эстетизма, построений (всегда неудачных) своей ультрадейственной реальности. Ошибочно обычное представление о Г. как о типичном художнике импрессионизма, поэте мимолетного переживания. Уже первая лирическая драма Г. — «Gestern» (Вчера, 1891) — дает в образе Андреа крушение философии мгновения: «Вчера» — обреченность стремления жить мгновением; мотив прошлого, «вчера», — сознание его власти тяготеет над всем творчеством Г. Другая вариация того же основного противоречия — в лирической драме «Die Frau im Fenster» (Женщина в окне, 1899). Ожидание интенсивнейшего часа жизни — любви — прерывается смертью. Тот же мотив развертывает одна из лучших драм Г. — «Der Abenteurer und die Sangerin» (Авантюрист и певица, 1905), где авантюрист, т. е. человек, как бы предназначенный для действенной жизни, раскрывает свою душевную опустошенность. Аналогичный образ, воплощающий внутреннюю неспособность к действию, замыкает в эстетизированную рамку Венеции XVIII в. драма «Das gerettete Venedig» (Спасенная Венеция, 1905). Лирическая драма «Der Tod des Tizian» (Смерть Тициана, 1899) пытается дать в образе Тициана самоутверждение эстетизма, но мотив смерти, тяготеющий над этой драмой, и здесь подчеркивает его обреченность. Попытки же создания драмы действия — «Elektra» (Электра, 1903) и др. — терпят неудачу, поскольку действие неизбежно низводится к драматической позе. Свои образы Г. эстетизирует или путем использования сюжетов литературных произведений, или путем развертывания образа неудовлетворенного эстета на фоне эпох, излюбленных эстетизмом — Ренессанс, античность, Венеция XVIII в. и т. д. Основной психологический мотив Г. — неспособность к действию — обусловливает статичность композиции его драм. Патетика жеста дана как застывшее на картине действие, большинство драм Г. являются драматизированной лирикой. Отсюда специфический жанр Г. — маленькие «лирические драмы» в стихах. Статичность композиции в лирике выражается в использовании строгих форм — сонета, терцин («Gesammelte Gedichte» — «Собр. стихов», 1907), чему соответствует законченность стиха драм. Мотив опустошенности, увядания находит выражение в характере символики природы — картинах осени, заката, вечера. Эстетизированию сюжета, пейзажа соответствует построение стилистических образов, эпитетов и лексики, с одной стороны, на принципе орнаментального нанизывания декоративно-эстетических представлений, с другой — на их группировке вокруг психологических мотивов
682 зрелости, усталости, увядания, сна и т. д. Этот характер их подчеркнут медлительной музыкальностью стиха. В последние годы Г. дает вещи в совершенно новом для него плане — результат изменившейся психологии аристократии. Они проникнуты покаянием и морализирующим отрицанием капиталистической цивилизации. Прозвучавшие намеком в стилизованной притче о богаче — «Jedermann» [1912] — эти тенденции развертываются в пьесе «Das Salzburger Grosse Welttheater» (Зальцбургский Большой театр жизни, 1923) и в трагедии «Der Turm» (Башня, 1925), построенных на принципах драматургической техники экспрессионизма. Первая делает героем «пьесы, идущей на сцене жизни», нищего, вторая — в образе принца, заключенного в башню властью, разрешает трагический конфликт силы (капитализм) и духа (аристократии) утверждением внутреннего царства духа. Это единственно возможное для отмирающего класса разрешение типично для разоряющейся аристократии послереволюционного периода, ставшей в положение «униженной» и потому оппозиционной социальной группы. Эти пьесы не означают нового расцвета творчества Г., и оно остается в истории литературы ярким выражением закатно-аристократического эстетического мироощущения. Библиография: I. Не упомянуты выше следующие произведения: трагедии — «Oedipus und Sphinx» (Эдип и сфинкс, 1905), «Alkestis» (Алкеста, 1906); оперетты — «Rosencavalier» [1911], (Ariadne auf Naxos» (Ариадна на Наксосе, 1912); новеллы и комедии в собр. сочин. (6 тт., 1924). Русск. перев.: Драмы, Смерть Тициана, Безумец и смерть, Женщина в окне, Свадьба Зобеиды, Авантюрист и певица, перев. С. Орловского, М., 1906; Электра, Трагедия, перев. О. Чюминой, СПБ., 1907 (неоднократно ставилась на сцене); Дары жизни, Пьеса, перев. О. Чюминой, СПБ., 1908; Сказка 672 ночи, перев. О. Норвежского, СПБ., 1908; Приключение маршала, СПБ., 1909; Царь Эдип, приспособл. для современной сцены, перев. Т. Щепкиной-Куперник, изд. С. Рассохина, 1911. Несколько переводов изданы в «Универс. библиотеке», изд. «Польза» и в «Западных сборниках», т. I, М., 1908 (здесь перев. «Сказка»). В 1923 изд-вом «Мысль» изд. «Сложный характер», Ком. в 3 д., перев. И. Мандельштама. Gesammelte Werke, 6 Bde, 1924; Briefwechsel mit Richard Strauss, 1926. II. Фриче В. М., Основные мотивы западно-европейского модернизма, сб. «Лит-ый распад», кн. 2, СПБ., 1909; Аксельрод Ида, Литературно-критические очерки, Минск; Sulger-Gebing E., H. von Hofmannsthal, 1905; Borchardt R., Hofmannsthal u. Rilke, 1905; Kollmann A., H. von Hofmannsthal, 1907; Hladny E., Hofmannsthals Griechenstucke, 1910; Borchardt R., Rede uber Hoffmannsthal, 1918; Berendsohn W. A., Der Impressionismus Hofmannsthals als Zeiterscheinung, 1920; Thomese I. A., Romantik und Neuromantik mit besonderer Berucksichtigung H. v. Hofmannsthals, 1923. Е. Гальперина
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГОФМАНСТАЛЬ


будет выглядеть так: Что такое ГОФМАНСТАЛЬ