Слово, значение которого вы хотите посмотреть, начинается с буквы
А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   Я

ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Большая советская энциклопедия (БЭС)
(нем. Tiefenpsychologie)
        обозначение ряда направлений современной зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на «поверхности» сознания. Границы Г. п. не поддаются чёткому определению; она охватывает разнообразные течения и школы (учения З. Фрейда, К. Г. Юнга, А. Адлера, эгопсихология, Неофрейдизм и т.д.). В трактовке мотивов поведения человека активную динамическую роль Г. п. отводит бессознательным мотивациям (см. Бессознательное), которые изучаются специфическими для Г. п. методами (приёмы психоанализа, метод свободных ассоциаций, прожективные тесты, метод психодрамы). Возникнув из потребностей психотерапии, Г. п. сохраняет связи с медицинской психологией. Со своей стороны, она стимулировала развитие новой отрасли медицины, рассматривающей значение психологических факторов в соматических заболеваниях (т. н. психосоматическое направление в медицине). Однако патологические состояния психики трактуются в Г. п. не как болезни в обычном понимании, а как выражение общечеловеческих трудностей и психических конфликтов, принявших лишь резко выраженную открытую форму. Так, Фрейд, исходя из клинической практики, выдвинул представление о бессознательных психических механизмах, лежащих в основе неврозов, сновидений, ошибочных действий и т.д. Эти феномены он объяснял как «компромиссное образование», отражающее конфликт между бессознательными влечениями и установками сознательного «Я» (или как результат столкновения двух принципов психической деятельности — «принципа удовольствия» и «принципа реальности»). Фрейд сформулировал основную систему понятий Г. п. (Вытеснение, символизация, фиксация, регрессия и др.). Адлер выделяет в качестве главного мотива стремление индивида к самоутверждению («воле к власти»). Система Адлера стала одним из источников позднейших «культурно-социологических» течений Г. п. (главным образом в США — К. Хорни, Э. Фромм, Х. Салливан и др.). С др. стороны, Юнг расширяет представление о структуре и функциях бессознательного, которое у него включает также коллективное бессознательное. Учения Фрейда и Юнга получили довольно широкое распространение и за пределами собственно психологии, в истории культуры, в частности юнговское истолкование мифов, символов, религиозно-магических обрядов как образов коллективного бессознательного (архетипов). Реакция на преувеличенный интерес к бессознательному проявилась в т. н. эгопсихологии (получила развитие с 1940-х гг. прежде всего в США — Х. Хартман, П. Федерн и др.), выдвигающей на первый план значение сознательное «Я» (Эго). В последнее время особенно развились новые направления Г. п., находящиеся под прямым воздействием философских концепций феноменологии (См. Феноменология) и Экзистенциализма (главным образом в Швейцарии и ФРГ, например «экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера, Швейцария и др.). Наряду с тенденцией к интеграции Г. п. с философской антропологией (См. Философская антропология) (например, в медицинской антропологии немецкого физиолога В. Вайцзеккера) характерны истолкования Г. п. в духе Неотомизма («новая венская школа») и др. Течения Г. п. в США в значительной степени находятся под влиянием Неопозитивизма и Бихевиоризма; попытки синтеза различных течений Г. п. (Р. Манро и др.) не увенчались успехом. При оценке Г. п. как неоднородного и сложного комплекса следует отличать выдвинутые ею методы терапии, некоторые установленные новые факты из области психологии бессознательного от их философско-теоретических истолкований, которые часто имеют иррационалистический или механистический характер.
         Лит.: Морозов В. М., Глубинная психология и психиатрия, «Журнал невропатология и психиатрии им. С. С. Корсакова», 1958, т. 58, в. 11; Современная психология в капиталистических странах, М., 1963; Какабадзе В. Л., Понятие бессознательного в глубинной психологии, в сборнике: Проблемы сознания, М., 1966; Munroe R., Schools of psychoanalytic thought, N. Y., 1956; Wyss D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart, 3 Aufl., Gott., 1970.
         Д. Н. Ляликов.
Большой психологический словарь
(англ. depth psychology) — общее название большого количества концепций в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных процессов, побуждений, мотивов, стремлений в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности. Г. п. включает гормическую психологию, психоанализ, неофрейдизм, в т. ч. аналитическую и индивидуальную психологии.
Краткий психологический словарь
— ряд направлений западной психологии, придающих решающее значение в организации человеческого поведения иррациональным побуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за «поверхностью» сознания, в «глубинах» индивида. Наиболее известные направления Г. п. — фрейдизм, индивидуальная психология А. Адлера, аналитическая психология К. Юнга, «гормическая» концепция В.Мак-Дугалла, экзистенциальный анализ Л. Бинсвангера, неофрейдизм. Идеи Г. п. оказали влияние и на медицину. Отвергнув интроспективное воззрение, отождествившее психику с ее «явленностью» сознанию субъекта, Г. п. отстаивала версию о том, что главные причины действий человека изначально заложены в его психическом динамическом устройстве, бессознательном по своей сущности.
Психологический словарь (И.М.Кондаков)
Этимология.
Происходит от греч. psyche - душа + logos - учение.
Категория.
Ряд направлений в психологии и психиатрии.
Специфика.
Основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные в конечном счете биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности. Человек предстает здесь как трехчастная структура, состоящая из Я (сознания), Оно, Супер-Эго. Часть конфликтных событий, которая не была истолкована, устраняется из Я - вытесняется в область бессознательного, при их проникновении в Я возникает внутреннее противоречие. В Оно находятся потребности, которые, в соответствии с традиционной психоаналитической трактовкой имеют асоциальный характер и находятся под давление социальных норм и социальных отношений Я (Супер-Эго).
В результате развития этой школы произошел отход от постулирования исключительно биологической детерминации и сформировалась ориентация на социальную мотивацию. Это характерно, например для А.Адлера в его американский период, для культурной школы А.Кардинера и социо-биологического направления Э.Эриксона.
Виды.
К глубинной психологии могут быть отнесены:
• гормическая психология,
• психоанализ,
• неофрейдизм,
• аналитическая психология,
• индивидуальная психология.
Литература.
Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart. Gottingen, 1970
Социологический Энциклопедичечкий Словарь
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. см. ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ.
Новый философский словарь
собирательное понятие, посредством которого обозначают ряд различных направлений, течений, школ и концепций психологии, придающих особое значение деятельности и исследованию разнообразных бессознательных компонентов, механизмов и процессов, скрытых в глубинах психики человека. Обычно к Г.П. относят психоанализ Фрейда, индивидуальную психологию Адлера, аналитическую психологию Юнга, неофрейдизм (Хор-ни, Фромм и др.). Иногда - эгопсихологию Фрейд, экзистенциальный анализ Л.Бинсвангера, гормическую психологию У.Мак-Дугалла, психосоматику Ф. Александера, неопсихоанализ Г.Шульц-Генке и др. Понятие Г.П. было введено в научный оборот в конце 19 в. швейцарским психиатром Э.Блейлером для обозначения отрасли психологии, исследующей феномен бессознательного.
В.И. Овчаренко
Философский энциклопедический словарь
ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ (нем. Tiefenpsychologie) – раздел психотерапии, который основывается на теориях Зигмунда Фрейда, Альфреда Адлера и Карла Юнга, но отвергает, как искажающее действительность упрощение и биологизм, положение о том, что психическая жизнь человека (исключительно или преимущественно) определяется сексуальными влечениями, силой и стремлением к значимости или либидонозным коллективно-бессознательным». В качестве одной из сил такого «бессознательного» может также рассматриваться нравственное. «Где духовное Я погружается в сферу бессознательного как в свою последнюю основу, там можем мы, смотря по обстоятельствам, говорить о знании, любви или об искусстве. Где, наоборот, в сознание врывается психофизическое Оно, там имеем мы дело с неврозом и психозом» (В. Э. Франкль; см. ЛОГОТЕРАПИЯ). По отношению к психоанализу глубинная психология представляет собой такой же поворот к недогматическому пониманию психической жизни, как целостная психология – по отношению к физиологической психологии Вундта. Духовное начало у человека не есть только результат сублимирования стремлений, оно не является своего рода сопутствующим явлением телесно-психического комплекса, а изначально существует наряду с ним. Следовательно, психические неврозы возникают не только в результате психических травм раннего детства и не только из т. н. Эдипова комплекса (совокупность неосознанных, «вытесненных», сексуально окрашенных отношений ребенка к своим родителям), но и из расшатывания сверхличных образований и норм. Большую опасность для личности представляет т. н. комплекс Каспара Хаузера, который складывается у подростков благодаря чувству одиночества. Оно возникает тогда, когда семья (как это теперь часто бывает) не может дать ребенку достаточно нежности и любви, необходимых ему для развития его социальных сил. Этот комплекс препятствует в дальнейшем возникновению полноценных отношений с др. людьми; внутри социальных групп, в которые попадает такой человек, он превращается в безликую часть. Современного человека в массе можно рассматривать как человека, имеющего этот комплекс. Глубинная психология и социальная психология, взаимодействуя, обогащают друг друга. «Бессознательное», согласно глубинной психологии, не является автономной движущей силой, независимым эндотимом (см. ЭНДОТИМНЫЙ). Совместно с осознанным и сферой сверх-Я (в первую очередь социальные связи и этические ценности) оно образует общее поле, внутри которого не может произойти ничего такого, что не оказывало бы влияния на все точки этого поля. Старый вопрос о соотношении души и тела исследуется глубинной психологией с позиции совершенно нового метода – психосоматики. Душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления живого. Как квант света может проявлять себя то как корпускула, то как волна, точно так же живое проявляет себя то как тело, то как душа. Как лечебный метод психосоматика исходит из того, что нет ни одной болезни организма, которой не сопутствовали бы психические причины. Методы глубинной психологии копируют методы психоанализа. Тест состоит в том, что пациент путем наводящих вопросов лечащего врача побуждается к высказыванию о том, что его угнетает.
Философский энциклопедический словарь 2
        (нем. Tiefenpsychologie), обозначение ряда направлений совр. зарубежной психологии, сделавших предметом своего исследования т. н. глубинные силы личности, её влечения и тенденции, которые противопоставляются процессам, происходящим на «поверхности» сознания. Границы Г. н. не поддаются чёткому определению; она охватывает разнооб·-разные течения и школы (учения Фрейда, Юнга, Адлера, эгопсихология, неофрейдизм и т. д.). В трактовке мотивов поведения человека активную динамич. роль Г. п. отводит бессознат. мотивациям (см. Бессознательное), которые изучаются специфич. для Г. п. методами (приёмы психоанализа, метод свободных ассоциаций, прожективные тесты, метод психодрамы). Возникнув из потребностей психотерапии, Г. п. стимулировала развитие новой отрасли медицины, рассматривающей значение психология, факторов в соматич. заболеваниях (т. н. психосоматика). Однако патология, состояния психики трактуются в Г. п. не как болезни в обычном понимании, а как выражение общечеловеч. трудностей и психич. конфликтов, принявших лишь резко выраженную открытую форму. Так, Фрейд, исходя из кли-нич. практики, выдвинул представление о. бессознат. психич. механизмах, лежащих в основе неврозов, сновидений, ошибочных действий и т. д. Эти феномены он объяснял как «компромиссное образование», отражающее конфликт между бессознат. влечениями и установками сознат. «Я» (или как результат столкновения двух принципов психич. деятельности — «принципа удовольствия» и «принципа реальности»). Фрейд сформулировал осн. систему понятий Г. п. (вытеснение, символизация, фиксация, регрессия и др.). Адлер выделил в качестве гл. мотива стремление индивида к самоутверждению («воля к власти»). Система Адлера стала одним из источников позднейших «культурносоциоло-гич.» течений Г. и. (гл. обр. в США — К. Хорни, Фромм, X. Салливан и др.). С др. стороны, Юнг расширяет представление о структуре и функциях бессознательного, которое у него включает также коллективное бессознательное. Учения Фрейда и Юнга получили довольно широкое распространение и за пределами собственно психологии, в истории культуры, в частности юнговское истолкование мифов, символов, религ.-ма-гич. обрядов как образов коллективного бессознательного (архетипов). Реакция на преувеличенный интерес к бессознательному проявилась в т. н. эгопсихологии (получила развитие с 1940-х гг. прежде всего в США — X. Хартман, П. Федерн и др.), выдвинувшей на первый план значение сознат. «Я» (Эго). В сер. 20 в. развились новые направления Г. п., находящиеся под прямым воздействием филос. концепций феноменологии и экзистенциализма (гл. обр. в Швейцарии и ФРГ, напр. «экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера и др.). Наряду с тенденцией к интеграции Г. п. с филос. антропологией (напр., в мед. антропологии нем. физиолога В. Вайцзеккера) характерны истолкования Г. п. в духе неотомизма («новая венская школа») и др. Течения Г. п. в США в значит. степени находятся под влиянием неопозитивизма и бихевиоризма; попытки синтеза различных течений Г. п. (Р. Манро и др.) не увенчались успехом. При оценке Г. п. как неоднородного и сложного комплекса следует отличать выдвинутые ею методы терапии, некоторые установленные новые факты из области психологии бессознательного от их философско-теоретич. истолкований, которые часто имеют иррациона-листич. или механистич. характер.
        Какабадзе В. Л., Понятие бессознательного в Г. п., в сб.: Проблемы сознания, М., 1966; M u n r о е R., Schools of psychoanalytic thought, N. ?., 1956; W y s s D., Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart, Gott., 19703.
Если вы желаете блеснуть знаниями в беседе или привести аргумент в споре, то можете использовать ссылку:

будет выглядеть так: ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ


будет выглядеть так: Что такое ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ